Экскурс в прошлое -Дамба - Волга Фото

Волга Фото

Экскурс в прошлое -Дамба

 Экскурс в прошлое -Дамба - Волга Фото
Так упрощённо называют комплекс инженерной защиты города, подготовительные работы к строительству которой начались в 1953 году. Газета «Коммунист» (№ 155 от 5.08.1953 г.) в заметке «На очистке ложа будущего моря» отмечала: «Успешно идёт работа по очистке ложа будущего Сталинградского моря. Энгельсский леспромхоз уже очистил в этом году свыше 800 га земли от леса и кустарника…».

***
В конце 1955 года в город прибыли два подразделения Минстроя СССР – участок треста «Трансгидрострой» и участок треста «Волгодонстрой». Задача первого участка - способом гидромеханизации, с помощью земснарядов намыть 10 км дамбы, задача второго – сухим способом с добавкой грунта самосвалами и укладкой его в тело дамбы построить 5 км и выполнить все инженерные сооружения.

Инженер-экономист участка «Тр ансгидростроя» А. Пономарёв в газете «Коммунист» (№ 220 от 2.11.1955 г.) уточняет: «…В состав инженерной защиты входят следующие мероприятия: дамба обвалования, опоясывающая городскую территорию; укрепление берега; дренаж и организация поверхностного водоотвода; сооружение водопонижающих насосных станций; устройство протоков, соединяющих озёра в районе города…»
Положил начало крупному строительству земснаряд № 129, намывший первые кубометры грунта в октябре 1955 года в районе Лесного посёлка.

Исчерпывающая статья гл. инженера участка «Волгодонстроя» В. Ныхрикова с обоснованием предстоящих работ «Когда заплещется Сталинградское море» была опубликована в газете (№ 72 от 10.04.1956 г.): «…После пуска в эксплуатацию Сталинградской ГЭС уровень воды на Волге в районе города Энгельса может подняться на 1 метр выше максимального уровня паводка 1926 года… Для защиты города сооружается дамба протяжённостью 15 км от посёлка училища механизации сельского хозяйства (бывш. СХИ. – А. Г.) до района Дома отдыха «Ударник», затем она круто повернёт и выйдет к возвышенности за городом примерно в районе нового посёлка Осокорье. Трасса дамбы в основном проходит по левому берегу реки Сазанки, а в некоторых местах – по улицам города. Расположенные там жилые дома, промышленные здания и сооружения подлежат переносу… Будет построен посёлок для строителей дамбы в районе 2-й горбольницы…».

После года ведения работ в газете (№ 217 от 30.10.1956 г.) появилась статья В. Костомарова, гл. инженера проекта, кандидата технических наук «Инженерная защита города Энгельса», где были подробно рассмотрены многие аспекты строительства. В частности: «Дамба начинается у верхней надпойменной террасы в районе бывшего сельхозинститута, и её первые 340 метров направлены перпендикулярно к берегу… Далее её отсыпают до береговой части улицы Свердлова, где она прерывается (т. к. здесь наибольшая возвышенность), и здесь предусматривается лишь срезка берега, далее опять отсыпка… Первые 5 км дамбы, на которых нет песчаных карьеров, а поперечный профиль дамбы невелик, сооружаются сухоройными механизмами с разработкой суглинков экскаваторами и доставкой грунта к месту укладки автосамосвалами. Остальные десять километров сооружаются наиболее прогрессивным методом – способом гидромеханизации…».

Как у всякого большого дела, были определённые недостатки при строительстве. Так, экскаваторщик В. Емельяненко и бульдозерист И. Никитенко в газете (№ 157 от 07.08.1956 г.) сетовали на простои самосвалов из-за отсутствия запчастей или отсутствия номерных знаков, на плохой карьер, откуда ведётся выемка грунта для засыпки в тело дамбы, на медленный демонтаж жилых домов и других объектов с трассы дамбы.
Эти и другие недочёты отразились в открытом письме управляющим трестами «Волгодонстрой» и «Трансгидрострой» П. И. Авдонину и П. В. Шелухину «Обращаем Ваше внимание…», где говорилось и о простоях земснарядов, и о малом выделении самосвалов (должно быть 33, а фактически 13-17). Констатировалось, что темпы строительства низкие и предлагалось изжить недостатки (газета «Коммунист» № 196 от 30.09.1956 г.).
Участок «Волгодонстрой» осуществлял и жилищное строительство. Одним из первых был сдан 14-квартирный дом на ул. Пушкина, 22 июня 1957 года началось его заселение; а в районе 2-й горбольницы в конце 1950-х годов сдалось несколько одно- и двухэтажных общежитий и жилых домов. Посёлок так и назывался до конца 1970-х годов – Волгодон.

***
Для крепления откосов дамбы требовались железобетонные плиты. И в 1957 году в районе Энгельсской нефтебазы начал строиться бетонный завод по производству этих плит, в конце 1957 года он вступил в строй.
А в апреле 1958 года строители инженерной защиты города получили камнедробильный завод. Эта установка производила дробление бутового камня на щебень нужных размеров, обслуживали её всего два человека. Новая техника была установлена на бетонном заводе.

В мае того же года строителями была получена ещё одна партия новой техники: два мощных бульдозера, экскаватор с ковшом ёмкостью 0,65 куб. м, две морские баржи, которые будут использоваться для перевозки бутового камня из Куйбышевского карьера.

Далее ход строительства проследим по материалам газеты «Коммунист». П. Андрушкевич, начальник отдела «Волгодонстроя», 8 июля 1958 года писал: «…Работы по сооружению земляной призмы дамбы подходят к концу, почти полностью отсыпаны и намыты земснарядами все 15 километров дамбы. …Основная задача строителей – заканчивать крепление берегов, класть бетонные плиты и мостить камнем откосы призмы. На мощении камнем откосов дамбы лучше всех трудится бригада Э. Леонгарда, которая работает на 1-м участке в районе механического завода…».

Старший прораб «Волгодонстроя» П. Тыщенко 19 августа 1958 года отмечал: «…основная задача… которую мы решаем сейчас, - это укрепление напорного, т. е. обращённого к Волге откоса дамбы. Здесь нам нужно на всём пятикилометровом протяжении её сделать плетевые клетки, заполнить их щебнем и камнем, а выше их на высоту 5-6 метров – покрыть камнем…».

В июне 1959 года прораб В. Вержбицкий, строящий дамбу от СХИ до машиностроительного завода (5 км), писал, что если все средства будут, то этот участок можно закончить за два месяца.
Но «все средства» пробуксовали: несвоевременная доставка щебня и камня, отсутствие хвороста и кольев для плетевых клеток, простои техники из-за ремонта, большой объём ручного труда – отодвигали завершение строительства.

Тем не менее в августе 1959 года земляные работы по дамбе в основном были закончены. Участок «Волгодонстрой» крепил откосы, шла каменная наброска дамбы. На трёх участках инженерной защиты города сооружались мощные насосные станции. Широко развернулись дренажные работы.

К 1 Мая 1960 года «Волгодонстрой» заканчивает работы по благоустройству набережной (300 метров в центре города). Здесь появились газоны, клумбы, установлены скамейки, сооружены фонтан, павильоны, освещение. Отмечу, что фонтан был таковым недолго: в 1964 году он бездействовал и разрушался, а позднее его и вовсе демонтировали...

В апреле 1960 года началось заполнение Сталинградского водохранилища, в мае вода дошла до проектных отметок.
Из репортажа В. Григорьева 10 июня 1960 г.: «У нового моря». «Течение сейчас на Волге примерно в три раза меньше, чем было до нынешнего года, - говорит начальник энгельсского участка «Волгодонстроя» В. В. Ныхриков. – Не та Волга! Это – море, и родилось оно 14 мая 1960 года, когда вода поднялась до проектной отметки».

Однако работы по строительству ещё не завершились. И в передовице газеты № 117 от 12.06.1960 г. отмечалось, что хотя инженерная защита вступила в действие, впереди ещё много работ. Объём работ выполнен примерно на 75 % ассигнованной сметы, т. е. предстоит ещё освоить около четверти средств. Прежде всего это насосные станции с подземными дренажными устройствами. Требуется ещё отсыпать в тело дамбы 200 тыс. кубометров грунта, укрепить откосы дамбы камнем – укреплено 190 тыс. кв. м, требуется ещё 50 тыс. кв. м. Отстали и бетонные работы – при плане 35 тыс. куб. м уложена только 21 тыс. куб. м. Медленно идёт сооружение дренажной системы и насосной станции № 3 в районе цеха запальных свечей…

Эти работы должен был выполнить участок треста «Волгодонстрой». Участок треста «Трансгидрострой» также не сидел сложа руки.

В. Иванов в заметке от 11.11.1960 г. «У энгельсских гидромеханизаторов» писал, что они первыми прибыли на сооружение дамбы (середина 1955 года. – А. Г.), далее: «…К 43-й годовщине Великого Октября гидромеханизаторы закончили свою работу на озере Став. Оно очищено. Здесь вынуто около 200 тыс. куб м грунта. В районе между машиностроительным заводом и лесозаводом отмыт пляж – 80 тыс. куб. м песка. В следующем сезоне здесь уже будет удобное место для купания горожан.

Завершаются очистительные работы на озере Банном. Выполнены также работы по заказу строителей автодорожного моста Саратов – Энгельс… Но многое ещё предстоит сделать гидромеханизаторам. Нужно, например, намыть большую площадку для грузового речного порта в районе Щучьей протоки (район нефтебазы. – А. Г.). Там объём работ 1 млн. кв. м грунта…».

В середине 1961 года произошла оптимизация организационной структуры двух участков, стал существовать один строительный участок СУ-442 «Волгодонгидрострой» с численностью работников более 400 человек.
А строительство продолжалось. В газете № 69 от 07.04.1962 г. В. Григорьев писал, что главная задача «Волгодонстроя» - подсыпать, поднять на ряде участков дамбу, закончить строительство трёх насосных станций и системы дренажа. Но из-за недофинансирования заказчиком – Энгельсским горкомхозом – работы идут медленно. «Если темпы будут такие, то инженерная защита будет закончена к 1970 году», - саркастически резюмировал он.
Тем не менее для эксплуатации такого сложного сооружения (в первую очередь дамбы) требовалось специальное производственное подразделение. И в начале 1962 года была создана служба эксплуатации инженерной защиты города – предтеча ГУП «Областной инженерной защиты» (сейчас, проезжая по улице Трудовой, вы видите эту организацию).

П. Андрушкевич, бывший руководитель среднего звена «Волгодонстроя», стал её первым начальником. В апреле 1962 года он писал: «Строительство сооружений инженерной защиты города приближается к завершающему этапу. Основное сооружение – дамба обвалования длиной 15,5 км – доведена до проектной отметки на всём протяжении. Её наружные откосы к Волге закреплены каменным и бетонным креплением…».

Далее он отмечает, что первая насосная станция (за озером Став) и вторая (в районе клеевого завода) уже работают, а строительство третьей насосной станции (вблизи цеха автотракторных запальных свечей) недопустимо затягивается. Вместе с тем он сообщает о позитивном: «…Со стороны водохранилища в местах каменной кладки в ближайшие дни будет высажено 20 тысяч черенков ветлы. Эти деревья украсят дамбу (многие стоят и сейчас. – А. Г.), а их корни прочно свяжут её. В основании дамбы со стороны города уже высаживаются более полутора тысяч каштанов (увы! – А. Г.), тополей и белой акации, более 2 тысяч декоративных кустарников. На большом протяжении дамбы в черте города будут установлены электрические фонари…».

***
Заканчивая экскурс, подчеркну, что строительство инженерной защиты города началось с подготовительных работ ещё летом 1953 года, строительство дамбы участком треста «Трансгидрострой» - с октября 1955 года (намыв), а участком треста «Волгодонстрой» - с 1956 года (сухоройными механизмами). Окончание работ по строительству дамбы обвалования – 1960 год, а инженерной защиты города – 1962 год.

Переселенцам выплатили небольшие денежные компенсации, выделили земельные участки под строительство жилья, в частности, семь семейств обустроились на 1-м, 2-м, 3-м Пристанском проездах. Надо отметить, что при бурном росте промышленного строительства (хлопчатобумажный комбинат, ТЭЦ и др.) в городе с середины 1950-х годов государственное жилищное строительство значительно отставало (даже 5-этажек ещё не строили).
Поэтому стало поощряться индивидуальное строительство жилья: выделялась земля, выдавались некабальные денежные ссуды.

Не стала исключением и Пристанская. Был застроен участок в границах мельницы № 122, психоневрологического диспансера, ул. Серафимовича (бывшая база убойно-колбасного цеха мясокомбината).
Так появились и споро застраивались три Пристанских проезда, улица 2-я Пристанская, Пристанское кольцо. Легко понять, что эти названия производны от Пристанской. Уже не строили землянок и саманных домиков, строились деревянные дома, которые отличались площадью (на два окна по фасаду – поменьше, на три окна – побольше). Деревянный сруб венчался тесовой или железной крышей, стены обивались рейками, а потом…

Приглашались друзья и соседи, прямо на земле делались глиняные замесы с соломой (месили ногами или с помощью лошадей), и этой массой «штукатурили» стены. Затем дом обшивался доской, для утепления засыпались опилки. По такой технологии в середине 1950-х годов в основном осуществлялось индивидуальное жилое строительство. Из удобств – только холодная вода. Как тут не вспомнить Высоцкого: «Все жили вровень, скромно так, - система коридорная, на 38 комнаток – всего одна уборная!» Но в нашем случае и она была во дворе…

Газета "Новая газета" Автор Анатолий ГРЕДЧЕНКО
На этом месте в конце ул. Пристанской до середины 1956 г. находилось...
На этом месте в конце ул. Пристанской до середины 1956 г. находилось 15 домовладений. Декабрь, 2015 г. Фото А. Гредченко.
Крепление откосов дамбы желеобезтоном. Ок. 1958 г.
Крепление откосов дамбы желеобезтоном. Ок. 1958 г.
Мощение камнем откосов дамбы. Ок. 1958 г.
Мощение камнем откосов дамбы. Ок. 1958 г.
Грунтовый откос дамбы будет усилен камнем. Внизу делают...
Грунтовый откос дамбы будет усилен камнем. Внизу делают плетевые клетки, затем их заполнят камнем и упорный пояс готов. Ок. 1958 г.
Водовыпуск в строительстве. Всего их четыре - первый у очистных...
Водовыпуск в строительстве. Всего их четыре - первый у очистных сооружений на ул. Пристанской, 4-й - на набережной. Ок. 1959 г.
Изюминка набережной - фонтан с рыбаком. Такой была набережная...
Изюминка набережной - фонтан с рыбаком. Такой была набережная с 1 мая 1960 г. до середины 70-х гг. Ок. 1962 г. Фото А. Веревкина.
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Саратов Сегодня - новости и журнал
волга
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 27/09/2020 00:50