Мне скучно снимать то, что легко повторить и переснять… - Волга Фото

Волга Фото

Мне скучно снимать то, что легко повторить и переснять…

19/11/2023 06:39 Фотографы
Мне скучно снимать то, что легко  повторить и переснять… - Волга Фото
Виктор Скиданов – фотограф. Работал в пресс-службе Губернатора Саратовской области.Судьба складывалась так, что в рамках одной профессии.

Он смог побывать в разных ипостасях: фотокорреспондентом, в том числе и ТАСС, фотопортретистом, театральным фотографом, много сделал для музеев Саратова и Энгельса, проводил экспертизы для Отдела по борьбе с нелегальным вывозом культурных ценностей (был такой до перевода в другой город)… Профессия одна, но в каждом отдельном случае свои нюансы. Вот мы и решили спросить Виктора: каково это, быть человеком с камерой?

- Снимать стал поздно, уже будучи женатым.А начинал бухгалтером в колхозе, - уступил родителям и пошёл учиться не на художника, как хотел, а на сельского бухгалтера.Учиться было очень интересно, но предстоящее «хождение в народ» представлялось чем-то вроде ссылки.

Что мне, выросшему в городе среди умных книг, там делать, скучать, думал я. С кем общаться? В городе я уже пристрастился к общению с художниками и преподавателями, а тут…

Как я ошибался! Таких колоритных, духовно богатых людей я не видел в городе в таком количестве. Меткое солёное словцо, образная лаконичная речь, честность и глубокая порядочность жителей села буквально перевернули все мои представления о людях и невольно повлияли на всю мою дальнейшую судьбу. Там я понял, что нельзя жить в пол-силы и заниматься чем-либо с 9 утра до 6 вечера…Работа должна поглощать тебя целиком. И что мне интересны только люди, а не цифры.

Разве не интересно провести целый день в общении с человеком, лично производившим обмен лётчика-шпиона Пауэрса на нашего разведчика Абеля?! Помните фильм «Мёртвый сезон» и этот обмен на мосту? А буквально фантастическое интервью с ветераном Даниловым из Аткарска – лётчиком, патрулирующим в последние мирные минуты небо над городом Гродно и, столкнувшись неожиданно с армадой немецких бомбардировщиков,нагло идущих без прикрытия, стал деловито валить их, - пока они не вызвали своих истребителей и не сбили его! Одна из пуль попала ему прямо в грудь, но карманные часы в нагрудном кармане спасли его!

В этом бою было много ещё чудес, так что я, слушая всё это, стал , честно говоря, сомневаться: уж не фантазирует ли пожилой ветеран? А когда он дошёл до легендарной дивизии «Нормандия-Неман», где он воевал в дальнейшем, я не выдержал: « у нас, дескать, в редакции материал принимают такие бюрократы, что без подтверждающих документов интервью не пройдёт, мне нужно представит ь фотокопии» - «Это пожалуйста»,- и показывает фотографию экспозиции Гродненского музея
– витрина, а под стеклом
– то, что осталось от часов и гнутая пуля с палец величиной, рядом
– его фронтовое фото и подписи, всё-всё подтверждающие!!!
Потом открывает книгу о подвигах дивизии «Нормандия-Неман»:
- Вот здесь фото:ветераны дивизии.

Справа
– узнаёте?
- я стою рядом с французами.Москва, 1965 год…

Я счастлив.Профессия дала мне возможность побывать там, где я никогда не побывал бы сам: спускаться перед загрузкой ядерного топлива на самое дно атомного реактора, присутствовать на хирургических операциях, сидеть в кабине самолёта рядом с лётчиками, скакать верхом на коне, наблюдать за производством хрусталя и плавкой металла…

Фоторепортёру не спрятаться за чужую спину.Если не получилось – только ты виноват.Всё зависит только от твоего умения.В этом – притягательность профессии.Мой отец был краснодеревщиком такого уровня, что к нему домой запросто приезжали директора заводов и крупных главков , мэры города – посоветоваться или заказать что-нибудь.Консул Германии лично благодарил его за участие в реставрации картин Вебера в энгельсском музее. Я всегда восхищался отцом и старался в своём деле не отставать от него.

В театр меня в своё время пригласил художественный руководитель театра драмы Александр Дзекун. О его спектаклях тогда говорила вся театральная Россия. Мне он поручил сделать галерею портретов всей труппы. Требования – серьёзнейшие, гонорар – фантастический. Пугали меня не столько требования, сколько непредсказуемый характер заказчика: большинство приглашённых специалистов он с треском выгонял, - кого через месяц, кого дня через три…

Но я решился – как головой в омут! Я понимал, что нельзя упустить возможность потратить уйму денег на выполнение такого заказа-экзамена на свою профпригодность. Работал почти круглосуточно около двух месяцев, последний «рабочий день» длился 67 часов без перерыва, пока не упал в обморок…Риск оправдался, и я проработал у Дзекуна несколько лет - до самой его отставки.

Это была серьёзная школа. Александр Иванович постоянно придумывал что – нибудь оригинальное и чтобы завтра к утру это было готово! Для него не существовало никаких препятствий и отговорок. Звоню: воды в районе нет, могу не успеть в срок! Он спокойно отвечает: - Сейчас к вашей студии подъедет цистерна с водой. И он не шутил.Командировать в Москву за парой катушек плёнки, и на машине, чтоб быстрее! А репетиции! Длились порой часов девять, но если выйдешь хоть на минутку, - тебе конец. Сразу выгонит.

Но меня привлекал к этому человеку его профессионализм во всём, даже в каждой мелочи.Бывало, остановит репетицию и…спросит МЕНЯ о моём мнении! Однажды, застигнутый врасплох, не зная что сказать, нагло вру: а не слышно отсюда ничего! Он поворачивается к актёрам : - Вот и я говорю: вас не слышно…

В одном из спектаклей была сцена: приходит в гости фотограф с треногой и начинает снимать хозяев. Делаю замечание на неверное движение «фотографа». – Вот ты и поставишь эту мизансцену и репетицию проведёшь,- был ответ.Завершая рассказ о «театральном периоде», скажу: щедрое вложение сил и средств окупилось с лихвой: однажды по инициативе МХАТа был вызван в Москву и представлен к поощрению «Акцией по поддержке Российских театральных инициатив» от Совета по культуре при Президенте России.

- В девяностые годы прошлого века было очень популярным фотоателье На Волжской – «Поклон из Саратова», душой и фотографом которого был ты. У кого возникла такая замечательная идея и почему она сошла на нет? Идея не моя, а Светланы Казаковой, бывшей тогда директором музея Федина.Узнав о моём увлечении старинной фотографией и технологиями, она предложила открыть костюмированное и обставленное старинной мебелью ретро-фотоателье «Поклон из Саратова» .Это было время коммерческой свободы.Я спросил: Что для Вас первично - имидж или прибыль?

– Имидж.

– Тогда всё получится! И работа закипела! Успех превзошёл все самые смелые ожидания.В хороший день музей получал от нас выручки столько , сколько от основной своей деятельности за целый квартал! Даже центральное телевидение показывало! Дело не только в дореволюционных костюмах и мебели, - нам удалось создать саму культурную ауру «серебряного века». Даже если клиент приходил с тремя копейками, мы снимали его до изнемождения, и очередь из клиентов всё это безропотно терпела, зная, что так будут снимать каждого.

Перерасход на одного с лихвой перекрывался следующим посетителем.Всё очень просто. Тогда ещё ходили теплоходы и к нам валом шли иногородние туристы . Был невероятный случай, когда одна посетительница специально приезжала из Москвы!

А закончилось всё банально просто: музей со временем потерял право на аренду данного помещения, и ателье закрылось.

- Я думаю, тебе не раз задавали вопрос, не скучно ли снимать всё время одного человека, даже если он – Губернатор.

- «В одиночестве» я снял Губернатора только один раз, при его назначении, еле уговорили.

Я ведь не фотограф Губернатора, а фотограф пресс-службы Губернатора . Наш коллектив протоколирует всё самое важное, что Губернатор делает за день. И крутимся мы как белка в колесе: рабочий день Губернатора расписан по минутам, и мы должны не только отснять фото и видеоматериалы, но тут же разослать всё это по редакциям и телеканалам, написать тексты, обзвонить все редакции по поводу уже завтрашнего дня, собрать материалы по всем министерствам для очередных пресс-релизов и тд. и тп .

Так что за каждым щелчком затвора моей камеры – огромная организаторская работа всего коллектива.Мы постоянно в разъездах по нашей далеко не маленькой области , выезжаем и в другие города. И везде – встречи с людьми и их проблемами, или открытие новых объектов, контроль за производимыми работами, словом – где в данный момент работает Губернатор, там и мы.Так что снимаю я не столько Губернатора, сколько повседневную жизнь нашей области.

Кроме того – приходится работать над архивом, выполнять съёмки разных новых объектов для отчётных альбомов. Разумеется, съёмок «на ковре и паркете» предостаточно, и здесь очень много своих нюансов, особенно если съёмки федерального уровня с участием Президента.

Здесь нужно тщательно продумывать каждое движение, предвидеть каждую случайность, уметь снимать не глядя в видоискатель, а прямо с рук, уметь долго ждать и не прозевать те несколько секунд, когда Президент окажется рядом. Даже всемогущая техника может сработать медленнее, чем нужно, поэтому заранее отработать все параметры и отключить по возможности всю автоматику, чтоб не подвела своей медлительностью. Вот где перегрузки, нервотрёпка, адреналин,Но без этого уже не могу, Мне скучно снимать то, что можно потом переснять. И это держит в драйве. Каждый день.
Рубрики: Фотографы
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Мне скучно снимать то, что легко повторить и переснять…
Саратов Сегодня - новости и журнал
Здоровье в Саратове и Энгельсе
волга
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 10/12/2024 10:55