Люди, историей ставшие - А. Е. Токарев Пароходы - Волга Фото

Волга Фото

Люди, историей ставшие - А. Е. Токарев Пароходы

Люди, историей ставшие - А. Е. Токарев Пароходы - Волга Фото
Последний арендатор водного перевоза между нашим поселением и Саратовом «при царском прижиме». Саратовец, выходец из Астрахани, профессионал своего дела.

Деятельность Александра Токарева в слободе началась с заключения им договора 4 апреля 1912 года с властями слободы, где было, в том числе, обо- значено, что с сезона 1912 года он осуществляет перевоз между слободой и Саратовом.

Первое время он на правах аренды использовал суда предыдущего перевозчика М. А. Згуриди, затем, после недолгих переговоров в июне 1912 года, тот продал Токареву перевозной караван вместе с «Афиной» и «Клеопатрой» за 50 тысяч рублей. В разные годы (1912-1918) вместе с этими легендарными судами Токарев использовал пароходы «Софья» («София»), «Вера», «Павлик», «Русский», «Валентина». Токарев поставил дело на ши- рокую ногу.

В мае 1912 года организуется товарищество «Переправа» с капиталом 100 тысяч рублей, в состав которого входят он (с тремя паями) и некто К. М. Леонтьев (с двумя паями). Вскоре Леонтьев умер, а Токарев, уплатив вдове 38 тысяч рублей, стал хозяином (1914 год).

Управляющим перевоза тогда служил у него Е. И. Калягин. Заказывались новые пароходы, паромы, двухэтажный дебаркадер для саратовского берега.

В 1913 году им был куплен в Астрахани ледокол «Валентина», который с весны того года стал рейсировать между слободой и Саратовом. По другой версии «Валентина» была обычным пароходом, не ледоколом. А. Е. Токарев ищет пути увеличения объёмов работ.
В «Саратовской копеечке» 31 августа 1912 года появляется объявление:...
В «Саратовской копеечке» 31 августа 1912 года появляется объявление: «С 1 сентября открывается товаро-пассажирское сообщение между слободой и селом Квасниковка. Рейсы будет совершать перевозной моторный катер «Софья» Токарева. Плата 18 копеек». Интересное объявление, оно говорит о расширении его бизнеса. Вот только неизвестно, сколько времени существовало это сообщение.

Насколько мне известно, Квасниковка в советское время такого сообщения не имела. А «Саратовский листок» в апреле 1915 года писал, что Шумейское сельское общество вошло в соглашение с Токаревым об открытии им пароходных рейсов от села Шумейка до Покровска и Саратова. Что-то не верится…

Перевозная деятельность Токарева закончилась сезоном 1918 года, когда его караван судов был национализирован. Константин Иванович Шкода, современник тех событий, писал, что 2 февраля 1919 года перевоз от Токарева перешёл в ведение Покровского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Из этого следует, что сезон 1918 года Токарев ещё работал. Но в каком качестве: хозяина или наёмного работника?..

Последний штрих о перевозе. «Трудовая правда» 16 дека- бря 1924 года писала: «После целого ряда переговоров и переписки с НКПС о передаче переправы Покровск-Саратов в ведение Покровского и Саратовского коммунотделов вопрос этот в центре разрешился, и вся переправа коммунотделами принимается от Госпароходства…

Принято 3 баркаса («Клеопатра», «Афина», «Наяда»), 3 парома и 3 дебаркадера».
Что было далее… Видимо, Саратов был менее заинтересован...
Что было далее… Видимо, Саратов был менее заинтересован в переправе, да и нахождение её в двух руках не способствовало слаженной работе. В результате было принято решение о передаче Покровско-Саратовской переправы в ведение Покровского Горсовета («Трудовая правда» от 7 февраля 1929 года).

А. Е. Токарев памятен нам как последний представитель исторического промысла – аренды водного перевоза (в 1912-918 годах). С 1919 года водное сообщение между нашими городами уже находилось в руках государства.

Анатолий Гредченко "Новая газета - Энгельс" № 49 (126) от 12 декабря 2023 г.
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Люди, историей ставшие - А. Е. Токарев Пароходы
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Саратов Сегодня - новости и журнал
волга
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 24/01/2025 01:08