Стратегический реактивный бомбардировщик 3М - Волга Фото

Волга Фото

Стратегический реактивный бомбардировщик 3М

Стратегический реактивный бомбардировщик 3М - Волга Фото
Работы по глубокой модернизации реактивного стратегического бомбардировщика М-4 начались во время эксплуатации самолета. При выборе двигателей ставку сделали на газотурбинные двигатели ВД-7 конструкции Владимира Алексеевича Добрынина взлетной тягой 11000 кг. Используя эти двигатели, увеличив количество топлива на борту и установив систему дозаправки в полете, можно было получить дальность полета, достаточную для достижения самой удаленной точки США. Новый бомбардировщик получил обозначение 3М. Планер и системы бомбардировщика были спроектированы заново. Владимиру Михайловичу Мясищеву удалось перейти к более легкой конструкции. Снизить вес также позволила замена резины топливных баков на полиамидную пленку. В результате вес пустой машины удалось снизить по сравнению с серийным М-4 почти на 3 тонны. Самолет получил новое крыло большего размаха с уменьшенным числом аэродинамических перегородок на концевых частях в местах установки поддерживающих опор шасси. В носовой части фюзеляжа ЗМ, удлиненной на 1 метр, разместили отсек РЛС, закрытый радиопрозрачным обтекателем. Переднюю кабину перекомпоновали, при этом рабочее место штурмана-бомбардира расположили под летчиками со смещением влево, а снизу создали фонарь. Количество членов экипажа сократилось на одного человека.

Кабина экипажа герметичная, все члены экипажа защищены броней и располагаются в катапультируемых креслах. Кресла при катапультировании отстреливаются вниз. Шасси и система управления были значительно улучшены. Доработка конструкции носовой стойки позволила исключить раскачивание стойки - так называемый эффект "шимми". Усовершенствовано оборудование, установлен навигационно-бомбардировочный автомат. Максимальную грузоподъемность снизили с 24000 кг до 18000 кг. В бомбовом отсеке предусмотрели подвеску дополнительных топливных баков одновременно с бомбами, а два подвесных топливных бака подвесили под крыло. С учетом одной дозаправки в воздухе дальность полета превысила 15000 км. То есть этот самолет, взлетев в СССР, реально мог атаковать цели на территории США.
Процесс наземных испытаний и отладки опытной машины 3М затянулся. В воздух она поднялась с аэродрома ЛИИ только 27 марта 1956 года, управлял самолетом экипаж летчика-испытателя Марка Лазаревича Галлая. Первый полет прошел не особенно удачно. Из-за неисправностей в системах самолет не смог набрать высоту более 500 метров, а при посадке пришлось до касания земли выпустить тормозной парашют. При пробеге отказала основная тормозная система, пришлось использовать аварийную, экипаж и самолет спасли от выкатывания за пределы только огромные размеры взлетно-посадочной полосы ЛИИ, рассчитанной на различные нештатные ситуации при испытаниях.

Во время испытаний были выявлены дефекты, потребовавшие срочного устранения, новые двигатели были недостаточно надежны и имели небольшой ресурс. Однако в целом машина оказалась проще в управлении, ее конструкция и большинство систем надежнее, чем М-4, и самолет посчитали пригодным для эксплуатации в ВВС. Бомбардировщик получил обозначение ЗМ. Стратегический бомбардировщик 3М модификации Н имел следующие характеристики - размах крыла 53.14 метра, длина самолета 48.76 метра, высота 14.10 метра, площадь крыла 351.78 кв. метра, вес пустого самолета 75740 кг, нормальный взлетный 140000 кг, максимальный взлетный 193000 кг. Силовая установка четыре реактивных двигателя ВД-7Б тягой по 9500 кг. Максимальная скорость 925 км/час, перегоночная дальность 15400 км, практическая дальность 11800 км, практический потолок 12500 метров. Экипаж семь человек. Вооружение шесть 23 мм пушек АМ-23, боевая нагрузка - 9000 кг нормальная, 18000 кг максимальная.

Всего было выпущено более 90 машин. В целом экипажи самолет 3М оценивали достаточно высоко. Многие летчики, долго летавшие на этих кораблях, отзываются о 3М с любовью, считают его приятным в пилотировании. По ходу серийного выпуска в конструкцию машины внесли несколько крупных изменений, важнейшим из которых стало увеличение прочности планера за счет толщины панелей обшивки, а также установка новой штанги дозаправки. 1 марта 1959 года самолет 3М впервые во время строевой эксплуатации в летных частях принял топливо от танкера в воздухе. К концу года бомбардировщики 201-й дальней бомбардировочной авиационной дивизии авиабазы в Энгельсе провели уже 303 такие операции, а в июне 1960 года один экипаж бомбардировщика 3М выполнил полет на полный радиус действия продолжительностью 17 часов 25 минут с одной дозаправкой в воздухе. В это время самолетов 3М в строю было больше, чем Ту-95 в бомбардировочном варианте, и до поступления на вооружение ракетоносцев Ту-95 они считались главной ударной силой Дальней Авиации ВВС СССР. Размещение в 1962 году советских баллистических ракет на Кубе привело к резкому обострению отношений с США. Начался Карибский кризис. Командование Вооруженных Сил СССР экстренно перегруппировывало силы. 201-ю тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию перебросили в Шяуляй на самый западный аэродром.

Единственный раз за всю историю атомного противостояния с Америкой советские стратегические бомбардировщики 3М несли боевое дежурство в самой высокой степени боеготовности - самолеты полностью заправлены и снаряжены, термоядерные боеприпасы подвешены в бомбовые отсеки, бомбовые отсеки опломбированы, экипажи получили опечатанные портфели с картами маршрутов конкретно для каждого самолета и запечатанные конверты с кодами взведения взрывателей ядерных зарядов. Только ждали команды. К счастью, ее не последовало, и повышенную готовность вскоре отменили.

Все время серийного выпуска самолета продолжались доводочные работы. Выпускались различные модификации. 3МС - модификация бомбардировщика 3М с двигателями РД-3М-500А. Из-за малого ресурса двигателей ВД-7, было решено вернуться к тем же двигателям, которые устанавливались на М-4. Дальность полета без дозаправки в воздухе составляла 9400 км. 3МН - модификация 3М с двигателями ВД-7Б. С целью повышения ресурса двигателей ВД-7 снизили тягу до 9500 кг. При общем незначительном снижении характеристик самолета, дальность полета благодаря экономичности двигателей стала на 15% больше. 3МД - новый бомбардировщик с двигателями ВД-7Б. Внешне он отличался удлиненной, заостренной носовой частью фюзеляжа со штангой топливоприемника на конце. На самолет установили новое навигационное и связное оборудование. Вместо устаревшей командной радиостанции установили новую, добавили дополнительный радиокомпас, а также радиотехническую систему ближней навигации, которая позволяла выходить в створ полосы вне ее видимости, входить в посадочную глиссаду и строить сложный маневры в районе аэродрома - сбор группы самолетов или встречу заправляемого самолета и танкера. Была сделана попытка значительно улучшить вооружение и спецоборудование самолета, установили новый бомбардировочный прицел, сопряженный с РЛС и навигационно - бомбардировочной системой. Самолет также получил радиосистему дальней навигации, позволявшую выполнять бомбометание по площадным целям из-за облаков и ночью. Модификация 3М-5 - носитель крылатых ракет КСР-5. Разработан в 1973 году. Главной особенностью самолета стал новейший комплекс вооружения с крылатой ракетой, которая могла поражать сильно защищенные морские и сухопутные цели. Дальность полета крылатой ракеты составила 280 км, а скорость втрое превышала звуковую. Она могла комплектоваться фугасно - кумулятивной или ядерной боевой частью. Ракета прошла испытания и была запущена в производство.

Кроме бомбардировочных модификаций самолета 3М выпускался морской дальний разведчик 3МР, не имеющий бомбового вооружения, с установленной разведывательной радиоэлектронной и фотоаппаратурой. По мере появления в составе Дальней Авиации ВВС СССР новых бомбардировщиков и ракетоносцев бомбардировщики 3М некоторых модификаций переоборудовались в топливозаправщики в связи с международными договорами о сокращении численности стратегических бомбардировщиков.

В начале 1970-х годов в международных отношениях наступил период разрядки, и был заключен первый Договор ОСВ (ограничение стратегических вооружений). Тогдашний лидер СССР Леонид Ильич Брежнев пообещал президенту США Джералду Форду, что переделает 20 стратегических бомбардировщиков 3М в самолеты-заправщики, которые уже невозможно будет использовать для нанесения ядерных ударов. С дорабатываемых машин были сняты штанги дозаправки и бомбардировочное вооружение, и долгое время эти самолеты являлись основным средством дозаправки в полете стратегической авиации. Максимальное количество отдаваемого в полете топлива достигало 40000 кг, производительность агрегата заправки составляла 2250 литров/мин. Потребность в танкерах 3М была большая, и переоборудованные бомбардировщики, включая старые М-4, продолжали усиленно трудиться до начала 1990-х годов, когда их заменили танкеры разработки ОКБ Сергея Владимировича Ильюшина. В практике работы мясищевских танкеров был любопытный случай. 27 мая 1965 года танкер отдал топливо ракетоносцу Ту-95К. После расцепки ракетоносец стал обгонять заправщик и приблизился вплотную к заправщику. Ракетоносец Ту-95К ударил снизу килем по передней части фюзеляжа танкера. К счастью, полученные повреждения оказались незначительными для обоих самолетов, которые смогли приземлиться на ближайших аэродромах. Но не всегда инциденты в воздухе заканчивались так удачно. В 1970-х годах было три катастрофы по причине пожара в воздухе, экипажи танкеров погибли.

В 1980-е годы в ОКБ на базе бомбардировщика 3М была разработана транспортная модификация самолета под названием 3М -Т или "Атлант". Еще этот самолет называли ВМ-Т.

Всего было построено три самолета, один передали для испытаний в ЦАГИ, два летали. "Атлант" применялся для транспортировки с заводов крупногабаритных грузов и агрегатов ракетно-космических комплексов"Энергия" и "Буран". На обоих "Атлантах" в 1980-х годах совершено более 150 полетов по доставке на Байконур крупногабаритных элементов и агрегатов космических комплексов.

Части центрального блока ракеты доставлялись на самолете "Атлант" непосредственно с куйбышевского заводского аэродрома Безымянка на космодром Байконур, где в монтажно-испытательном корпусе осуществлялась сборка ракеты и подготовка к пуску.

Космические корабли "Буран" перевозились самолетом "Атлант" на космодром Байконур с подмосковного аэродрома "Раменское". Агрегаты загружались на самолет при помощи специального подъемного устройства.

Список источников. Мария Архипова. Реактивные самолеты Вооруженных Сил СССР и России; Авиационная энциклопедия. Уголок неба. М-4; Авиационная энциклопедия. Уголок неба. 3М; Военное обозрение. Авиация. Стратегический реактивный бомбардировщик М-4 "Бизон"; РИА Новости. Своенравный "Бизон". Почему на бомбардировщике М-4 было сложно летать; Авиационная экзотика: "3М" первая серийная модификация советского реактивного, дозвукового стратегического бомбардировщика - великолепный "бизон" ОКБ Мясищева; Оружие. ИНФО. Вооружение России и мира. Бомбардировщик 3М.
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Стратегический реактивный бомбардировщик 3М
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Саратов Сегодня - новости и журнал
волга
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 21/09/2020 09:47