Буртасы и Чуваши - Волга Фото

Волга Фото

Буртасы и Чуваши

Буртасы и Чуваши - Волга Фото
В 80-ти километрах от Саратова стоит ныне районный центр Новые Бурасы. Вырос он на месте села Старые Бурасы. Что же значит это слово — «бурасы»? Священник села Старые Бурасы Александр Соловьев в 1889 году в очерке, посвященном своему селу, так отвечал на этот вопрос: «Основание села Старых Бурас относится к допетровскому времени и получило название от дикого народа — Буртас, — производивших набеги на означенную местность. Село Старые Бурасы находится от Саратова в 80 верстах, расположено по обоим берегам реки Медведицы».

О буртасах историкам еще менее известно, нежели о булгарах. Одни не прочь видеть в них потомков хазар, другие — булгар. Буртасы жили по берегам Волги в нынешней Саратовской губернии. По словам многих арабских писателей, народ этот обитал между хазарами и волжскими булгарами. «Буртас, — говорит Якут,— есть имя народа, города и земли, лежащей к северу от земли Хазарской, с которою она граничит. Между этою землею и Хазарскою нет никакой другой. Буртасы исповедуют мусульманскую веру. В городе Буртасе есть мечеть соборная и мечеть простая. К западу (к северу? — вопросительно поправляет Сенковский) от него лежит город Сивар, где также есть две мечети, простая и соборная. Буртасы имеют свой собственный язык, отдельный и от турецкого, и от булгарского. Истархи пишет, что народонаселение каждого из этих двух городов не превышает десяти тысяч душ. Буртасы строят себе деревянные дома, но живут в них только зимою: летом же расходятся по юртам. От Идиля, столицы хазаров, до города Бур-таса считается двадцать дней езды (около семисот пятидесяти верст), и вся длина Буртасской земли (по Волге) составляет также около двадцати дней езды.

Отсюда, по мнению Сенковского, очевидно, что город Буртас находился в окрестностях нынешнего Саратова, и протяжение Буртасской земли должно полагать, приблизительно, от Сарепты до Симбирска. Хаджи-Калфа различает два поколения буртасов: одно, говорит он, обитало к северу от Хазарской земли, другое кочевало вместе с турками (узами). Шукр-Аллах и Мухаммед-эль-Мукаси, комментаторы, жившие первый в XV, а второй в XVI веке, утверждают, что одно из этих поколений сожигало мертвых, а другое погребало их в земле; что они были в беспрерывной войне с печенегами и повиновались государю Хазарскому.

По словам Ахмеда-Туси, персидского писателя XII века, только часть этого народа исповедовала Магометанскую веру; он говорит, что буртасы славились грабежом и разбоем, и что у них существовал странный обряд при избрании царя, известный, впрочем, хазарам и некоторым турецким поколениям средней Азии: избранному сжимали они горло поясом и спрашивали, сколько лет желает он царствовать; тот обыкновенно сказывал такое число годов, какое вспадет на язык во время этой пытки, и если потом он царствовал долее, они его убивали.

Буртасы, сколько известно, жили в этих местах с IX до половины XIII века. Плано Карпини, который называет их брутаками, и Степенная Книга показывают их в числе народов, побежденных монголами; Масуди упоминает, что в 913 году они содействовали к истреблению руссов, спасавшихся на левый берег Волги от меча хазаров (это приписывается и булгарам), а Ибн-Хаукал, что русские разорили страну буртасов в 989 году (по другим сведениям это — поход Святослава на булгар).

Буртасы, кроме разбоев, занимались также земледелием, и из их земли вывозились чернобурые лисьи меха, которые славились по всему мусульманскому Востоку под именем буртасских и продавались так дорого, что одни только цари могли покупать их.

Куда же делись буртасы? Некоторые исследователи полагают, что после нашествия монголов они смешались с местными финно-угорскими племенами и стали называться чувашами. Другая, более распространенная точка зрения предполагает, что основную роль в этногенезе чувашей сыграли тюркоязычные волжско-камские булгары, заселившие в последней четверти 1-го тысячелетия н. э. лесостепные районы правобережья Волги, смешавшиеся с племенами последнего этапа городецкой культуры и пьяноборской культуры, причем булгарский элемент был преобладающим.

Массовое переселение булгар-сува-ров (сувазов) на правобережье Волги, вызванное разгромом Булгарии монголо-татарами в XIII—XIV веках, усилило тюркизацию местных племен, сыграло решающую роль в образовании двух основных этнографических групп чувашей — верховых (вирьял), обитающих в северо-западной части Чувашии, и низовых (анатри) — в северо-восточной и южной частях. Промежуточную территорию занимает переходная группа средненизовых (анатенчи), близкая в языковом отношении к вирьялам, а в бытовом к анатри.

Чувашская народность в основном сформировалась к XVI веку (этноним «чуваши» восходит к одному из булгарских племен — суваз, или саваз). От булгарских предков чуваши унаследовали технику земледелия, ремесленные производства, многие элементы материальной и духовной культуры. Присоединение чувашей к Русскому государству (1551) освободило от ига Казанского ханства и имело большое положительное значение для развития чувашского народа.

От русского народа чуваши восприняли усовершенствованные орудия труда, типы жилищ, одежды и другие элементы культуры.

С включением чувашей в Россию они не только облегчали свою участь (чувашские ясашные крестьяне платили Казанскому хану 13 видов податей, выполняли ратную и трудовую повинность), но и смогли приступить к мирному периоду своей истории, так как до завоевания Казани Иоанном Грозным столкновения русских и татарских войск зачастую происходили на территории Чувашии. Чуваши, таким образом, оказывались между двух огней. Волей-неволей им приходилось выбирать, под чью руку — татарского хана или московского царя — им отложиться. Чуваши выбрали ориентацию на Москву. В конце 1546 года чуваши и горные марийцы восстали против казанских феодалов, а в мае — июне 1551 года добровольно приняли русское подданство, и в 1552 году они деятельно помогали русским войскам в овладении Казанью.

Русское государство укрепило свои позиции, построив города крепости: Свияжск (1551), Чебоксары (первое упоминание в летописях в 1469 году, основан как город-крепость в 1555), Алатырь (50-е годы XVI века), Ци-вильск (1584—1590), Ядрин (1590), которые вскоре стали торгово-ремесленными центрами. Тогда же были проложены Кубнинская (3-я четверть XVI века), Тетюшская, Карлинская и Алатыр-ская (1578) засечные черты, защищавшие край от нападений кочевников.

В Чувашии получило распространение землевладение русских светских и духовных феодалов (в середине XVIII века в крае числилось свыше 200 помещичьих и 8 монастырских владений).

Во 2-й половине XVI—XVII веках чуваши заселили «дикое поле» в южных районах Чувашии, опустевших в XIV— XV веках, что увеличило посевные площади. Значение охоты и бортничества падало, развивалось пасечное пчеловодство, заимствованное от русских/

В чувашских селах развивались промыслы по обработке дерева, кожи, г шерсти, волокна и прочие. Во 2-й половине XVII века в городах Чувашии возникли кожевенные, винокуренные, салотопенные и другие предприятия. К середине XIX века насчитывалось здесь около 150 прядильных, шелкопоясных, кирпичных, меднолитейных и других мелких предприятий, до 15 вотчинных кожевенных, суконных и других мануфактур, имелись стекольная и суконная фабрики.

Чувашские крестьяне в царскую казну платили хлебный и денежный ясак, ямские, полоняничные и прочие а деньги, несли городовое дело и другие трудовые повинности, поставляли в армию по одному воину с трех ясачных дворов. На ясачных людей распространялось крепостное право.

В 20-х годах XVIII века ясачные чуваши были включены в разряд государственых крестьян, ясак заменен подушной податью и оброком, размеры которых в XVIII—1-й половине XIX века росли. «В XVI—XVII веках территория Чувашии управлялась Приказом Казанского дворца, в начале XVIII века она в была включена в состав Казанской и Нижегородской губерний, по административной реформе 1775 года вошла в э Казанскую и Симбирскую губернии. В начале XIX века четверть чувашских крестьян передана уделу. В 1837— 1841 годах в Чувашии проведена реформа управления государственными крестьянами, вызвавшая недовольство крестьян; в 1841 году начались волнения, переросшие в 1842 году в вооруженное восстание (Акрамовскую войну), в котором участвовало 10 000 чувашских и марийских крестьян. Вообще ни одно крестьянское восстание не обходилось без деятельного участия чувашей (1571— 1573, 1606—1610, 1615—1616, 1634, 1670—1671, 1774).

Община как форма социальной организации сельского населения у чувашей сохранилась вплоть до 30-х годов XX века. В XVIII — начале XX столетий существовали две основные ее формы — простая, объединявшая жителей одного поселения, и сложная, включавшая крестьян нескольких поселений. Существовали национально-смешанные общины, главным образом чувашско-русские, чувашско-русско-татарские. Сохранялись пережиточные формы родственной и соседской взаимопомощи (ниме).

Основной хозяйственной и социальной ячейкой внутри общины во 2-й половине XIX века стала малая семья. Доля больших неразделенных семей уже к XVIII веку была невелика. Именно в семье наиболее стойко сохраняются обрядовые традиции, обычаи и уклад патриархальной жизни. До наших дней дошли некоторые обряды, в основном свадебные и похоронные.

В 1707 году русское правительство открыло первую школу для детей нерусских народов Поволжья; во 2-й половине XVIII века в Казани и Свияж-ске действовали новокрещенские школы, которые окончили около 500 чувашских мальчиков. С начала XIX века в чувашских селах были открыты приходские, удельные и казенные училища, которых к 1860 году действовало более 60. Преподавание велось на русском языке.

В 1870-х годах в школах стали преподавать и на чувашском языке. Инспектор чувашских школ Казанского учебного округа И. Я. Яковлев (1848— 1930) основал в 1868 году Симбирскую чувашскую школу, которую до 1917 года окончило свыше 1000 учителей. Он разработал алфавит, создал чувашскую письменность, издавал книги (до 1917 года на чувашском языке издано 711 книг).

П. НИКОЛАЕВ. из книги "Мифы древней Волги".


ЧУВАШИ, чаваш (само-назв.), народ в СССР, коренное население...
ЧУВАШИ, чаваш (само-назв.), народ в СССР, коренное население Чувашии, живут также в Татарии, Башкирии, б Са-марской, Ульяновской, Оренбургской, Саратовской, Кемеровской, Свердловской, Тюменской обл., Красноярском крае, Казахстане. Числ. в СССР 1751000 чел., в т. ч. в Чувашии 887 700 человек. Относятся в осн. к субуральскому варианту уральской переходной расы. Чуваш, язык образует булгарскую подгруппу тюркской группы алтайской семьи, делится на диалекты низовой и верховой. Письменность на рус. графич. основе. Распространен также рус. яз. Верующие — православные.

Этнич. основу чувашей составили тюркоязычные племена булгар и суваров, пришедшие в последней четверти 1-го тыс. н. э. из приазовских степей в лесостепные р-ны Волго-Камского междуречья и ассимилировавшие местное финно-угорское население.

Осн. традиц. занятие — пашенное земледелие, были развиты также хмелеводство, огородничество, пчеловодство. Распространялись кустарные промыслы: колесный, бондарный, столярный, а также веревочно-канатное, рогожное произ-во. Традиц. прикладное иск-во — вышивка, узорное ткачество, резьба по дереву.

Наиболее ранние типы расселения — речной и приовражный. Дом средне-рус. типа с трехраздельной структурой: изба — сени — клеть. Пережиточная форма древней срубной постройки — лась (в прошлом без потолка и окон, с открытым очагом) модифицирована и служит летней кухней.

В основе народного костюма — туникообразная рубашка (кепе), у женщин богато украшенная вышивкой, подвесками, и штаны с широким шагом (йем). Верхняя одежда — кафта-нообразная (шупар), осенью—поддевка (сахман), зимой — шубы из овчины (керек). Головные уборы: женский — хушпу — шапочка в форме усеченного конуса с длинной лопастью сзади, украшенной монетами, бисером; и чалма из треугольного куска ткани; девичий — тухъя полусферической и шлемовидной формы. Обувь — лапти, сапоги.

В традиц. пище преобладают растит. продукты. Распространены супы (яшка): бульоны с приправами, похлебка с клецками, каши; пироги: хуп-лу — большой круглый пирог с мясом, кукаль — пирог с крупой, капустой, ягодами; молочные блюда: турах — кислое молоко, уйран — пахтанье, чакат — творожные сырки; мясные блюда: шартан — колбаса из овечьего желудка, начиненного мясом и салом, тутармаш — вареная колбаса с начинкой из крупы, рубленого мяса или крови.

В фольклоре наиб, развиты песенный и сказочный жанры, календарная поэзия. Популярны сказания «О взятии Казани», о С. Разине, Е. Пугачеве.

Старинные муз. инструменты — пузырь (шапар), волынка (сарнай), гусли. (Из книги «Народы мира. Историко-этнографический справочник». М., «Советская энциклопедия», 1988)

Здоровье в Саратове и Энгельсе
Саратов Сегодня - новости и журнал
волга
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 29/03/2024 04:26