
\"Новая газета\" 16 января 2002 год.
Юрий Репин — один из самых известных людей нашего города. Последние лет восемь он как фотограф присутствует практически на всех общественно значимых городских мероприятиях, Его фотографии вот уже много лет публикуется в энгельссских и саратовских газетах. Он участник и организатор многих фотовыставок.
Его не назовешь молчаливым или неразговорчивым, однако впервые Юрий согласился дать, большое интервью в средствах массовой информации.

Сегодня гость нашего \"Светского салона\" - энгельсский фотокорреспондент и фото художник Юрий Репин.
- Юрий, что для тебя сейчас фотография?
- Образ жизни, работа и творчество -то есть практически все.
- Твои фотоснимки можно увидеть чуть ли не в каждой местной газете, и при этом ты часто говоришь о какой-то невостребованности...
- Почему же? Я рад, что газеты проявляют интерес к фотографии. Современное восприятие таково: если у статьи нет фото оформления, ее просто не будут читать.
Не все редакторы это еще понимают.
- Я думаю, понимают все, да вот только деньги есть не у всех, чтобы эти фотографии покупать.
Фотография - основа современной газеты, на Западе это уже давно поняли. Там порою фотоснимок даже первичен, то есть является причиной написания статьи. Неслучайно там появились папарацци — своеобразные фото-охотники, которые за один удачный снимок могут отхватить целое состояние. У нас в России-папарацци нет, потому что ни одна газета не в состоянии отвалить фотографу, допустим, тысячу долларов за супер снимок. У нас предпочитают перепечатывать супер снимки, часто нарушая при этом авторские права.
Кстати, уже сейчас в Москве стоимость профессиональной фотографии с передачей авторских прав превышает 250 долларов. В саратовских
нем... 50 рублей, ну а в Энгельсе и того меньше. При этом говорят, что я много прошу. Свое сотрудничество с газетами я расцениваю как своеобразную благотворительность, как благодарность за то, что они в общем-то сделали мне имя. Сотрудничество даже со всеми газетами не окупило бы и части стоимости той профессиональной аппаратуры, которая необходима профессиональному фотографу.
Говоря о востребованости я имел в виду конечно же другое более серьезные вещи. Ты никогда не задумывался, почему так. мало у нас в краеведческом музее и архиве фотографий с видами старого Покровска? Снимков начала века буквально единицы! А вот снимков Саратова - сотни. Даже пореволюционных видов других небольших городов Саратовской губернии много. А у нас — пустота.
Наверное, фотографии не сохранились?
Их и не было! Нет не только в достаточном количестве дореволюционных или довоенных снимков, в архиве нет фотографий открытия автодорожного старого, так и нового. Нет фотографий Юрия Гарина после приземления. Отсутствует вообще фото летопись города! У нас нет в этом плане традиции системы. Мы город людей, не помнящих своего родства.
В архиве есть потрясающий комплект фотографий, на которых эапеча тленно наводнение 1926 года в нашем городе. Они есть и сохранились! лишь благодаря тому, что был заказ! городских властей. Это был один из немногих официальных заказов, это была попытка фотолетописи, лишь попытка...
- Мне действительно всегда странно видеть в нашей администрации огромные голые стены. Как и там великолепно и к месту
смотрелись фотографии старого и современного города!
- Там бы смотрелась великолепно галерея портретов и фотопортретов градоначальников... Многие негативы, к сожалению, безвозвратно утеряны, но еще есть возможность схватить птицу истории за хвост.
- Да хотя бы просто список градоначальников.
- Невостребованными остаются богатейшие фотоархивы Марата Шпиева, Александра Веревкина и других фотографов. У меня богатейший архив - практически фотолетопись рода конца XX века. У жителей города есть масса любительских пезажов и фотографий. Если бы у нас была система, был бы к этому интерес свыше, то все это нашло бы свое место архиве. Но этого, к большому сожалению нет. Судьба одарила наш город такими гран-ионными событиями, но мы по-прежнему-равнодушны к своей истории. Было бы, наверное, здорово, если бы, допустим, каждые пять лет наш муниципалитет делал заказ фотографам на съемку различных уголков города, в том числе и с реперных, постоянных «точек. Это действительно была бы фото летопись.
-У нас нет даже открыток с видами города. Был сделан всего лишь один настенный календарь с городскими пейзажами, и то к 250-летию! Причем все упирается не только в нехватку средств, а в непонимание важности всего этого.
Кстати, горожане проявляют огромный интерес к городским фотографиям. Наши читатели сетуют на то, что у нас очень мало исторических иллюстрированных материалов. Да и опыт первых \"за стекольных\" фотовыставок в витринах центральной библиотеки свидельствует об этом.
Перовую \"за стекольную\" выставку Марата Шпилева - еще при его жизни - сделал Владимир Удалое. После этого я сделал там же стенды к юбилею города - \"История города Фотографиях\". Тогда впервые обнаружил факт что в архиве очень мало исторических снимков. И тогда я впервые понял как интересны они людям. У витрин побывали тысячи горожан! Многие приходили туда специально, чтобы посмотреть, мне кажется, эта выставка в краеведческом музее имела бы не меньший успех потому что наш музеи, к сожалению \"ненасиженное\" место. Именно по этому и возникла позже идея постонно устраивать \"за стекольные\" экспозиции в библиотеке - те же ежегодные итоговые выставки местных мастеров памяти Марата Шпилева. Но идея тормознулась - опять же из-за невостребованности. Она наткнулась на сложившийся менталитет чиновников.
Эти витринные экспозиции, кстати, имеют успех не только у горожан, но и у фотографов. Фотовыставок вообще проводится мало. В первой же выставке памяти Шпилева приняли участие двадцать два фотографа! Причем это еще далеко не все желающие. Можно себе представить, что было бы на следующих выставках! Первая экспозиция длилась два с половиной месяца!
- Почему же наш краеведческий музей не хватается за это обеими руками, ведь фотография популярнее, чем живопись?
- Это вопрос не ко мне... Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить бывшего методиста библиотеки Фаину Романовну Алтынбаеву и бывшего директора ЦБС Нину Николаевну Кунову за горячее содействие в проведении первых \"за стекольных\" выставок.
- Я помню, как был поражен, впервые увидев твои снимки города, сделанные с вертолета.
- Не ты один. Я сам был в шоке от результатов съемки. Город предстал совсем по-другому. И, между прочим, первым, кто оценил эту работу, стал руководитель ночного клуба Эльдорадо\" Александр Камаев. Он заказал мне большие фотографии и устроил выставку - тоже \"за стекольную\" - у себя в клубе. Сейчас часть этих фотографий находится в кафе \"Росинка\".
Я вообще хотел бы отметить Александра Геннадиевича в том смысле, что он один из немногих, кто понимает важность фотографии прежде всего как исторической ценности. Каждое событие в его клубе фиксируется на фотопленку, у него создан богатейший фотоархив, который с годами будет приобретать все большую ценность. Жаль только, что он поздновато понял это -лишь где-то на второй год существования клуба. Поэтому нет фотографий, например, бывшей пельменной, которая раньше была на месте \"Эльдорадо\".
- А может быть, у кого-то из горожан остались любительские фотографии бывшей пельменной, ведь там нередко праздновали свадьбы? Я думаю, клуб \"Эльдорадо\" с радостью приобрел бы эти снимки.
- Это лишь один частный момент. Город должен целенаправленно формировать свой фотоархив... Вспомнил кстати, еще один печальный факт; в ДК \"Дружба\" был богатейший фотоархив Химволокна\" - и практически он уничтожен. Это произошло уже на наших глазах... А вот \"Энгельс-банк\" выпустил карманные календарики с видами города.
После такой глобальной темы как-то язык не поворачивается перейти к разговору об обнаженной натуре и других пикантных сторонах профессии фотографа.
- Мы уже говорили о голых стенах администрации.
- В таком случае разговор о ню продолжим позже. Ну а сейчас традиционный вопрос. Какое самое любимое место в нашем городе?
- Это центр, набережная Но прежде всего - это улица Пушкина от мельницы до Волги.
-Твоя мечта?
- Работать в нормальных условиях.е
с днем рождения! Я как раз хотел бы пожелать, чтобы твоя мечта исполнилась. И очень бы хотелось, чтобы наш разговор зацепил руководителей города, а не прошел впустую.
Александр Бурмистров.
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Менталитет голых стен