
Причины основания Саратова. Время и место постройки города. Откуда произошло название Саратова.
До последнего времени большинство лиц, интересующихся саратовской стариной, держатся того убеждения, что наш город основан для защиты юго-восточной границы Московского государства от нападений кочевых народцев, живших в заволжских степях. Это убеждение является, однако, одним только предположением и не может быть подтверждено положительно историческими документами. А т.к. оно, в тоже время, не соответствует и действительному положению вещей на низовой Волге во время основания Саратова, то мы вправе отвергнуть его как ошибочное.
В то время границы населенной русскими области лежали далеко, на север от Саратова, приблизительно на широте Моршанска, и были достаточно защищены сторожевыми валами и укреплениями. Кругом же Саратова на многие сотни верст раскидывалось незаселенное, дикое поле, где некого было защищать. Когда русское население подвинулось к югу, то вместе с тем передвинулась и сторожевая линия, которая еще долго спустя после постройки Саратова проходила на сто верст севернее его. Только к половине XVIII в. около Саратова появляется оседлое земледельческое население, но его уже не от кого было защищать, так как всякие набеги кочевников к тому времени давно прекратились.
На самом деле причина, или вернее причины (т к. их было несколько) постройки Саратова были иными. Ещё задолго до взятия Иваном Грозным Казани и Астрахани Волга стала играть большую , роль в хозяйстве и торговле -Московского государства. Сотни и тысячи рыбаков каждое лето раскидывали свои станы по среднему течению Волги, а многочисленные русские купцы, Под постоянной угрозой быть ограбленными татарами, посещали ярмарки Казани и Астрахани. С покорением этих городов рыболовство и торговля получили, конечно, еще большее развитие. Рыбные богатства Волги в то время были так велики, что мы с трудом теперь можем верить показаниям иностранцев на этот счет.
Но, кроме рыбы, по Волге шло в центр государства и другое богатство — соль, которая добывалась из озер близ Астрахани. Овладев всем течением Волги, Московское государство получило в свое распоряжение прямой путь в Каспийское море, и следовательно, возможность прямых торговых сношений с Персией. Торговля же с Персией была очень важна, т. к. оттуда получались многие ценные товары (напр. шелк), добыть которые другим путем было очень трудно. Неудивительно поэтому, что правительство пожелало воспользоваться само прибылями такой выгодной торговли и сделало ее правительственной монополией. Скоро по Волге зачернели не только легкие ловецкие лодки, но и караваны тяжелых казенных судов с царскими товарами.
Значение персидской торговли еще более возросло от того, что почти одновременно с взятием Астрахани англичане случайно открыли морской путь к устьям р. Северной Двины, где скоро и основался единственный тогда русский морской порт и завязалась правильная морская торговля с Европой.
Ознакомившись с русскими условиями, предприимчивые иностранцы не могли не оценить тех выгод, которые они могли получить от сношения с Персией и прибегающими к ней странами через Россию. Особенно прельщала их возможность добывать этим путем шелк. Отсюда домогательства иностранцев получить право торговать с Персией через Россию. Пока обстоятельства таким образом складывались на Волге — на соседнем с нею Доне тоже произошли события, отразившиеся в конце-концов и на нашем Саратове.
Донское казачество, по крайней мере в той его части, которая не могла устроиться хозяйственно, прочно стать на ноги, занималось, между прочим и тем, что на их языке называлось „добывать зипуна". Собравшись более или менее значительным отрядом, казаки через Азовское море на мелких судах выходили в Черное море и здесь грабили торговые суда и прибрежные турецкие города. Естественно, что турецкое правительство не могло равнодушно относиться к таким набегам и всячески старалось помешать им. С этой целью был укреплен турками город Азов, находящийся в устьях Дона, и азовский гарнизон зорко следил, чтобы ни одно казачье судно не прокралось мимо города в море. Казакам пришлось искать другой дороги в поисках за зипунами и они кинулись на Волгу, где и начали грабить торговые караваны.
Кроме того, с половины XVI в. на самой Волге появляется и быстро усиливается свое собственное казачество. О численности его можно судить хотя-бы потому, какое войско удалось собрать самому знаменитому из волжских казачьих атаманов Ермаку при его походе на Сибирь. И волжское казачество в большинстве случаев главное средство к существованию добывало из того же источника, что и донское, т. е. от грабежа торговцев и - промышленников на Волге или же от грабежа кочевавших в наших степях ногайцев.
Перед Московским правительством встала задача обезопасить волжскую торговлю от „воровства" -казаков. С этой целью по Волге .устраивается ряд укреплений, гарнизон которых должен был наблюдать за безопасностью Волги и препятствовать казачьим шайкам хозяйничать на ней. Почти в одно время были построены Самара, Царицын и Саратов. Вот истинная причина возникновения этих городов. Время постройки Саратова точно устанавливается историческими свидетельствами, а на одном старинном Евангелии сохранилась запись, где -даже указан и день закладки города: — это 2 июля 1590 г.
Не так определенно решается вопрос о том, где первоначально был построен Саратов. Несомненно лишь то, что не на месте нынешнего города.
Некоторые исследователи полагают, что первоначально Саратов был основан на левом берегу Волги, где и теперь еще видны следы старого города. Но старинные географические карты и косвенные указания некоторых документов дают основание предполагать, что в 1590 г. Саратов был построен на правом берегу, приблизительно там, где теперь стоит село Пристанное.
Если не сохранилось следов этого первоначального города, то такое обстоятельство легко об'ясняется тем, что он существовал очень недолго и место его занято другим поселением. Что касается названия нашего города, то большинство исследователей производят его от двух татарских слов: — „сэра" — желтый и „тау"— гора. Желтой горой будто бы называлась Соколовая гора сея глинистыми обрывами и оползнями. Быть может это и так, но решить этот вопрос могут только специалисты языковеды. Любопытно то, что в старину (в XVII в.) чаще писали и говорили Соратов, а не Саратов, как пишут и говорят теперь. Не без интересно также и то обстоятельство, что название, по всем вероятиям, существовало раньше основания города, на который и было перенесено затем. Тоже самое, впрочем, нужно сказать и про другие города, упомянутые выше, т. е. Самару и Царицын.
Саратов. Краткий исторический очерк 1923 год Гераклитов.
До последнего времени большинство лиц, интересующихся саратовской стариной, держатся того убеждения, что наш город основан для защиты юго-восточной границы Московского государства от нападений кочевых народцев, живших в заволжских степях. Это убеждение является, однако, одним только предположением и не может быть подтверждено положительно историческими документами. А т.к. оно, в тоже время, не соответствует и действительному положению вещей на низовой Волге во время основания Саратова, то мы вправе отвергнуть его как ошибочное.
В то время границы населенной русскими области лежали далеко, на север от Саратова, приблизительно на широте Моршанска, и были достаточно защищены сторожевыми валами и укреплениями. Кругом же Саратова на многие сотни верст раскидывалось незаселенное, дикое поле, где некого было защищать. Когда русское население подвинулось к югу, то вместе с тем передвинулась и сторожевая линия, которая еще долго спустя после постройки Саратова проходила на сто верст севернее его. Только к половине XVIII в. около Саратова появляется оседлое земледельческое население, но его уже не от кого было защищать, так как всякие набеги кочевников к тому времени давно прекратились.
На самом деле причина, или вернее причины (т к. их было несколько) постройки Саратова были иными. Ещё задолго до взятия Иваном Грозным Казани и Астрахани Волга стала играть большую , роль в хозяйстве и торговле -Московского государства. Сотни и тысячи рыбаков каждое лето раскидывали свои станы по среднему течению Волги, а многочисленные русские купцы, Под постоянной угрозой быть ограбленными татарами, посещали ярмарки Казани и Астрахани. С покорением этих городов рыболовство и торговля получили, конечно, еще большее развитие. Рыбные богатства Волги в то время были так велики, что мы с трудом теперь можем верить показаниям иностранцев на этот счет.
Но, кроме рыбы, по Волге шло в центр государства и другое богатство — соль, которая добывалась из озер близ Астрахани. Овладев всем течением Волги, Московское государство получило в свое распоряжение прямой путь в Каспийское море, и следовательно, возможность прямых торговых сношений с Персией. Торговля же с Персией была очень важна, т. к. оттуда получались многие ценные товары (напр. шелк), добыть которые другим путем было очень трудно. Неудивительно поэтому, что правительство пожелало воспользоваться само прибылями такой выгодной торговли и сделало ее правительственной монополией. Скоро по Волге зачернели не только легкие ловецкие лодки, но и караваны тяжелых казенных судов с царскими товарами.
Значение персидской торговли еще более возросло от того, что почти одновременно с взятием Астрахани англичане случайно открыли морской путь к устьям р. Северной Двины, где скоро и основался единственный тогда русский морской порт и завязалась правильная морская торговля с Европой.
Ознакомившись с русскими условиями, предприимчивые иностранцы не могли не оценить тех выгод, которые они могли получить от сношения с Персией и прибегающими к ней странами через Россию. Особенно прельщала их возможность добывать этим путем шелк. Отсюда домогательства иностранцев получить право торговать с Персией через Россию. Пока обстоятельства таким образом складывались на Волге — на соседнем с нею Доне тоже произошли события, отразившиеся в конце-концов и на нашем Саратове.
Донское казачество, по крайней мере в той его части, которая не могла устроиться хозяйственно, прочно стать на ноги, занималось, между прочим и тем, что на их языке называлось „добывать зипуна". Собравшись более или менее значительным отрядом, казаки через Азовское море на мелких судах выходили в Черное море и здесь грабили торговые суда и прибрежные турецкие города. Естественно, что турецкое правительство не могло равнодушно относиться к таким набегам и всячески старалось помешать им. С этой целью был укреплен турками город Азов, находящийся в устьях Дона, и азовский гарнизон зорко следил, чтобы ни одно казачье судно не прокралось мимо города в море. Казакам пришлось искать другой дороги в поисках за зипунами и они кинулись на Волгу, где и начали грабить торговые караваны.
Кроме того, с половины XVI в. на самой Волге появляется и быстро усиливается свое собственное казачество. О численности его можно судить хотя-бы потому, какое войско удалось собрать самому знаменитому из волжских казачьих атаманов Ермаку при его походе на Сибирь. И волжское казачество в большинстве случаев главное средство к существованию добывало из того же источника, что и донское, т. е. от грабежа торговцев и - промышленников на Волге или же от грабежа кочевавших в наших степях ногайцев.
Перед Московским правительством встала задача обезопасить волжскую торговлю от „воровства" -казаков. С этой целью по Волге .устраивается ряд укреплений, гарнизон которых должен был наблюдать за безопасностью Волги и препятствовать казачьим шайкам хозяйничать на ней. Почти в одно время были построены Самара, Царицын и Саратов. Вот истинная причина возникновения этих городов. Время постройки Саратова точно устанавливается историческими свидетельствами, а на одном старинном Евангелии сохранилась запись, где -даже указан и день закладки города: — это 2 июля 1590 г.
Не так определенно решается вопрос о том, где первоначально был построен Саратов. Несомненно лишь то, что не на месте нынешнего города.
Некоторые исследователи полагают, что первоначально Саратов был основан на левом берегу Волги, где и теперь еще видны следы старого города. Но старинные географические карты и косвенные указания некоторых документов дают основание предполагать, что в 1590 г. Саратов был построен на правом берегу, приблизительно там, где теперь стоит село Пристанное.
Если не сохранилось следов этого первоначального города, то такое обстоятельство легко об'ясняется тем, что он существовал очень недолго и место его занято другим поселением. Что касается названия нашего города, то большинство исследователей производят его от двух татарских слов: — „сэра" — желтый и „тау"— гора. Желтой горой будто бы называлась Соколовая гора сея глинистыми обрывами и оползнями. Быть может это и так, но решить этот вопрос могут только специалисты языковеды. Любопытно то, что в старину (в XVII в.) чаще писали и говорили Соратов, а не Саратов, как пишут и говорят теперь. Не без интересно также и то обстоятельство, что название, по всем вероятиям, существовало раньше основания города, на который и было перенесено затем. Тоже самое, впрочем, нужно сказать и про другие города, упомянутые выше, т. е. Самару и Царицын.
Саратов. Краткий исторический очерк 1923 год Гераклитов.
Рубрики: Литература Истории , Саратов
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / I. Основание Саратова