02/08/2024 15:20 Литература Истории
В конце 1971/72 учебного года в центральной газете «Комсомольская правда» появилась статья, посвящённая школе № 14 г. Энгельса. Наша школа сразу стала известной на всю страну. Но это была отнюдь не хвалебная публикация. В ней критиковалось вовлечение учащихся школы к торговле редисом в период завершения учебного года.
Советская педагогика на высшем уровне осуществляла трудовое воспитание детей в школе и дома, а вот участие в товарно-денежных отношениях как-то не приветствовалось, а более того, порицалась и осуждалась. Дети, деньги и торговля были несовместимы. Играть в продавцов - пожалуйста, а в жизни - ни-ни...
Родители наших учащихся практически все были производственниками. Они работали на лесозаводе, клеевом заводе, мостоотряде № 8. Жили в домах частного сектора и мостостро-евских бараках, занимались огородничеством, что было хорошим подспорьем для рабочих семей. Особый доход приносил первый урожай редиса, созревавшего к майским праздникам.
Редиска Тяньзиня и Рыковки пользовалась особым спросом на рынках Саратова. Но реализация того продукта была делом не менее трудным, чем сам процесс выращивания. Перевозка редиса в Саратов всегда была сложной; личного транспорта не было, пользовались общественным. а это было крайне неудобно. Троллейбусный маршрут № 9 разворачивался сразу же за мостом, а курсировавший до Крытого рынка автобус № 248 ходил чётко по расписанию от Керамического посёлка и почти всегда был переполнен.
Порой родители брали с собой на рынки детей-школьников, чтобы те были, что называется, «на подхвате». В это время и случались пропуски уроков учащимися. Конечно, школу об этом предупреждали и пропущенные несколько дней на успеваемости не отражались. К тому же, массовым явлением это не было.
Администрация школы более чем сдержанно отреагировала на критическую статью, так как знала, каких трудов и усилий родителям наших учеников стоила эта редиска, и понимала, что дети не могли не помогать своим родителям.
В пионерской комнате по весне нередко появлялись пучки этого ярко-пионерского корнеплода, которым все с удовольствием хрумкали.
Наши дети росли на земле, и все были большими тружениками, такими же, как их родители.
А ещё они жили в окружении лесов на берегах Става, Сазанки и Волги и очень тонко чувствовали природу. Наверное, поэтому в школе было особо много талантливых и одарённых детей. Лучший спортсмен школы, красавец Николай Зотов увлекался фотографией, он успешно принимал участие в четырёх городских фотовыставках при Дворце пионеров.
Виктор Корнилов был талантливым художником-оформителем. Входил в состав Совета Ленинской комнаты и практически сам оформил её. Он постоянно ходил по школе с ватманами, имея при себе плакатные перья. В пионерской всегда была цветная тушь и гуашь, и он часто заходил, чтобы кому-то оформить заголовки к газетам, какие-то рапорты или альбомы. Причём делал это всё на глазах заказчика легко и быстро, без особых усилий. А ещё он был участником всех городских конкурсов бальных парных танцев. Эти конкурсы походили в современном здании ЗАГСа, и мы ходили поболеть за нашего Виктора - удивительно талантливого синеглазого парнишку. В школе его связывала тесная дружба с одноклассником Сергеем. Они всегда и везде были вместе.
Лидером среди своих ровесников был Олег Вобликов. Разносторонне развитый, на редкость общительный и активный, он увлекался поэзией, прекрасно пел.
Кстати, школа № 14 всегда успешно выступала на городских смотрах художественной самодеятельности. К 50-летию пионерской организации блестяще была исполнена танцевальная сюита «Дружба» в сопровождении хора.
Советская педагогика на высшем уровне осуществляла трудовое воспитание детей в школе и дома, а вот участие в товарно-денежных отношениях как-то не приветствовалось, а более того, порицалась и осуждалась. Дети, деньги и торговля были несовместимы. Играть в продавцов - пожалуйста, а в жизни - ни-ни...
Родители наших учащихся практически все были производственниками. Они работали на лесозаводе, клеевом заводе, мостоотряде № 8. Жили в домах частного сектора и мостостро-евских бараках, занимались огородничеством, что было хорошим подспорьем для рабочих семей. Особый доход приносил первый урожай редиса, созревавшего к майским праздникам.
Редиска Тяньзиня и Рыковки пользовалась особым спросом на рынках Саратова. Но реализация того продукта была делом не менее трудным, чем сам процесс выращивания. Перевозка редиса в Саратов всегда была сложной; личного транспорта не было, пользовались общественным. а это было крайне неудобно. Троллейбусный маршрут № 9 разворачивался сразу же за мостом, а курсировавший до Крытого рынка автобус № 248 ходил чётко по расписанию от Керамического посёлка и почти всегда был переполнен.
Порой родители брали с собой на рынки детей-школьников, чтобы те были, что называется, «на подхвате». В это время и случались пропуски уроков учащимися. Конечно, школу об этом предупреждали и пропущенные несколько дней на успеваемости не отражались. К тому же, массовым явлением это не было.
Администрация школы более чем сдержанно отреагировала на критическую статью, так как знала, каких трудов и усилий родителям наших учеников стоила эта редиска, и понимала, что дети не могли не помогать своим родителям.
В пионерской комнате по весне нередко появлялись пучки этого ярко-пионерского корнеплода, которым все с удовольствием хрумкали.
Наши дети росли на земле, и все были большими тружениками, такими же, как их родители.
А ещё они жили в окружении лесов на берегах Става, Сазанки и Волги и очень тонко чувствовали природу. Наверное, поэтому в школе было особо много талантливых и одарённых детей. Лучший спортсмен школы, красавец Николай Зотов увлекался фотографией, он успешно принимал участие в четырёх городских фотовыставках при Дворце пионеров.
Виктор Корнилов был талантливым художником-оформителем. Входил в состав Совета Ленинской комнаты и практически сам оформил её. Он постоянно ходил по школе с ватманами, имея при себе плакатные перья. В пионерской всегда была цветная тушь и гуашь, и он часто заходил, чтобы кому-то оформить заголовки к газетам, какие-то рапорты или альбомы. Причём делал это всё на глазах заказчика легко и быстро, без особых усилий. А ещё он был участником всех городских конкурсов бальных парных танцев. Эти конкурсы походили в современном здании ЗАГСа, и мы ходили поболеть за нашего Виктора - удивительно талантливого синеглазого парнишку. В школе его связывала тесная дружба с одноклассником Сергеем. Они всегда и везде были вместе.
Лидером среди своих ровесников был Олег Вобликов. Разносторонне развитый, на редкость общительный и активный, он увлекался поэзией, прекрасно пел.
Кстати, школа № 14 всегда успешно выступала на городских смотрах художественной самодеятельности. К 50-летию пионерской организации блестяще была исполнена танцевальная сюита «Дружба» в сопровождении хора.
Летом выезжали в туристический лагерь, который располагался на острове напротив Шалово. В 1971 году меня отправили с ней в качестве помощницы. В мои обязанности входило: организация дежурства в лагере, контроль за соблюдением режима дня и санитарным состоянием в палатках и лагере. Самым ужасным было приготовление пищи на костре. И в первый же день случился казус, когда я бултыхнула в котёл с холодной водой ведро манки, тут же превратившийся в огромный ком. Директор лагеря В. Прушакевич одарил убийственным взглядом 19-летнюю помощницу по быту и, скрепя зубами, выдал очередную порцию манной крупы. Получила урок на всю жизнь.
Изольда Николаевна целыми днями пропадала с детьми, в лесу занималась спортивным ориентированием: не пустовали волейбольная и баскетбольная площадки. Две недели пролетели быстро, и мы, вполне счастливые, вернулись в школу.
Когда 3 июня 1993 года Изольда Николаевна ушла из жизни, двор дома по ул. Тельмана. 8. был заполнен её учениками, пришедшими проститься с учителем. Это были выпускники школ № 14 и № 2. Она принадлежала двум школам, где работала и где её помнят.
И совсем не случайно из школы № 14 вышло немало учителей: супруги Петровы Николай Николаевич и Татьяна Сергеевна, Ирина Самохвалова, Галина Кузьмина, Лиля Кравцова (Овчинникова Л. В.), Лида Рыбал-кина (Л. И. Яковина), Татьяна Храмова (Т. А. Маркова), Галя Лосева (Г. И. Чигурова).
В 1972 году, полвека назад, выпускники школы № 14 тоже прощались со своей школой, и впервые звучала новая песня, которая потом зазвучала в фильме В. Меньшова «Розыгрыш». Под эту прощальную песню плакали все: и учителя, и выпускники, и их родители...
Мы все родом из страны Пионерии и большую часть своей жизни уже прожили. Но пусть эта песня звучит как гимн нашей старой доброй и самой лучшей школы № 14:
Когда уйдём со школьного двора Под звуки нестареющего вальса. Учитель нас проводит до угла. И вновь назад, и вновь ему с утра Вставать, учить и снова расставаться, Когда уйдём со школьного двора...
Статья из "Новой газеты г. Энгельса" автор Людмила Фадеева.
Изольда Николаевна целыми днями пропадала с детьми, в лесу занималась спортивным ориентированием: не пустовали волейбольная и баскетбольная площадки. Две недели пролетели быстро, и мы, вполне счастливые, вернулись в школу.
Когда 3 июня 1993 года Изольда Николаевна ушла из жизни, двор дома по ул. Тельмана. 8. был заполнен её учениками, пришедшими проститься с учителем. Это были выпускники школ № 14 и № 2. Она принадлежала двум школам, где работала и где её помнят.
И совсем не случайно из школы № 14 вышло немало учителей: супруги Петровы Николай Николаевич и Татьяна Сергеевна, Ирина Самохвалова, Галина Кузьмина, Лиля Кравцова (Овчинникова Л. В.), Лида Рыбал-кина (Л. И. Яковина), Татьяна Храмова (Т. А. Маркова), Галя Лосева (Г. И. Чигурова).
В 1972 году, полвека назад, выпускники школы № 14 тоже прощались со своей школой, и впервые звучала новая песня, которая потом зазвучала в фильме В. Меньшова «Розыгрыш». Под эту прощальную песню плакали все: и учителя, и выпускники, и их родители...
Мы все родом из страны Пионерии и большую часть своей жизни уже прожили. Но пусть эта песня звучит как гимн нашей старой доброй и самой лучшей школы № 14:
Когда уйдём со школьного двора Под звуки нестареющего вальса. Учитель нас проводит до угла. И вновь назад, и вновь ему с утра Вставать, учить и снова расставаться, Когда уйдём со школьного двора...
Статья из "Новой газеты г. Энгельса" автор Людмила Фадеева.
Особенно много в школе было любителей поэзии. Вот стихотворение пятиклассницы Н. Федосовой «Весна», напечатанное в городской газете «Коммунист»:
Пришёл апрель, принёс тепло,
И с крыш бежит капель.
Как хорошо и как светло
На улице теперь.
Как много вижу я ребят!
На речке ледоход.
А ребятишки-школьники
Готовятся в поход.
А в шестом классе она уже как юнкор продолжает писать в газету. Старшеклассник Слава Емельянов стал самым юным поэтом в литературном обьединении «Истоки», основанном известным городским поэтом Н. У. Федоровым.
Кстати, в школе частым гостем была корреспондент городской газеты «Коммунист» Г. Н. Каткова. Она присутствовала на торжественных линейках первосентябрьских и выпускных. Галина Николаевна писала о наших детях и об учителях, анализировала ученические сочинения и продвигала наших юнкоров в печать. Писали о школе № 14 и другие авторы.
Так, газета «Коммунист» от 20 марта 1971 года сообщает о встрече за «круглым столом-старшеклассников школ города. Открывает встречу учащихся школы № 14 Нина Сергеева, одна из лучших учениц школ рассказывает о своём увлечении литературой. Её одноклассница Люда Мичурина мечтает стать библиотекарем.
Василий Шестёркин - самый серьёзный и рассудительный выпускник школы, уже посещает подготовительные курсы в Саратовском госуниверситете и свою будущую профессию связывает с физикой и математикой. Высокий парень в очках уже тогда был похож на начинающего профессора.
Трудно перечислить всех лучших учеников школы, среди которых были Наташа Долинике, Валя Суровцева, Люда Тол-стикова и многие другие.
Школа готовила учащихся и к рабочим профессиям. На шефствующем предприятии лесозавода работало немало бывших выпускников. Между заводом и школой существовала тесная связь. 15 старшеклассников школы составлял школьный стройотряд, который летом работал на заводе, где ребята осваивали специальности станочников и столяров; сдавали специальные экзамены и получали рабочие разряды. Завод ежегодно организовывал День открытых дверей для выпускников школы.
Директор завода П. Ф. Жидков, секретарь парткома Н. М. Казачков и возглавлявший комитет комсомола Николай Чуй-кин обычно выступали перед выпускниками, приглашали их на работу или побуждали продолжить образование в лесотехнических вузах. Тогда и предположить было невозможно, что произойдёт с нашей лесной промышленностью.
На лесозаводе была отлично налажена противопожарная безопасность. И наши юные пожарные обычно успешно выступали на городских соревнованиях благодаря тренировкам, проводимым прямо на территории лесозавода.
Лесозавод был своим предприятием не только для многих родителей учащихся, но и для самих учеников. А проникали мы на его территорию, отодвинув одну из досок во дворе школьного забора.
В школе осуществлялось коллективное шефство: учащиеся 5 - 7-х классов шефствовали над октябрятами 1-х классов, а старшеклассники 8 - 10-х классов -над пионерами 5 - 7-х классов. Поэтому в каждом классе были свои профессиональные вожатые, они же работали на детских летних площадках. Лучшими из них были Таня Иванова, Рая Правинова. а Оля Уголь-никова после окончания школы даже стала старшей пионерской вожатой своей же школы.
Активные и любознательные дети хорошо учились и всегда имели общественную нагрузку в школе. Чтобы дети стали такими, достойно трудились и учителя школы. Это был сильный сплочённый коллектив опытных педагогов, который возглавлял мудрейший из учителей Станислав Тимофеевич Щелупинин.
Самым блистательным учителем школы была Лариса Петровна Хаустова Неутомимая труженица была любимым учителем всех старшеклассников. Всегда эффектная и в окружении учеников, учитель русского языка и литературы сумела привить любовь к своему предмету буквально каждому. Увлечение поэзией в школе было просто повальным. Она постоянно проводила вечера, открывая ученикам С. Есенина. Н. Некрасова. Сама посвящала свои стихи своим учителям. Вела классное руководство.
Как человек с твёрдой гражданской позицией, она была организатором Ленинского зачёта - форума. Именно она проводила это общешкольное мероприятие в день рождения В. И. Ленина. Как правило, оно проходило в клубе мостоотряда, куда выходила вся школа.
Это было очень ответственное и торжественно. Каждый старший класс готовил свой отчёт о работе за год, там же подводились итоги и награждались лучшие. Всё это сопровождалось литературно-музыкальной композицией патриотического характера и имело высокодуховное эмоциональное воздействие на учащихся.
Другим учителем русского языка и литературы была Нина Алексеевна Федорова, жена поэта Н. У. Фёдорова. Она также поддерживала и развивала любовь детей к литературе и поэзии. Самым любознательным она даже позволяла переписывать стихи своего мужа-поэта, приглашая их домой.
Увлекались дети и математикой. Особым уважением пользовалась завуч школы Галина Николаевна Сисина. которая тоже постоянно находилась в окружении старшеклассников. Иногда прямо на переменах в коридорах разгорались споры по поводу решения уравнений или обсуждались какие-то математические проблемы.
Другим математиком работала Лия Александровна Косо-лапова. очень интересный учитель и человек. Вместе с Н. А. Фёдоровой они охотно принимали участие в «Зарнице». Учителями истории были Любовь Васильевна Расторгуева и молодой учитель Вадим Захаров, увлекающийся краеведением и уже имевший свои публикации. Благодаря им из школы вышло немало учителей истории.
Географию преподавал Павел Степанович Гавва. Его выпускной класс занимался в кабинете боевой славы и вёл работу в этом направлении.Такие кабинеты были в каждой школе.
Учителем иностранного языка была Лидия Михайловна Кулахметова. она же секретарь учительской комсомольской организации. Всегда вникала в жизнь школьных комсомольцев и пионеров и старалась привнести что-то своё.
Однажды она устроила встречу с саратовским композитором Евгением Бикташевым. Это была незабываемая встреча, которая состоялась в стареньком клубе мостоотряда № 8. Композитор сам великолепно исполнял свои песни под магнитофонную звукозапись. А мы все - и учителя, и дети, как заворожённые слушали и лицезрели настоящего живого композитора.
Особо нужно вспомнить нашего учителя пения Владимира Ивановича Малкина. Он буквально жил в школе, благо, что его дом находился ближе всех к ней. Он всё время ходил с баяном, казалось, будто прирос к нему. Помимо уроков, он проводил бесконечные репетиции, концерты, сборы. Об этом его просили классные руководители, уговаривали дети, а он не мог никому отказать. А в воскресенье он обязательно был на Клубе выходного дня, за что все были ему бесконечно благодарны.
Физкультура в 14-й школе расценивалась на уровне любого другого предмета. Пропуски были невозможны, обманы не проходили. Изольда Николаевна Дедюкина была неумолима: строга и требовательна абсолютно ко всем. Её побаивались и уважали все без исключения учащиеся. Она не жалела сил и времени для занятия спортом всех желающих.
Пришёл апрель, принёс тепло,
И с крыш бежит капель.
Как хорошо и как светло
На улице теперь.
Как много вижу я ребят!
На речке ледоход.
А ребятишки-школьники
Готовятся в поход.
А в шестом классе она уже как юнкор продолжает писать в газету. Старшеклассник Слава Емельянов стал самым юным поэтом в литературном обьединении «Истоки», основанном известным городским поэтом Н. У. Федоровым.
Кстати, в школе частым гостем была корреспондент городской газеты «Коммунист» Г. Н. Каткова. Она присутствовала на торжественных линейках первосентябрьских и выпускных. Галина Николаевна писала о наших детях и об учителях, анализировала ученические сочинения и продвигала наших юнкоров в печать. Писали о школе № 14 и другие авторы.
Так, газета «Коммунист» от 20 марта 1971 года сообщает о встрече за «круглым столом-старшеклассников школ города. Открывает встречу учащихся школы № 14 Нина Сергеева, одна из лучших учениц школ рассказывает о своём увлечении литературой. Её одноклассница Люда Мичурина мечтает стать библиотекарем.
Василий Шестёркин - самый серьёзный и рассудительный выпускник школы, уже посещает подготовительные курсы в Саратовском госуниверситете и свою будущую профессию связывает с физикой и математикой. Высокий парень в очках уже тогда был похож на начинающего профессора.
Трудно перечислить всех лучших учеников школы, среди которых были Наташа Долинике, Валя Суровцева, Люда Тол-стикова и многие другие.
Школа готовила учащихся и к рабочим профессиям. На шефствующем предприятии лесозавода работало немало бывших выпускников. Между заводом и школой существовала тесная связь. 15 старшеклассников школы составлял школьный стройотряд, который летом работал на заводе, где ребята осваивали специальности станочников и столяров; сдавали специальные экзамены и получали рабочие разряды. Завод ежегодно организовывал День открытых дверей для выпускников школы.
Директор завода П. Ф. Жидков, секретарь парткома Н. М. Казачков и возглавлявший комитет комсомола Николай Чуй-кин обычно выступали перед выпускниками, приглашали их на работу или побуждали продолжить образование в лесотехнических вузах. Тогда и предположить было невозможно, что произойдёт с нашей лесной промышленностью.
На лесозаводе была отлично налажена противопожарная безопасность. И наши юные пожарные обычно успешно выступали на городских соревнованиях благодаря тренировкам, проводимым прямо на территории лесозавода.
Лесозавод был своим предприятием не только для многих родителей учащихся, но и для самих учеников. А проникали мы на его территорию, отодвинув одну из досок во дворе школьного забора.
В школе осуществлялось коллективное шефство: учащиеся 5 - 7-х классов шефствовали над октябрятами 1-х классов, а старшеклассники 8 - 10-х классов -над пионерами 5 - 7-х классов. Поэтому в каждом классе были свои профессиональные вожатые, они же работали на детских летних площадках. Лучшими из них были Таня Иванова, Рая Правинова. а Оля Уголь-никова после окончания школы даже стала старшей пионерской вожатой своей же школы.
Активные и любознательные дети хорошо учились и всегда имели общественную нагрузку в школе. Чтобы дети стали такими, достойно трудились и учителя школы. Это был сильный сплочённый коллектив опытных педагогов, который возглавлял мудрейший из учителей Станислав Тимофеевич Щелупинин.
Самым блистательным учителем школы была Лариса Петровна Хаустова Неутомимая труженица была любимым учителем всех старшеклассников. Всегда эффектная и в окружении учеников, учитель русского языка и литературы сумела привить любовь к своему предмету буквально каждому. Увлечение поэзией в школе было просто повальным. Она постоянно проводила вечера, открывая ученикам С. Есенина. Н. Некрасова. Сама посвящала свои стихи своим учителям. Вела классное руководство.
Как человек с твёрдой гражданской позицией, она была организатором Ленинского зачёта - форума. Именно она проводила это общешкольное мероприятие в день рождения В. И. Ленина. Как правило, оно проходило в клубе мостоотряда, куда выходила вся школа.
Это было очень ответственное и торжественно. Каждый старший класс готовил свой отчёт о работе за год, там же подводились итоги и награждались лучшие. Всё это сопровождалось литературно-музыкальной композицией патриотического характера и имело высокодуховное эмоциональное воздействие на учащихся.
Другим учителем русского языка и литературы была Нина Алексеевна Федорова, жена поэта Н. У. Фёдорова. Она также поддерживала и развивала любовь детей к литературе и поэзии. Самым любознательным она даже позволяла переписывать стихи своего мужа-поэта, приглашая их домой.
Увлекались дети и математикой. Особым уважением пользовалась завуч школы Галина Николаевна Сисина. которая тоже постоянно находилась в окружении старшеклассников. Иногда прямо на переменах в коридорах разгорались споры по поводу решения уравнений или обсуждались какие-то математические проблемы.
Другим математиком работала Лия Александровна Косо-лапова. очень интересный учитель и человек. Вместе с Н. А. Фёдоровой они охотно принимали участие в «Зарнице». Учителями истории были Любовь Васильевна Расторгуева и молодой учитель Вадим Захаров, увлекающийся краеведением и уже имевший свои публикации. Благодаря им из школы вышло немало учителей истории.
Географию преподавал Павел Степанович Гавва. Его выпускной класс занимался в кабинете боевой славы и вёл работу в этом направлении.Такие кабинеты были в каждой школе.
Учителем иностранного языка была Лидия Михайловна Кулахметова. она же секретарь учительской комсомольской организации. Всегда вникала в жизнь школьных комсомольцев и пионеров и старалась привнести что-то своё.
Однажды она устроила встречу с саратовским композитором Евгением Бикташевым. Это была незабываемая встреча, которая состоялась в стареньком клубе мостоотряда № 8. Композитор сам великолепно исполнял свои песни под магнитофонную звукозапись. А мы все - и учителя, и дети, как заворожённые слушали и лицезрели настоящего живого композитора.
Особо нужно вспомнить нашего учителя пения Владимира Ивановича Малкина. Он буквально жил в школе, благо, что его дом находился ближе всех к ней. Он всё время ходил с баяном, казалось, будто прирос к нему. Помимо уроков, он проводил бесконечные репетиции, концерты, сборы. Об этом его просили классные руководители, уговаривали дети, а он не мог никому отказать. А в воскресенье он обязательно был на Клубе выходного дня, за что все были ему бесконечно благодарны.
Физкультура в 14-й школе расценивалась на уровне любого другого предмета. Пропуски были невозможны, обманы не проходили. Изольда Николаевна Дедюкина была неумолима: строга и требовательна абсолютно ко всем. Её побаивались и уважали все без исключения учащиеся. Она не жалела сил и времени для занятия спортом всех желающих.
Рубрики: Литература Истории
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Светлая память о школе