Становление немецкого коммунистического университета в республике немцев поволжья (1931-1939гг.) - Волга Фото

Волга Фото

Становление немецкого коммунистического университета в республике немцев поволжья (1931-1939гг.)

Становление немецкого коммунистического университета в республике немцев поволжья (1931-1939гг.) - Волга Фото
Политика «культурной революции» последовательно проводившаяся сталинским руководством в конце 1920-х, начале 1930-х гг. преследовала собой далеко идущие планы: повышение образовательного уровня советских граждан, ликвидацию неграмотности, без чего невозможны были дальнейшие преобразования в области экономического, политического, мировоззренческого облика страны.

Особые надежды Советское государство возлагало на Коммунистические университеты - высшие партийные учебные заведения, ставшие в некотором роде оплотом правящего режима, призванные готовить партийных, советских, профсоюзных работников в новом коммунистическом духе. Потребности в национальных кадрах побудили Советскую власть открыть в АССР НП ряд вузов. Уже вели свою образовательную деятельность Немецкий педагогический институт, Сельскохозяйственный институт.

Согласно решению ЦК партии с 1 сентября 1931 г. в Республике немцев Поволжья начал функционировать новый вуз - Немецкий коммунистический университет. Коммунистический университет в 1930-е гг. располагался в здании бывшей Покровской гимназии, ныне один из учебных корпусов Энгельсского Технологического института СГТУ.

По замыслам партийного руководства Коммунистический университет должен был принимать самое деятельное участие в разрешении вопросов «хозяйственного и национально-культурного строительства АССР НП и немецких районов СССР» .

В Энгельсском краеведческом музее, в разделе экспозиции «Знаки и символы уходящей эпохи», представлены материалы по Немецкой высшей сельскохозяйственной партийной школе, в частности диплом Э. Фроловой - учителя немецкого языка, окончившей партийный вуз.

Основной задачей партийного вуза должна была стать подготовка квалифицированных партийных работников, преподавателей по общественно-политическим дисциплинам для средних и высших учебных заведений, для сети немецких рабфаков, техникумов и СПШ. А также быть центром научно-исследовательской, просветительской работы среди широких масс партийного, советского, профсоюзного актива, принимать участие в переподготовке немецкого партактива в области партийного, культурного и советского строительства, быть координатором центральных и республиканских руководящих парторганизаций в решении вопросов связанных с планированием в области хозяйственного и культурного строительства. АССР нп.

Первый ректор Коммунистического университета Алекс Ай-рих писал по этому поводу: «Организация коммунистического вуза - ценнейший вклад в дело национально-культурного строительства нашей Республики, в создании мощных совхозов, развертывающихся строек крупных промышленных предприятий». Реалии того времени требовали «нового типа» партийного руководителя».

С 1932 г. Коммунистический университет приобрел статус всесоюзного значения, в виду того, что примерно до 40% мест в нем занимали партийные, советские функционеры из различных немецких районов СССР . В 1932 г. норма набора составляла 270 человек (120 ч. весеннего и 150 ч. осеннего набора).

Решением ЦК ВКП (б) от 21 сентября 1932 г. Коммунистические университеты повсеместно в стране были реорганизованы в высшие партийные коммунистические сельскохозяйственные школы.
Преобразован был и Комвуз в Немреспублике, которому было присвоено имя Сталина. Коренные изменения в статусе подобных высших учебных заведений продиктованы были масштабным колхозным строительством, стремлением подготовить специалистов в области сельского хозяйства из числа советской и партийной номенклатуры.

Существовала квота в наборе в Немецкую высшую коммунистическую сельскохозяйственную школу. Лимит был установлен в количестве -160 человек, а также утверждены соответствующие правила приема 5. Отбором подходящих кандидатов для обучения в НВКСШ им. Сталина занималась мандатная комиссия, в состав которой вошли представители администрации партийной школы: зав. с.х. отделом ОК ВКП (б) т. Мерц (председатель), ректор ВКСХШ т. Вормсбехер, секретарь парткома ВКСХШ т. Шмидт, секретарь ОК ВЛКСМ т. Феллер и секретарь комсомольского комитета НВКСХШ т. Майер.

Персональная ответственность для отбора кандидатов на учебу была возложена на секретарей канткомов. Был определен возрастной ценз для лиц, поступающих на 2-х и 3-х годичное отделения партийной школы, он не должен был превышать 34 и быть не ниже 21 года.

Преимущественное право зачисления на 2-х годичное отделение школы имели: члены ВКП(б), комсомольцы с 2-х годичным стажем партийной работы, беспартийные рабочие и колхозники, имеющие не менее 2-х летнего стажа руководящей работы в колхозах, МТС и совхозах (председатели колхозов, зав. крупными фермами, отделениями совхозов), в возрасте не моложе 20 лет и не старше 40 лет, обладавшие определенной общеобразовательной подготовкой в объеме начальной школы и Совпартшколы первой ступени. Комплектация слушателей на 3-х годичное отделение проводилась из числа членов ВКП(б), имевших не менее 3 лет партийной работы, не менее 1-го года стажа руководящей партийной работы (секретари парткомов, инструкторы канткомов) 9 лет.

По решению Бюро Обкома на обучение в высшую партийную сельскохозяйственную школу должно было быть отправлено не менее 20-25% женщин 10. В компетенцию Канткомов и Горкома ВКП(б) входило подготовить пакет документов на каждого командируемого в сельскохозяйственную школу работника. Приемная комиссия принимала следующие документы: анкету, собственноручно заполненную соискателем и заверенную по месту жительства, командировку канткома. Непременным условием было наличие характеристики от соответствующих органов, направлявших своего сотрудника на обучение, справки сельсовета о социальном и семейном положении поступающего, заверенная автобиография, а также справка о состоянии здоровья.

В то же время существовали определенные ограничения при приеме в высшую партийную сельскохозяйственную школу. Так, например, не принимались лица страдающие заразными заболеваниями, неврастенией в тяжелой форме, туберкулезом. Инвалидность сама по себе не была существенным препятствием для успешного зачисления в партийный вуз. «Абитуриенты», допущенные к поступлению в партийную школу и получившие об этом соответствующее извещение, обязаны были явиться в НВКСХШ для прохождения врачебного освидетельствования и вступительных испытаний.

Вступительные испытания проводились по общеобразовательным предметам: немецкому, русскому языкам, математике, географии, обществоведению. Для лиц, не имевших основательной образовательной подготовки, на базе партийной школы были созданы 4-х месячные подготовительные курсы.

В свою очередь, командирующие организации, направлявшие партийных работников в вуз, обязаны были выполнить определенные обязательства по отношению к поступающим: предоставить им отпуск на подготовку к учебным занятиям, сохранив за семьями командированных на учебу квартиры, оплатить проезд в оба конца, даже в том случае, если соискатель не пройдет вступительных испытаний.

При успешном зачислении в НВКСШ им. Сталина студенты, обеспечивались общественным питанием, а также стипендией, размер которой на 1936 г. составил 260 рублей в месяц. Лица, Допущенные к экзаменам, обязаны были при себе иметь партийную карточку, учетно-воинский билет, командировочное удостоверение.

Одним из приоритетных направлений в работе вуза в 1930-е гг. стала организация заочного партообразования. Существенный изъян этой деятельности заключался в отсутствии необходимой учебной литературы на немецком языке, а также неудовлетворительной работой радиоцентра. Неутешительные выводы были сделаны по работе местных парторганизаций, проявлявших недостаточное усердие по отношению к слушателям заочного отделения. Все это в совокупности не могло не отразиться на учебном процессе в целом. Основная вина на эти недочеты была возложена на комсомол и одногодичные радиокурсы партийного актива .

В 1933 г. руководство высшей партийной школы было серьезно озабочено тем, что ход набора проходил явно неудовлетворительно, вопреки всем прогнозам и ожиданиям. Бюро Обкома вынесло в связи с этим ряд взысканий секретарям Бальцерского и Франкского канткомов, своевременно не предпринявших превентивных мер по выделению из кантонных центров лиц для посылки в вуз . В то же время сделаны были соответствующие выводы «о недооценке ВКСХШ, как школы готовящей национальные партийные кадры» |6. В последующие годы, однако, ситуация не менялась кардинальным образом, проблемы с набором в партийный вуз случались и позже.

В 1936-1937 гг. согласно постановлению Бюро Областного комитета ВКГТ(б) АССР НП происходит реорганизация всего учебного процесса в Немецкой высшей сельскохозяйственной школе. Все отделения вуза были переведены на сокращенный 2-х годичный курс обучения. В силу этого были разработаны переходные учебные планы, новые образовательные программы. В учебный план того периода внесены определенные коррективы, происходит сокращение кол-ва часов по немецкому языку на 50 часов за счет увеличения кол-ва часов по русскому языку на 150 часов. Производственной практике отводилось 75 часов и 25 часов из резерва. Серьезное значение уделялось военной, а также физической подготовке слушателей.

В учебном процессе, в программе по всеобщей истории особенное внимание, по мнению администрации вуза необходимо было уделить на изучение революционного движения Германии и Испании, в виду пристального интереса партии к событиям, происходившим в этих странах.

В соответствии с этим увеличивалось и кол-во часов на изучение этих разделов истории. В 1937 г. остро встал вопрос о материальном стимулировании студентов. Сумма получаемой стипендии была в зависимости не столько от успеваемости слушателя, как от количества иждивенцев в семье.

В 1937 г. укомплектование школы слушателям было в количестве 130 человек.

Во второй половине 1930-х гг. Республику немцев Поволжья захлестнула волна политических процессов. Город Энгельс оказался в эпицентре основных событий, разыгранных руководством страны для подавления инакомыслия, расправы с политическими оппонентами, насаждении собственных догматов. Партийный вуз, как и другие высшие учебные заведения Республики немцев Поволжья не избежал в 1930-е гг. чистки по идеологическим мотивам. Преподаватели и студенты, попавшие под подозрение советской власти, подвергались шельмованию, изгонялись из вуза, проходили унизительные допросы.

Один из примеров наглядно демонстрирует вышеизложенное. В 1937 году на парткоме обсуждалось дело вызвавшие определенный общественный резонанс. Под подозрение попала администрация вуза в лице ректора Шульца и проректора Шмидта, обвиненных в нелояльности к новой власти, в связях с раскулаченными родственниками, в поддержании отношений с близкими, находящимися за пределами СССР. После тщательных проверок, убедившись в бездоказательности данных обвинений, было решено на общем партсобрании оставить ученых в партии и на административной работе. Но такой случай в те времена был скорее единичным. За годы своего существования в Немецкой высшей партийной сельскохозяйственной школе сменилось несколько ректоров, их заместителей, часто варьировался преподавательский состав школы, многие из них ушли не по своей воле.

В 1938 г. в самый разгар политических преследований, на одном из последних заседаний парткома при партийной школе было заслушано постановление Бюро Обкома ВКП(б) о принятии решительных мер по очистке НКСХШ от «чуждых, враждебных, неустойчивых элементов». Этого было достаточно, чтобы лучший цвет научной интеллигенции, талантливые преподаватели, имевшие нетривиальный взгляд, идущий вразрез с официальной идеологией, были изгнаны из вуза. На смену прежним преподавателям приходили другие, назначенные по принципу: «лояльность к новой власти, признание марксистской методологии».

В 1938 г. Немецкая высшая сельскохозяйственная коммунистическая школа была реорганизована. Несмотря на специфичность данного образовательного учреждения, НВКСШ внесла определенный вклад в подготовку советских кадров в области сельского хозяйства, сыграла немалую роль в обучении коммунистов-немцев, доминирующие число которых происходило из крестьян, дала путевку в жизнь многим партийным работникам, в судьбе которых после окончания сельскохозяйственной партийной школы начался карьерный взлет.

На смену высшим партийным сельскохозяйственным школам пришли высшие школы пропагандистов при ЦК ВКП(б), а затем и высшие партийные школы при ЦК КПСС (ВПШ). Но это уже совсем другая история.

Автор текста М.Ю. Родионов.
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Становление немецкого коммунистического университета в республике немцев поволжья (1931-1939гг.)
Саратов Сегодня - новости и журнал
волга
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 20/10/2021 14:04