20/04/2018 07:15 События
19 апреля "краеведческая гостиная" побывала на предприятии ЭОКБ "Сигнал" имени А.И. Глухарёва.
Апрель месяц насыщен мероприятиями на космическую тему. Вот и очередное заседание краеведческой гостиной Центральной городской библиотеки города Энгельса тоже не обошло её стороной. И проходило оно не в стенах «храма знаний», а на предприятии Энгельсского опытно-конструкторского бюро «Сигнал» имени А.И. Глухарёва, которое разрабатывает и выпускает уникальную продукцию для ракета-носителей.
Любителей истории гостеприимно встретил заместитель генерального директора по управлению персоналом и протоколу Марат Равильевич Мухомодьяров. Вначале нам показали фильм о предприятии. Но самое интересное было впереди. Необыкновенно увлекательно провёл экскурс по ракетостроению и роли в этом ЭОКБ «Сигнал» ведущий специалист отдела маркетинга, кандидат химических наук и корпоративный историк Вячеслав Николаевич Хмеленко. Эта информация, я думаю, будет интересна и многим нашим читателям.
ЭОКБ «Сигнал» основан в 1954 году. Первые шаги предприятие делало в нелёгкие годы холодной войны, когда началось противостояние между СССР и США. В то время в нашей стране по указанию Правительства буквально с нуля стали создавать реактивно-ракетную технику. С увеличением размера ракет выяснилось, что для контроля расхода топлива в них необходимы датчики. Этой работой активно занялся ЭОКБ «Сигнал». Сейчас оно занимает ведущие позиции в России в разработке и производстве приборов измерения авиационной и космической техники и является единственным в нашей стране такого рода предприятием. За более 60-летний период им оснащены абсолютно все летательные аппараты. Ничто в России не поднимается в воздух без приборов «Сигнала». Энгельсское ОКБ помогло взлететь таким космическим кораблям, как «Восток», «Восход», «Союз», «Ангара», орбитальный корабль-ракетоплан «Буран» многоразовой транспортной космической системы, космическим аппаратам «Луна», «Венера», «Марс», орбитальным станциям «Салют» и «Мир», а также их приборами оборудованы международный плавучий космодром, космодромы «Плесецк» и «Восточный», ракетно-технические комплексы наземного базирования и подводных лодок и многое другое.
Первые попытки создания реактивной авиации относятся к годам Великой Отечественной войны. И здесь лидером выступила Германия, в то время в этом плане самая развитая страна в мире. Именно там впервые появился реактивный самолёт Мессершмитт Ме.262, который тогда развивал фантастическую скорость до 800 км/час. После войны исследования, которые велись по нему, попали, к сожалению, не к нам, а к американцам. К тому же, США сумела завладеть всеми ведущими специалистами Германии, в т.ч. Вернером фон Брауном – создателем ракеты ФАУ-2. Из-за скудности средств у нас тогда реактивная техника развивалась слабо. Тем не менее, исследования велись. Первые опыты по жидким двигателям, на которых сейчас летают аппараты, были проведены С.П. Королёвым и В.П. Глушко. В США проблемой реактивного движения одним из первых занялся американский учёный Роберт Хитчингс Годдард. Он разработал и испытал первую ракету с жидким реактивным двигателем. Т.е. исследования у нас в стране и в США велись параллельно, но по-разному.
Их работы основывались ещё на исследованиях, проводимых в древней Индии и Китае. Именно с тех далёких времён была известна реактивная техника. В военных целях впервые она была использована Российской империей в русско-турецкой войне. Затем эти ракеты были усовершенствованы в Отечественную и приняли форму «Катюш». Так в народе прозвали советскую боевую машину реактивной артиллерии БМ-13. У немцев в то время появились ракеты ФАУ-2. США начали бурное строительство ракет после получения информации от Германии. Их ракеты имели максимально поражающий фактор. Наша страна начала срочно разрабатывать баллистические ракеты, чтобы достичь США. Такую ракету разработал С.П. Королёв вместе со своими учениками. ЭОКБ имени Глухарёва как раз и было создано в то время для разработки датчиков, способных управлять такими ракетами.
При полёте ракета имеет колоссальные ускорительные нагрузки. Датчики, которые были установлены на первичных образцах, отказывали. ЭОКБ «Сигнал» сумело в кратчайшие сроки разработать целую серию датчиков для оснащения первых наших баллистических ракет. Самый первый ракетоноситель назывался Р-7. Эта ракета является базовой данной для развития нашей ракетной техники. Она представляет собой двухступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км. Эта первая межконтинентальная баллистическая ракета в мире.
На основе Р-7 была разработана ракета «Восток», на котором Юрий Гагарин впервые поднялся в космос. Этому знаменитому событию предшествовало немало испытательных полётов, заканчивавшихся катастрофой. Но о них тогда не распространялись. Много катастроф было и в США, также как и у нас о них скрывали. Да и у немцев первые испытания ФАУ-2 оканчивались трагедией. Всё эти несчастья случались из-за жидкого кислорода, который использовался для заправки ракеты. Жидкий кислород - чрезвычайно опасное вещество. Он поражает лёгкие и кожу человека, как кислота. К тому же, он взрывоопасен.
Осознав это стали к жидкому кислороду добавлять другое топливо. В нашей стране к жидкому кислороду добавили керосин. До сих пор эта топливная пара считается самой надёжной. США пошло по другому пути. Там появились твёрдотопливные и кислородно-водородные двигатели, что давало возможность совершать межпланетные путешествия. В 1960-е годы началось соперничество между СССР и США за овладение космическим пространством.
В США начали активно проводить в действие программу пилотируемых космических станций. Так у американцев появилась орбитальная станция «Скайлэб», что в переводе означает небесная лаборатория. С помощью неё они достигли Луны. В нашей стране тоже существовала Лунная программа. Советский Союз и Соединённые Штаты боролись за первенство в Лунной программе с переменным успехом: если первый полёт к Луне, получение первого изображения обратной стороны Луны, первая посадка космических аппаратов на Луну и, наконец, первый луноход стали советским достижением, то высадка первого человека на Луну впервые была осуществлена США, которая до сих пор остаются единственной страной, отправившей на Луну астронавтов.
Но для этого Соединённым Штатам пришлось израсходовать колоссальную сумму денег по тем временам – 1 млрд. долларов. С учётом инфляции сейчас она уже составляет сотни миллиардов долларов. С помощью таких вложений появилась самая мощная ракета в мире «Сатурн-5». Но создал её не американец, а всё тот же Вернер фон Браун – немецкий изобретатель ФАУ. Именно он уже на склоне лет сумел воплотить в жизнь мечту многих людей – побывать на Луне. Благодаря ему американцы успешно запустили этот ракета-носитель.
Ракета имеет колоссальные размеры. Её вес – три тысячи тонн, что соответствует одному груженому составу. Диаметр ракеты равен 10 метрам. Вся пайка её двигателей для надёжности выполнена золотом, т.к. температура горения очень высокая (2000 и выше градусов) и простой металл начинает плавиться. Да и многие детали были выполнены из самых дорогостоящих сплавов – золота и платины. Практически их ракета-носитель был золотым. Ракета «Сатурн-5» остаётся самой грузоподъёмной, наиболее мощной, самой тяжёлой и самой большой из созданных на данный момент человечеством ракет, выводивших полезную нагрузку на орбиту.
Вернер фон Браун знал, что отказ такой дорогостоящей ракеты не допустим. Поэтому он добился, чтобы были проведены полностью все испытания на Земле. Для этого в пустыне выкопали гигантские сооружения под двигатели такого размера. Только на эти испытания США потратила один миллион долларов, затем двигатели привезли обратно и смонтировали на стенде. Саму ракету собирали отдельно на специальной платформе. Для перевозки «Сатурн-5» к стартовой площадке использовались специальные гусеничные транспортёры.
С заправкой ракеты топливом тоже не всё так просто. Она занимает несколько недель. Так как ракету заправляли горючим и жидким кислородом, то пришлось для его выпуска построить целый завод. Но заправленная ракета на старте долго стоять не может. Её заправляют прямо перед полётом. Если запуск откладывается, то горючее сливают через трубопроводы. При команде «На старт» вновь закачивают сотни тонн горючего и сотни тонн жидкого кислорода, а температура его кипения –183 °С. Не каждый материал выдержит хранения такого вещества. Мало того, что ракету нужно заправить прямо перед стартом, так ещё надо ждать момента, когда её можно запустить. Ведь ракета запускается против вращения Земли. И чем ближе к центру Земли находится космодром, тем меньше стартовая нагрузка, т.к. притяжение там меньше. Поэтому США разместило свой космодром ближе к экватору. И смогло запустить ракету, а затем совершить пилотируемый полёт на Луну и высадку астронавтов.
Правительство СССР решило создать аналог американского ракета-носителя. Но наша ракета М-1 из-за нехватки ресурсов получилась менее мощной. Она могла вывести на орбиту 100 км 75 тонн груза. Тогда как американцы подняли на орбиту 140 тонн и вывели свою космическую лабораторию «Скайлэб» сразу целиком. Наша страна поступила иначе. Она вывела на орбиту свои космические станции «Салют», затем «Мир» частями при помощи стыковок. Сейчас действует Международная космическая станция (МКС). Это совместный международный проект, в котором участвуют 14 стран.
А вот проект ракеты М-1 оказался неудачным. Так как у нас не было такого мощного двигателя, как у США, то на М-1 установили 30 простых двигателей. Это стало ошибкой. Потому что скоординировать работу 30 двигателей очень сложно. Они должны работать синхронно, иначе возникает сильная вибрация и расстыковка. Ведь ракета состоит из первой, второй и третьей ступени. Кстати, идея многоступенчатой ракеты родилась в нашей стране. Её родоначальником был К.Э. Циолковский. Он в 1920-е годы прорисовал первый проект составной космической ракеты. В Калуге находится архив, где хранятся его чертежи и макеты. Позже он предложил кислородно-водородный двигатель. Такой двигатель разработали и установили американцы на верхней ступени «Сатурна-5». Но наши учёные в то время от него отказались. Жидкий водород очень опасен, имеет точку кипения – 252 °С. Его получение – сложная, дорогостоящая система. В США для запуска «Шаттла» – многоразового транспортного космического корабля построено два гигантских завода. Один – по выпуску жидкого водорода, другой – по выпуску жидкого гелия, потому что сжижать и залить жидкий водород без жидкого гелия невозможно. Жидкий гелий –инертный газ, имеет самую низкую температуру кипения – 269 °С, абсолютный ноль.
Но вернёмся всё же к энгельсскому предприятию. На всех ракета-носителях нашей страны стоят датчики ЭОКБ «Сигнал». Они нужны для измерения давления топлива в двигателе, синхронизации перепада давления и т.д. Без них невозможно запустить космический корабль. Датчики должны обладать высокой точностью, малой массой и выдерживать огромные нагрузки.
В противовес «Шаттлу» был создан ракета-носитель «Энергия-2», который работал на жидком водороде, как и американский. В кратчайшие сроки инженеры ОКБ «Сигнал» разработали для него датчики водорода, которые до сих пор не имеют аналогов в мире. Успешная работа космической станции тоже напрямую связана с датчиками. Её функционирование зависит от кислородной среды, где надо поддерживать заданное давление. Ведь космонавты без скафандров дышат смесью кислорода и азота. Для этого «Сигналом» были разработаны датчики давления кислорода. К тому же, космическую станцию нужно периодически координировать по орбите, потому что она постепенно притягивается к Земле. Это происходит при помощи резервуаров, для которых тоже нужны датчики.
Впервые в истории в открытый космос вышел советский космонавт Алексей Леонов. Для его специального скафандра «Орлан» сотрудники ЭОКБ создали датчики-навигаторы, которые обеспечивали его нормальное функционирование. Подобные датчики выпускаются до сих пор. Предприятие также комплектует всю ракетную технику на кораблях, подводных лодках, шахтах. Надёжность таких ракета-носителей, как «Булава», «Сатана», которые так боятся американцы, тоже обеспечивает ЭОКБ. Датчики гарантируют успешный полёт к заданной цели. Эти ракеты невозможно уничтожить и остановить. У них имеются специальные устройства уклонения. Они позволяют достичь и уничтожить цель. Поэтому эти ракеты считаются самыми неуязвимыми в мире.
На смену «Союзам» появился новый ракета-носитель «Ангара», разработанный в 2010-2015 годах. У него очень удачное сочетание стоимости и цены. «Ангара» имеет модульный принцип, который применён впервые в истории. Его запуск состоялся 2014 году. За его успешное осуществление ряд сотрудников «Сигнала» был награждён правительственными наградами. «Ангара» – универсальный ракета-носитель. Он может совместить в себе лёгкую, среднюю и тяжёлую ракету. Чем тяжелее груз, тем больше на нём устанавливается дополнительных модулей. Для него были разработаны миниатюрные, высокоточные и энергосберегающие датчики. «Ангара» удобна для запуска в коммерческих целях, т.к. масса поднимаемого груза соответствует стоимости. Этот ракета-носитель для этих целей является одним из самых лучших.
Кстати, стоимость одного датчика равна стоимости хорошего автомобиля. Это показатель наукоёмкого, высокотехнологического производства. 90% изделий рождается в стенах ЭОКБ «Сигнал», 87% из них для оборонно-строительного комплекса, более 20% приборов являются инноваций. В 2017 году на «Сигнале» завершена полная реконструкция и замена технологического оборудования на высокоэффективное. Рост объёма производства за последние 10 лет составил более чем в 5,5 раз, научно-исследовательской работы – в 9 раз.
В финансовом отношении предприятие устойчивое и респектабельное. Объёмы производства расширяются, пришлось даже строить новый корпус. Там будут две испытательных лаборатории, первый музей ОКБ, новый архив, столовая. Значит, и новые рабочие места. ЭОКБ немало уделяет внимания развитию социального партнёрства. За последние 10 лет предприятие является лучшим работодателем по содействию занятости населения по Саратовской области. Оно отмечено пятью дипломами РФ за развитие рабочего потенциала, за развитие социального партнёрства, сокращения производственного травматизма и профзаболеваний. За высшие научно-технические и финансовые показатели предприятие за последние пять лет дважды удостоено чести быть занесённым на Доску почёта Саратовской области. А уж наград здесь не счесть. Государственными наградами удостоены 10 человек, правительственными – 55, губернатора Саратовской области – 75, регионального министерства промышленности – более 230, главы ЭМР – более 300.
После такого познавательного рассказа любители истории отправились на экскурсию по предприятию. Везде была чистота и культура производства. Комфортабельные рабочие места. ЭОКБ «Сигнал» молодеет. Средний возраст сотрудников 40 лет. Немало молодёжи. К сожалению, разрешили нам зайти не во все цеха, вернее, практически почти никуда, в основном, изучали производство из коридора. Что поделаешь – в цехах особая среда.
Светлана Хоружая
Апрель месяц насыщен мероприятиями на космическую тему. Вот и очередное заседание краеведческой гостиной Центральной городской библиотеки города Энгельса тоже не обошло её стороной. И проходило оно не в стенах «храма знаний», а на предприятии Энгельсского опытно-конструкторского бюро «Сигнал» имени А.И. Глухарёва, которое разрабатывает и выпускает уникальную продукцию для ракета-носителей.
Любителей истории гостеприимно встретил заместитель генерального директора по управлению персоналом и протоколу Марат Равильевич Мухомодьяров. Вначале нам показали фильм о предприятии. Но самое интересное было впереди. Необыкновенно увлекательно провёл экскурс по ракетостроению и роли в этом ЭОКБ «Сигнал» ведущий специалист отдела маркетинга, кандидат химических наук и корпоративный историк Вячеслав Николаевич Хмеленко. Эта информация, я думаю, будет интересна и многим нашим читателям.
ЭОКБ «Сигнал» основан в 1954 году. Первые шаги предприятие делало в нелёгкие годы холодной войны, когда началось противостояние между СССР и США. В то время в нашей стране по указанию Правительства буквально с нуля стали создавать реактивно-ракетную технику. С увеличением размера ракет выяснилось, что для контроля расхода топлива в них необходимы датчики. Этой работой активно занялся ЭОКБ «Сигнал». Сейчас оно занимает ведущие позиции в России в разработке и производстве приборов измерения авиационной и космической техники и является единственным в нашей стране такого рода предприятием. За более 60-летний период им оснащены абсолютно все летательные аппараты. Ничто в России не поднимается в воздух без приборов «Сигнала». Энгельсское ОКБ помогло взлететь таким космическим кораблям, как «Восток», «Восход», «Союз», «Ангара», орбитальный корабль-ракетоплан «Буран» многоразовой транспортной космической системы, космическим аппаратам «Луна», «Венера», «Марс», орбитальным станциям «Салют» и «Мир», а также их приборами оборудованы международный плавучий космодром, космодромы «Плесецк» и «Восточный», ракетно-технические комплексы наземного базирования и подводных лодок и многое другое.
Первые попытки создания реактивной авиации относятся к годам Великой Отечественной войны. И здесь лидером выступила Германия, в то время в этом плане самая развитая страна в мире. Именно там впервые появился реактивный самолёт Мессершмитт Ме.262, который тогда развивал фантастическую скорость до 800 км/час. После войны исследования, которые велись по нему, попали, к сожалению, не к нам, а к американцам. К тому же, США сумела завладеть всеми ведущими специалистами Германии, в т.ч. Вернером фон Брауном – создателем ракеты ФАУ-2. Из-за скудности средств у нас тогда реактивная техника развивалась слабо. Тем не менее, исследования велись. Первые опыты по жидким двигателям, на которых сейчас летают аппараты, были проведены С.П. Королёвым и В.П. Глушко. В США проблемой реактивного движения одним из первых занялся американский учёный Роберт Хитчингс Годдард. Он разработал и испытал первую ракету с жидким реактивным двигателем. Т.е. исследования у нас в стране и в США велись параллельно, но по-разному.
Их работы основывались ещё на исследованиях, проводимых в древней Индии и Китае. Именно с тех далёких времён была известна реактивная техника. В военных целях впервые она была использована Российской империей в русско-турецкой войне. Затем эти ракеты были усовершенствованы в Отечественную и приняли форму «Катюш». Так в народе прозвали советскую боевую машину реактивной артиллерии БМ-13. У немцев в то время появились ракеты ФАУ-2. США начали бурное строительство ракет после получения информации от Германии. Их ракеты имели максимально поражающий фактор. Наша страна начала срочно разрабатывать баллистические ракеты, чтобы достичь США. Такую ракету разработал С.П. Королёв вместе со своими учениками. ЭОКБ имени Глухарёва как раз и было создано в то время для разработки датчиков, способных управлять такими ракетами.
При полёте ракета имеет колоссальные ускорительные нагрузки. Датчики, которые были установлены на первичных образцах, отказывали. ЭОКБ «Сигнал» сумело в кратчайшие сроки разработать целую серию датчиков для оснащения первых наших баллистических ракет. Самый первый ракетоноситель назывался Р-7. Эта ракета является базовой данной для развития нашей ракетной техники. Она представляет собой двухступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км. Эта первая межконтинентальная баллистическая ракета в мире.
На основе Р-7 была разработана ракета «Восток», на котором Юрий Гагарин впервые поднялся в космос. Этому знаменитому событию предшествовало немало испытательных полётов, заканчивавшихся катастрофой. Но о них тогда не распространялись. Много катастроф было и в США, также как и у нас о них скрывали. Да и у немцев первые испытания ФАУ-2 оканчивались трагедией. Всё эти несчастья случались из-за жидкого кислорода, который использовался для заправки ракеты. Жидкий кислород - чрезвычайно опасное вещество. Он поражает лёгкие и кожу человека, как кислота. К тому же, он взрывоопасен.
Осознав это стали к жидкому кислороду добавлять другое топливо. В нашей стране к жидкому кислороду добавили керосин. До сих пор эта топливная пара считается самой надёжной. США пошло по другому пути. Там появились твёрдотопливные и кислородно-водородные двигатели, что давало возможность совершать межпланетные путешествия. В 1960-е годы началось соперничество между СССР и США за овладение космическим пространством.
В США начали активно проводить в действие программу пилотируемых космических станций. Так у американцев появилась орбитальная станция «Скайлэб», что в переводе означает небесная лаборатория. С помощью неё они достигли Луны. В нашей стране тоже существовала Лунная программа. Советский Союз и Соединённые Штаты боролись за первенство в Лунной программе с переменным успехом: если первый полёт к Луне, получение первого изображения обратной стороны Луны, первая посадка космических аппаратов на Луну и, наконец, первый луноход стали советским достижением, то высадка первого человека на Луну впервые была осуществлена США, которая до сих пор остаются единственной страной, отправившей на Луну астронавтов.
Но для этого Соединённым Штатам пришлось израсходовать колоссальную сумму денег по тем временам – 1 млрд. долларов. С учётом инфляции сейчас она уже составляет сотни миллиардов долларов. С помощью таких вложений появилась самая мощная ракета в мире «Сатурн-5». Но создал её не американец, а всё тот же Вернер фон Браун – немецкий изобретатель ФАУ. Именно он уже на склоне лет сумел воплотить в жизнь мечту многих людей – побывать на Луне. Благодаря ему американцы успешно запустили этот ракета-носитель.
Ракета имеет колоссальные размеры. Её вес – три тысячи тонн, что соответствует одному груженому составу. Диаметр ракеты равен 10 метрам. Вся пайка её двигателей для надёжности выполнена золотом, т.к. температура горения очень высокая (2000 и выше градусов) и простой металл начинает плавиться. Да и многие детали были выполнены из самых дорогостоящих сплавов – золота и платины. Практически их ракета-носитель был золотым. Ракета «Сатурн-5» остаётся самой грузоподъёмной, наиболее мощной, самой тяжёлой и самой большой из созданных на данный момент человечеством ракет, выводивших полезную нагрузку на орбиту.
Вернер фон Браун знал, что отказ такой дорогостоящей ракеты не допустим. Поэтому он добился, чтобы были проведены полностью все испытания на Земле. Для этого в пустыне выкопали гигантские сооружения под двигатели такого размера. Только на эти испытания США потратила один миллион долларов, затем двигатели привезли обратно и смонтировали на стенде. Саму ракету собирали отдельно на специальной платформе. Для перевозки «Сатурн-5» к стартовой площадке использовались специальные гусеничные транспортёры.
С заправкой ракеты топливом тоже не всё так просто. Она занимает несколько недель. Так как ракету заправляли горючим и жидким кислородом, то пришлось для его выпуска построить целый завод. Но заправленная ракета на старте долго стоять не может. Её заправляют прямо перед полётом. Если запуск откладывается, то горючее сливают через трубопроводы. При команде «На старт» вновь закачивают сотни тонн горючего и сотни тонн жидкого кислорода, а температура его кипения –183 °С. Не каждый материал выдержит хранения такого вещества. Мало того, что ракету нужно заправить прямо перед стартом, так ещё надо ждать момента, когда её можно запустить. Ведь ракета запускается против вращения Земли. И чем ближе к центру Земли находится космодром, тем меньше стартовая нагрузка, т.к. притяжение там меньше. Поэтому США разместило свой космодром ближе к экватору. И смогло запустить ракету, а затем совершить пилотируемый полёт на Луну и высадку астронавтов.
Правительство СССР решило создать аналог американского ракета-носителя. Но наша ракета М-1 из-за нехватки ресурсов получилась менее мощной. Она могла вывести на орбиту 100 км 75 тонн груза. Тогда как американцы подняли на орбиту 140 тонн и вывели свою космическую лабораторию «Скайлэб» сразу целиком. Наша страна поступила иначе. Она вывела на орбиту свои космические станции «Салют», затем «Мир» частями при помощи стыковок. Сейчас действует Международная космическая станция (МКС). Это совместный международный проект, в котором участвуют 14 стран.
А вот проект ракеты М-1 оказался неудачным. Так как у нас не было такого мощного двигателя, как у США, то на М-1 установили 30 простых двигателей. Это стало ошибкой. Потому что скоординировать работу 30 двигателей очень сложно. Они должны работать синхронно, иначе возникает сильная вибрация и расстыковка. Ведь ракета состоит из первой, второй и третьей ступени. Кстати, идея многоступенчатой ракеты родилась в нашей стране. Её родоначальником был К.Э. Циолковский. Он в 1920-е годы прорисовал первый проект составной космической ракеты. В Калуге находится архив, где хранятся его чертежи и макеты. Позже он предложил кислородно-водородный двигатель. Такой двигатель разработали и установили американцы на верхней ступени «Сатурна-5». Но наши учёные в то время от него отказались. Жидкий водород очень опасен, имеет точку кипения – 252 °С. Его получение – сложная, дорогостоящая система. В США для запуска «Шаттла» – многоразового транспортного космического корабля построено два гигантских завода. Один – по выпуску жидкого водорода, другой – по выпуску жидкого гелия, потому что сжижать и залить жидкий водород без жидкого гелия невозможно. Жидкий гелий –инертный газ, имеет самую низкую температуру кипения – 269 °С, абсолютный ноль.
Но вернёмся всё же к энгельсскому предприятию. На всех ракета-носителях нашей страны стоят датчики ЭОКБ «Сигнал». Они нужны для измерения давления топлива в двигателе, синхронизации перепада давления и т.д. Без них невозможно запустить космический корабль. Датчики должны обладать высокой точностью, малой массой и выдерживать огромные нагрузки.
В противовес «Шаттлу» был создан ракета-носитель «Энергия-2», который работал на жидком водороде, как и американский. В кратчайшие сроки инженеры ОКБ «Сигнал» разработали для него датчики водорода, которые до сих пор не имеют аналогов в мире. Успешная работа космической станции тоже напрямую связана с датчиками. Её функционирование зависит от кислородной среды, где надо поддерживать заданное давление. Ведь космонавты без скафандров дышат смесью кислорода и азота. Для этого «Сигналом» были разработаны датчики давления кислорода. К тому же, космическую станцию нужно периодически координировать по орбите, потому что она постепенно притягивается к Земле. Это происходит при помощи резервуаров, для которых тоже нужны датчики.
Впервые в истории в открытый космос вышел советский космонавт Алексей Леонов. Для его специального скафандра «Орлан» сотрудники ЭОКБ создали датчики-навигаторы, которые обеспечивали его нормальное функционирование. Подобные датчики выпускаются до сих пор. Предприятие также комплектует всю ракетную технику на кораблях, подводных лодках, шахтах. Надёжность таких ракета-носителей, как «Булава», «Сатана», которые так боятся американцы, тоже обеспечивает ЭОКБ. Датчики гарантируют успешный полёт к заданной цели. Эти ракеты невозможно уничтожить и остановить. У них имеются специальные устройства уклонения. Они позволяют достичь и уничтожить цель. Поэтому эти ракеты считаются самыми неуязвимыми в мире.
На смену «Союзам» появился новый ракета-носитель «Ангара», разработанный в 2010-2015 годах. У него очень удачное сочетание стоимости и цены. «Ангара» имеет модульный принцип, который применён впервые в истории. Его запуск состоялся 2014 году. За его успешное осуществление ряд сотрудников «Сигнала» был награждён правительственными наградами. «Ангара» – универсальный ракета-носитель. Он может совместить в себе лёгкую, среднюю и тяжёлую ракету. Чем тяжелее груз, тем больше на нём устанавливается дополнительных модулей. Для него были разработаны миниатюрные, высокоточные и энергосберегающие датчики. «Ангара» удобна для запуска в коммерческих целях, т.к. масса поднимаемого груза соответствует стоимости. Этот ракета-носитель для этих целей является одним из самых лучших.
Кстати, стоимость одного датчика равна стоимости хорошего автомобиля. Это показатель наукоёмкого, высокотехнологического производства. 90% изделий рождается в стенах ЭОКБ «Сигнал», 87% из них для оборонно-строительного комплекса, более 20% приборов являются инноваций. В 2017 году на «Сигнале» завершена полная реконструкция и замена технологического оборудования на высокоэффективное. Рост объёма производства за последние 10 лет составил более чем в 5,5 раз, научно-исследовательской работы – в 9 раз.
В финансовом отношении предприятие устойчивое и респектабельное. Объёмы производства расширяются, пришлось даже строить новый корпус. Там будут две испытательных лаборатории, первый музей ОКБ, новый архив, столовая. Значит, и новые рабочие места. ЭОКБ немало уделяет внимания развитию социального партнёрства. За последние 10 лет предприятие является лучшим работодателем по содействию занятости населения по Саратовской области. Оно отмечено пятью дипломами РФ за развитие рабочего потенциала, за развитие социального партнёрства, сокращения производственного травматизма и профзаболеваний. За высшие научно-технические и финансовые показатели предприятие за последние пять лет дважды удостоено чести быть занесённым на Доску почёта Саратовской области. А уж наград здесь не счесть. Государственными наградами удостоены 10 человек, правительственными – 55, губернатора Саратовской области – 75, регионального министерства промышленности – более 230, главы ЭМР – более 300.
После такого познавательного рассказа любители истории отправились на экскурсию по предприятию. Везде была чистота и культура производства. Комфортабельные рабочие места. ЭОКБ «Сигнал» молодеет. Средний возраст сотрудников 40 лет. Немало молодёжи. К сожалению, разрешили нам зайти не во все цеха, вернее, практически почти никуда, в основном, изучали производство из коридора. Что поделаешь – в цехах особая среда.
Светлана Хоружая
Рубрики: События
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / На ЭОКБ "Сигнале"