25/09/2023 08:53 Выставки
На протяжении многих лет Мультимедиа Арт Музей, Москва занимается атрибуцией и систематизацией фотоархива легендарного фотомастера и кинооператора Владислава Микоши (1909—2004), автора знаменитых кадров разрушения храма Христа Спасителя и спасения челюскинцев, обороны Севастополя и освобождения Варшавы, встречи Сталина с Мао и Хрущева с Кеннеди. Более шести десятилетий Владислав Микоша не расставался с киноаппаратом и фотокамерой, оставив после себя свидетельства непростой эпохи — богатейший киноархив и огромное количество фотоснимков, которые, начиная с 1930-х годов, он делал для «Известий», для «Фотохроники» ТАСС, для других газет и журналов («СССР на стройке», «Огонёк», «Вокруг света»). Его фотографии печатались в виде фотооткрыток в 1930—1950-е годы и были использованы для создания первой серии советских цветных марок, посвященных ВСХВ (1940).
Микоша начал заниматься цветной фотографией одним из первых в Советском Союзе. В 1938 году в СССР появились цветные фотоматериалы. Применявшийся тогда метод печати карбро, изобретенный еще в 1905 году, был трудоемким и требовал необычайной тщательности. Поэтому многие советские мастера, взявшись за «цвет», быстро к нему охладевали. Останавливало их и то, что карбро «до некоторой степени уничтожает полутона и переходы», как писал критик В. Гришанин в «Советском фото». Микошу не остановили ни технические трудности, ни художественные недостатки карбро. Он снимал на «цвет» много и увлеченно. Только для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки он сделал более 100 работ.
А на его персональной выставке 1940 года из 120 представленных фотографий цветными были 20 — очень много для того времени. Обзор этой выставки был напечатан в «Огоньке»: «Цветная фотография — область новая [...] Но и среди немногочисленных пока энтузиастов цветной фотографии В. Микоша выгодно выделяется своим тонким восприятием красок» (№ 20,1940).
В послевоенные годы цвет в творчестве Микоши значительно потеснил черно-белое изображение. Его первая цветная киносъемка состоялась 22 июня 1945 года: это был 20-минутный фильм «Парад Победы». В фотоархиве мастера остались большие цветные фотографические серии о Москве и Ленинграде, Крыме и Кавказе, Астрахани и путине на Каспии (1949), Тбилиси (1951). Китае (1949-1950), Индонезии (1954), Бирме (1956)...
V Микоши были свои трудности в работе с цветом — и в кино, и в фотографии. На кино студии он буквально не вылезал из ОТК (отдела технического контроля), отстаивая в печати копий «посторонние», как казалось контролерам ОТК, оттенки, вытаскивая из «брака» свои мягкие, воздушные и «недостаточно резкие на втором плане» кадры, снятые длиннофокусной оптикой. А несовершенная цветопередача в журнальной печати зачастую делала его снимки неузнаваемыми, лишая их оттенков и полутонов.
Если бы легендарный кинооператор Владислав Микоша в самом начале своего жизненного пути решил избрать другую профессию, то, несомненно, он бы добился успеха во многих областях. Но он верил в предопределенность своей судьбы, в свое профессиональное предназначение быть кинооператором. Микоша родился на Волге, в Саратове 8 декабря 1909 года в семье капитана и с детства мечтал стать моряком — как отец. Но в Мореходное училище в Ленинграде не прошел по состоянию здоровья — промок под дождем и заболел.
В1929 году поступил на операторский факультет Государственного техникума кинематографии (позднее — Всероссийский государственный институт кинематографии). Фотографией в институте занимался с увлечением, совмещая ее с работой оператора. И уже после второго курса, получив квалификацию кинооператора «Совкинохроники», снимал профессионально для газет и журналов. С 1931 года много работал именно как оператор от Севастополя до Владивостока.
В1949 году по решению И. В. Сталина для работы над документальным фильмом «Победа китайского народа» в Китай была направлена советская съемочная группа, в состав которой вошел Микоша. Он стал свидетелем важнейших событий, предопределивших дальнейшее развитие страны. Народно-освободительная армия Китая освобождала территории страны на юге в завершающей стадии войны с Гоминьданом. Но самое ценное то, что его камера запечатлела исторический момент провозглашения Китайской Народной Республики 1 октября 1949 года.
Вот как об этом знаменательном дне пишет сам Владислав Микоша: «Рано утром первого октября мы очутились на главной площади Пекина. Мне досталась самая ответственная точка на главной трибуне у самого микрофона, по которому произнесет свою историческую речь перед китайским народом великий Мао Цзэдун. Площадь Тяньаньмэнь полыхала под синим небом красным пламенем знамен, лозунгов и плакатов... Вдруг все встали. Я начал снимать».
Представленные на выставке фотографии объединены тематикой исторических событий Китая 1949—1950 годов. Фотографии являются не просто документальными кадрами эпохи — наряду с исторической обладают большой художественной ценностью. Выполненные в духе соцреализма, они отражают стилистику того времени и демонстрируют высочайший талант фотографа в съемках: применение контрастности, образности в выборе сюжетов и ярких ракурсов. Фотографии наполнены атмосферой и солнечным светом, характерными для живописи того времени. В кадрах нет ничего лишнего, они профессионально проработаны, отточены, что делает документальное свидетельство произведением искусства.
Оставленная автором в Китае часть негативов была утеряна. Другая часть хранилась в личном архиве фотографа и после его смерти была передана в коллекцию Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Микоша начал заниматься цветной фотографией одним из первых в Советском Союзе. В 1938 году в СССР появились цветные фотоматериалы. Применявшийся тогда метод печати карбро, изобретенный еще в 1905 году, был трудоемким и требовал необычайной тщательности. Поэтому многие советские мастера, взявшись за «цвет», быстро к нему охладевали. Останавливало их и то, что карбро «до некоторой степени уничтожает полутона и переходы», как писал критик В. Гришанин в «Советском фото». Микошу не остановили ни технические трудности, ни художественные недостатки карбро. Он снимал на «цвет» много и увлеченно. Только для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки он сделал более 100 работ.
А на его персональной выставке 1940 года из 120 представленных фотографий цветными были 20 — очень много для того времени. Обзор этой выставки был напечатан в «Огоньке»: «Цветная фотография — область новая [...] Но и среди немногочисленных пока энтузиастов цветной фотографии В. Микоша выгодно выделяется своим тонким восприятием красок» (№ 20,1940).
В послевоенные годы цвет в творчестве Микоши значительно потеснил черно-белое изображение. Его первая цветная киносъемка состоялась 22 июня 1945 года: это был 20-минутный фильм «Парад Победы». В фотоархиве мастера остались большие цветные фотографические серии о Москве и Ленинграде, Крыме и Кавказе, Астрахани и путине на Каспии (1949), Тбилиси (1951). Китае (1949-1950), Индонезии (1954), Бирме (1956)...
V Микоши были свои трудности в работе с цветом — и в кино, и в фотографии. На кино студии он буквально не вылезал из ОТК (отдела технического контроля), отстаивая в печати копий «посторонние», как казалось контролерам ОТК, оттенки, вытаскивая из «брака» свои мягкие, воздушные и «недостаточно резкие на втором плане» кадры, снятые длиннофокусной оптикой. А несовершенная цветопередача в журнальной печати зачастую делала его снимки неузнаваемыми, лишая их оттенков и полутонов.
Если бы легендарный кинооператор Владислав Микоша в самом начале своего жизненного пути решил избрать другую профессию, то, несомненно, он бы добился успеха во многих областях. Но он верил в предопределенность своей судьбы, в свое профессиональное предназначение быть кинооператором. Микоша родился на Волге, в Саратове 8 декабря 1909 года в семье капитана и с детства мечтал стать моряком — как отец. Но в Мореходное училище в Ленинграде не прошел по состоянию здоровья — промок под дождем и заболел.
В1929 году поступил на операторский факультет Государственного техникума кинематографии (позднее — Всероссийский государственный институт кинематографии). Фотографией в институте занимался с увлечением, совмещая ее с работой оператора. И уже после второго курса, получив квалификацию кинооператора «Совкинохроники», снимал профессионально для газет и журналов. С 1931 года много работал именно как оператор от Севастополя до Владивостока.
В1949 году по решению И. В. Сталина для работы над документальным фильмом «Победа китайского народа» в Китай была направлена советская съемочная группа, в состав которой вошел Микоша. Он стал свидетелем важнейших событий, предопределивших дальнейшее развитие страны. Народно-освободительная армия Китая освобождала территории страны на юге в завершающей стадии войны с Гоминьданом. Но самое ценное то, что его камера запечатлела исторический момент провозглашения Китайской Народной Республики 1 октября 1949 года.
Вот как об этом знаменательном дне пишет сам Владислав Микоша: «Рано утром первого октября мы очутились на главной площади Пекина. Мне досталась самая ответственная точка на главной трибуне у самого микрофона, по которому произнесет свою историческую речь перед китайским народом великий Мао Цзэдун. Площадь Тяньаньмэнь полыхала под синим небом красным пламенем знамен, лозунгов и плакатов... Вдруг все встали. Я начал снимать».
Представленные на выставке фотографии объединены тематикой исторических событий Китая 1949—1950 годов. Фотографии являются не просто документальными кадрами эпохи — наряду с исторической обладают большой художественной ценностью. Выполненные в духе соцреализма, они отражают стилистику того времени и демонстрируют высочайший талант фотографа в съемках: применение контрастности, образности в выборе сюжетов и ярких ракурсов. Фотографии наполнены атмосферой и солнечным светом, характерными для живописи того времени. В кадрах нет ничего лишнего, они профессионально проработаны, отточены, что делает документальное свидетельство произведением искусства.
Оставленная автором в Китае часть негативов была утеряна. Другая часть хранилась в личном архиве фотографа и после его смерти была передана в коллекцию Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Рубрики: Выставки
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Персональноя выставка Владислава Микоши