Героически проявила себя команда «Саратовского ледокола» и во время Великой Отечественной войны. 27 ноября 1941 года началось формирование Волжской военной флотилии. На базе Саратовского участка Средне-Волжского пароходства была сформирована флотилии под командованием контр-адмирал П.А. Трайнина, в которую и вошел «Саратовский ледокол».
С 24 июня 1942 по январь 1943 года флотилия находилась в оперативном подчинении командующему Сталинградского фронта. К этому времени судно работало неподалеку от Сталинграда на переправе Латошинка — Паромная.
Здесь 29 сентября 1941 года началось строительство железнодорожной магистрали Сталинград — Паромная — Владимирова, которая в период Сталинградской битвы станет главным путем эвакуации населения, единственной рокадой для снабжения Сталинградского фронта.
Всю зиму 1941-1942 годов «Саратовский ледокол» обеспечивал работу паромной переправы. День и ночь суда перевозили грузы в сторону правого берега, воинские части, танки, самолеты, снаряды; обратно вывозились эвакуированные эшелоны с людьми и оборудование для заводов.
Немецкие самолеты не раз совершали налеты на переправу. Но зенитные батареи 1077 и 1078-го полков Сталинградского корпуса ПВО прикрывали ее с обоих берегов, да и пулеметы, стоявшие непосредственно на ледоколе и паромах, не раз отбивали атаки врагов. Всего за время существования паром¬ной переправы с зимы 1941- 1942 годов по ней было перевезено в обоих направлениях 53 тыс. вагонов.
А 18 августа 1942 года по распоряжению главного командования Сталинградского фронта и Управления железной дороги «Саратовский ледокол» и паром «Саратовская переправа» направляются в Астрахань для наведения там понтонного моста, необходимого обеспечения армии продовольствием и боеприпасами.
Зимой 1942-1943 годов «Саратовский ледокол» выполнил чрезвычайно важное задание Государственного Комитета Обороны для Сталинградских армии — обеспечил доставку с морского рейда Каспия до ближайшей ветки железной дороги не менее 10 тыс. т горючего.
Приказ, выполнение которого каза¬лось немыслимым (толщина льда состав¬ляла 20 см), диктовался военной обстановкой. В конце ноября войска Юго- Западного и Сталинградского фронтов замкнули кольцо окружения войск гене¬рал-фельдмаршала Ф. Паулюса.
Но их требовалось еще разгромить и не допустить к ним части другого немецкого генерал-фельдмаршала — Э. Манштейна, которые 12 декабря 1942 года начали наступление с целью деблокирования окруженной группировки.
В активные боевые действия оказались вовлеченными войска сразу нескольких фронтов. Резко возросла потребность в топливе. Но нефтебазы Астрахани не имели выход на железную дорогу. И тогда до берега Волги в кратчайший срок проложили железнодорожную ветку и построили на берегу временный причал, к которому и доставлялись из Каспийского моря нефтеналивные баржи.
Первым эту операцию начал «Саратовский ледокол». Команда в тяжелых льдах бесперебойно доставляла с морского рейда баржи с горючим, и уже 25 декабря началась перевалка топлива, а завершилась она 7 января 1943 года. В результате наши войска получили 20 тыс. т горючего — по 50 цистерн ежедневно.
Несмотря на успешное завершение задания, «Саратовскому ледоколу» по¬требовался ремонт винто-рулевого комплекса. Однако слип судоремонтного завода имени В.И. Ленина в Астрахани занимали нефтебаржи, а вытащить ледокол на берег с помощью воротушек, из-за его большого водоизмещения, тоже не представлялось возможным.
И тогда рабочие судоремонтного завода прорыли канал для своеобразного одноразового сухого дока, заполнили его водой и ввели в него судно. Затем возвели перемычку и откачали воду. По завершении ремонтных работ перемычку разрушили и вывели ледокол на большую воду.
Начальник пароходства Н. Ромащенко премировал всех участников экспедиции месячным окладом, команде же ледокола, состоящей на тот момент из 27 человек, выделил еще и 437 руб. 24 коп. на усиленное питание, а капитана парохода «Саратовский ледокол» В.Н. Козырева наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Весной 1943 года ледокол вернулся в Сталинград, где после тщательного осмотра его отправили на ремонт в Красную слободу, где поменяли часть износившейся обшивки. Затем он снова приступил к работе. После вторичного ввода переправы в эксплуатацию с 24 апреля 1943 года и до окончания Великой Отечественной войны «Саратовский ледокол» работал на переправе Латошинка-Паромная.
С 24 июня 1942 по январь 1943 года флотилия находилась в оперативном подчинении командующему Сталинградского фронта. К этому времени судно работало неподалеку от Сталинграда на переправе Латошинка — Паромная.
Здесь 29 сентября 1941 года началось строительство железнодорожной магистрали Сталинград — Паромная — Владимирова, которая в период Сталинградской битвы станет главным путем эвакуации населения, единственной рокадой для снабжения Сталинградского фронта.
Всю зиму 1941-1942 годов «Саратовский ледокол» обеспечивал работу паромной переправы. День и ночь суда перевозили грузы в сторону правого берега, воинские части, танки, самолеты, снаряды; обратно вывозились эвакуированные эшелоны с людьми и оборудование для заводов.
Немецкие самолеты не раз совершали налеты на переправу. Но зенитные батареи 1077 и 1078-го полков Сталинградского корпуса ПВО прикрывали ее с обоих берегов, да и пулеметы, стоявшие непосредственно на ледоколе и паромах, не раз отбивали атаки врагов. Всего за время существования паром¬ной переправы с зимы 1941- 1942 годов по ней было перевезено в обоих направлениях 53 тыс. вагонов.
А 18 августа 1942 года по распоряжению главного командования Сталинградского фронта и Управления железной дороги «Саратовский ледокол» и паром «Саратовская переправа» направляются в Астрахань для наведения там понтонного моста, необходимого обеспечения армии продовольствием и боеприпасами.
Зимой 1942-1943 годов «Саратовский ледокол» выполнил чрезвычайно важное задание Государственного Комитета Обороны для Сталинградских армии — обеспечил доставку с морского рейда Каспия до ближайшей ветки железной дороги не менее 10 тыс. т горючего.
Приказ, выполнение которого каза¬лось немыслимым (толщина льда состав¬ляла 20 см), диктовался военной обстановкой. В конце ноября войска Юго- Западного и Сталинградского фронтов замкнули кольцо окружения войск гене¬рал-фельдмаршала Ф. Паулюса.
Но их требовалось еще разгромить и не допустить к ним части другого немецкого генерал-фельдмаршала — Э. Манштейна, которые 12 декабря 1942 года начали наступление с целью деблокирования окруженной группировки.
В активные боевые действия оказались вовлеченными войска сразу нескольких фронтов. Резко возросла потребность в топливе. Но нефтебазы Астрахани не имели выход на железную дорогу. И тогда до берега Волги в кратчайший срок проложили железнодорожную ветку и построили на берегу временный причал, к которому и доставлялись из Каспийского моря нефтеналивные баржи.
Первым эту операцию начал «Саратовский ледокол». Команда в тяжелых льдах бесперебойно доставляла с морского рейда баржи с горючим, и уже 25 декабря началась перевалка топлива, а завершилась она 7 января 1943 года. В результате наши войска получили 20 тыс. т горючего — по 50 цистерн ежедневно.
Несмотря на успешное завершение задания, «Саратовскому ледоколу» по¬требовался ремонт винто-рулевого комплекса. Однако слип судоремонтного завода имени В.И. Ленина в Астрахани занимали нефтебаржи, а вытащить ледокол на берег с помощью воротушек, из-за его большого водоизмещения, тоже не представлялось возможным.
И тогда рабочие судоремонтного завода прорыли канал для своеобразного одноразового сухого дока, заполнили его водой и ввели в него судно. Затем возвели перемычку и откачали воду. По завершении ремонтных работ перемычку разрушили и вывели ледокол на большую воду.
Начальник пароходства Н. Ромащенко премировал всех участников экспедиции месячным окладом, команде же ледокола, состоящей на тот момент из 27 человек, выделил еще и 437 руб. 24 коп. на усиленное питание, а капитана парохода «Саратовский ледокол» В.Н. Козырева наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Весной 1943 года ледокол вернулся в Сталинград, где после тщательного осмотра его отправили на ремонт в Красную слободу, где поменяли часть износившейся обшивки. Затем он снова приступил к работе. После вторичного ввода переправы в эксплуатацию с 24 апреля 1943 года и до окончания Великой Отечественной войны «Саратовский ледокол» работал на переправе Латошинка-Паромная.
Рубрики: Волга , Литература Истории
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Ледокол во время ВОВ