16/11/2023 08:15 Литература Истории

6 октября группа представителей патриотических организаций во главе со старшим научным сотрудником Энгельсского краеведческого музея Валерием Ковляром посетила Воскресенское кладбище Энгельса. В память 81-й годовщины со дня трагической гибели были возложены цветы на могилу героической лётчицы Великой Отечественной войны Валерии Хомяковой…
Есть люди, подобные кометам: их свет – только краткая вспышка перед неизбежной и скорой гибелью, но этот свет разгоняет мрак ночи, вдохновляет замешкавшихся в пути, указывает дорогу растерявшимся, вселяет уверенность в сомневавшихся и навеки остаётся в памяти как необычайное, исключительное и поразительное явление. Такой была Валерия Хомякова…
Она родилась 3 августа 1914 года в семье инженера-химика в городе Колпино Ленинградской области. Затем семья переехала в Москву. Девушка окончила школу и решила учиться на химика – поступила в Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева по специальности «инженер-технолог по полупродуктам и красителям». Но душа её уже тогда рвалась в полёт. Лера стала заниматься в аэроклубе Московского авиационного института – в отличие от военных лётных училищ, в аэроклубы тогда девочек брали охотно.
Есть люди, подобные кометам: их свет – только краткая вспышка перед неизбежной и скорой гибелью, но этот свет разгоняет мрак ночи, вдохновляет замешкавшихся в пути, указывает дорогу растерявшимся, вселяет уверенность в сомневавшихся и навеки остаётся в памяти как необычайное, исключительное и поразительное явление. Такой была Валерия Хомякова…
Она родилась 3 августа 1914 года в семье инженера-химика в городе Колпино Ленинградской области. Затем семья переехала в Москву. Девушка окончила школу и решила учиться на химика – поступила в Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева по специальности «инженер-технолог по полупродуктам и красителям». Но душа её уже тогда рвалась в полёт. Лера стала заниматься в аэроклубе Московского авиационного института – в отличие от военных лётных училищ, в аэроклубы тогда девочек брали охотно.

Лётчицы Центрального аэроклуба ОСОАВИАХИМа имени В. Чкалова на фоне самолёта УТ-1. Слева-направо Ольга Попова, Раиса Беляева, Валерия Хомякова, Мария Глуховцева и Евгения Прохорова. Москва, 1940 год
Она была очень талантлива: инструкторы учили её фигурам высшего пилотажа, она принимала участие в воздушных парадах в Тушине, совершенствовала лётное мастерство в знаменитой Борисоглебской военной школе пилотов. После окончания обучения сама стала лётчиком-инструктором. Командование Борисоглебской школы не раз присылало ей благодарности за отличную подготовку учеников.
Одной из учениц Валерии была Марина Чечнева, которая вспоминала о своей наставнице так: «Небесный почерк Хомяковой был захватывающе красив. Зачарованно смотрели мы, как… она виртуозно выполняла виражи, бочки, спирали, петли Нестерова. Будучи лётчицей высокого класса, она в совершенстве освоила все спортивные самолёты довоенного времени и безукоризненно летала на них… И как человек Валерия была удивительно приятной…».
С первых дней Великой Отечественной войны Валерия просилась в ряды военных лётчиков, чтобы сражаться, как они. Но попала сначала не на фронт, а в эвакуацию в село Владимировка Сталинградской (ныне – Волгоградской) области, куда перевели московский аэроклуб. Рядом с ней трудились инструкторами другие девушки – та же Марина Чечнева, Ольга Шахова, Мария Кузнецова, будущие отважные фронтовые лётчицы из авиаполков Марины Расковой.
В 1941 году знаменитая лётчица-штурман, Герой Советского Союза Марина Раскова лично обратилась к И. В. Сталину с просьбой отправить добровольцев женщин-авиаторов на фронт, и 8 октября 1941 года появился приказ Наркома обороны «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии», укомплектованных студентками авиационных ВУЗов, выпускницами аэроклубов. Местом формирования был выбран город Энгельс.
Призыв Расковой к девушкам вступать в ряды военной авиации, чтобы наравне с мужчинами бить врага в небе, был как будто напрямую обращён к Валерии – именно из таких девушек, с хорошей лётной подготовкой, знающих самолёт, имеющих опыт самостоятельных полётов, мечтала неукротимая Марина составить свои женские полки. В действительности такие оказались в меньшинстве, но место Валерии Хомяковой среди них было предопределено.
Она приехала в Энгельс 15 ноября 1941 года. Из воспоминаний Марины Чечневой: «Никто ещё не знал, кто и в какой полк попадёт. Но Валерия уже тогда решила для себя однозначно: «Буду только истребителем!» Сильная воля чувствовалась в этой красивой стройной девушке. Отбор в истребительный полк был наиболее тщательным… При отборе Хомякова показала отличную технику пилотирования... видя, как чётко и красиво выполняет Валерия фигуры высшего пилотажа, один из членов комиссии, полковник Багаев, сказал: «Эта будет истребителем!..».
Она была очень талантлива: инструкторы учили её фигурам высшего пилотажа, она принимала участие в воздушных парадах в Тушине, совершенствовала лётное мастерство в знаменитой Борисоглебской военной школе пилотов. После окончания обучения сама стала лётчиком-инструктором. Командование Борисоглебской школы не раз присылало ей благодарности за отличную подготовку учеников.
Одной из учениц Валерии была Марина Чечнева, которая вспоминала о своей наставнице так: «Небесный почерк Хомяковой был захватывающе красив. Зачарованно смотрели мы, как… она виртуозно выполняла виражи, бочки, спирали, петли Нестерова. Будучи лётчицей высокого класса, она в совершенстве освоила все спортивные самолёты довоенного времени и безукоризненно летала на них… И как человек Валерия была удивительно приятной…».
С первых дней Великой Отечественной войны Валерия просилась в ряды военных лётчиков, чтобы сражаться, как они. Но попала сначала не на фронт, а в эвакуацию в село Владимировка Сталинградской (ныне – Волгоградской) области, куда перевели московский аэроклуб. Рядом с ней трудились инструкторами другие девушки – та же Марина Чечнева, Ольга Шахова, Мария Кузнецова, будущие отважные фронтовые лётчицы из авиаполков Марины Расковой.
В 1941 году знаменитая лётчица-штурман, Герой Советского Союза Марина Раскова лично обратилась к И. В. Сталину с просьбой отправить добровольцев женщин-авиаторов на фронт, и 8 октября 1941 года появился приказ Наркома обороны «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии», укомплектованных студентками авиационных ВУЗов, выпускницами аэроклубов. Местом формирования был выбран город Энгельс.
Призыв Расковой к девушкам вступать в ряды военной авиации, чтобы наравне с мужчинами бить врага в небе, был как будто напрямую обращён к Валерии – именно из таких девушек, с хорошей лётной подготовкой, знающих самолёт, имеющих опыт самостоятельных полётов, мечтала неукротимая Марина составить свои женские полки. В действительности такие оказались в меньшинстве, но место Валерии Хомяковой среди них было предопределено.
Она приехала в Энгельс 15 ноября 1941 года. Из воспоминаний Марины Чечневой: «Никто ещё не знал, кто и в какой полк попадёт. Но Валерия уже тогда решила для себя однозначно: «Буду только истребителем!» Сильная воля чувствовалась в этой красивой стройной девушке. Отбор в истребительный полк был наиболее тщательным… При отборе Хомякова показала отличную технику пилотирования... видя, как чётко и красиво выполняет Валерия фигуры высшего пилотажа, один из членов комиссии, полковник Багаев, сказал: «Эта будет истребителем!..».

Её мечта сбылась, и со второй половины декабря 1941 года Валерия числилась в 586-м истребительном авиационном полку. Она получила новенький Як-1, только запущенный в серию Саратовским авиазаводом, и была назначена заместителем командира второй эскадрильи.
В апреле 1942 года полк Хомяковой был передислоцирован в Разбойщину (ныне – посёлок Соколовый) на правом берегу Волги, на него возлагались задачи по обороне Саратова, а в мае того же года девушки-истребители вновь вернулись на левый берег – на этот раз полк расположился в окрестностях посёлка Анисовка, южнее Энгельса.
Враг яростно атаковал саратовский железнодорожный мост через Волгу – важную артерию, связывающую промышленный, оборонный, санитарный Саратов со сражающимся Сталинградом. 24 сентября 1942 года одному из немецких самолётов - бомбардировщику Ju-88 удалось прорвать огневой заслон наших ПВО. В небо по тревоге поднялась пара самолётов: ведущей Евгении Прохоровой и ведомой Валерии Хомяковой. Воздушный бой был коротким, но результативным. Приземлившись на аэродроме, лейтенант Хомякова доложила: «Вражеский самолёт сбит!».
Это была сенсация! Первый вражеский самолёт, сбитый лётчиками в саратовском небе (до этого был один, который уничтожили зенитчики), первый в мире самолёт, сбитый женщиной-лётчицей в ночном бою, и первый сбитый самолёт, открывший боевой счёт 586-го истребительного полка.
Ликование от боевой победы Валерии поднялось невообразимое! За несколько дней её имя облетело все газеты и журналы, о ней писал «Огонёк», ей посвящали стихи и поэмы, в Энгельс потянулись фотографы и корреспонденты ведущих изданий, чтобы провести фотосессию и взять интервью (среди которых был и известный в будущем поэт Евгений Долматовский). Газета Сталинградского фронта «Красная Армия» публиковала стихи младшего сержанта Татьяны Иванчук:
Всё проверив строго и умело,
Лейтенант садится, просит взлёт.
Это наша Хомякова Лера,
Смелый и отчаянный пилот.
Подан старт, летит стальная птица.
Каждый затаив дыханье ждёт.
Вот и враг - и очередь по фрицу,-
Пламя охватило самолёт.
Бой закончен, лётчик рапортует:
Всё в порядке - мой противник сбит!
И семья пилотов торжествует:
Счёт геройским подвигам открыт!
Уже на следующий день после боевого успеха в здании Высшей партийной школы был устроен митинг в честь молодой лётчицы, ей присвоили звание старшего лейтенанта и назначили командиром третьей эскадрильи, вручили 2000 рублей деньгами, командующий истребительной авиацией ПВО генерал-майор Александр Осипенко прислал поздравительную телеграмму и распорядился представить наградной лист. На главной площади Саратова был выставлен на всеобщее обозрение её боевой трофей – останки сбитого «Юнкерса» (а запасная форма командира самолёта старшего лейтенанта Герхара Маака до сих пор находится в Саратовском областном краеведческом музее). 29 сентября Валерия вместе с командиром корпуса уехала в Москву, где Михаил Калинин вручил ей орден Отечественной войны, позднее она получила приглашение в Кремль…
Но больше всего радовались подруги по полку: «Сажусь – подбегает мой механик Полунина и целует: «Душечка, вы Хейнкеля сбили!..» В Анисовке в отделении для высших чинов в столовой накрыли праздничный стол: «…налили всем... по гранёному стакану водки, хороший завтрак и арбуз. Меня все поздравили, а девчата до этого всю перецеловали. И все-все, кто в гарнизоне ни встретит, поздравляют… Уже меня три корреспондента снимали во всех видах, и даже в штатском для иностранных журналов. Вот, милые, какая я… знаменитость стала!..» - описывала свой триумф Валерия.
По сути же, её подвиг подводил черту под спорами об эффективности женщин-лётчиц на фронте. Не секрет, что это всегда было предметом ожесточённых споров, на девушек в военной авиации специалисты и даже командование смотрело с изрядной долей скепсиса. Советские авиаполки были первыми и единственными в мире, до этого никто просто не мог предположить, на что они окажутся способны, и как поведут себя девушки в обстановке воздушного боя. Будут отважны и хладнокровны наравне с мужчинами? Станут фанатичными «смертницами»? Испугаются, закатят истерики и окажутся бесполезны?..
Успех Валерии Хомяковой положил конец сомнениям – девушки доказали своё право на место в военной авиации, все усилия Марины Расковой и всех Лериных подруг по учёбе и полку оказывались не напрасными, боевое будущее женских авиаполков стало близкой реальностью и отныне не подвергалось сомнению – это была их общая победа!..
Только десять дней было отведено судьбой Лере Хомяковой, чтобы порадоваться своей заслуженной славе. Десять дней – яркая вспышка коротенького и превратного боевого счастья… 5 октября вернулась на аэродром в Анисовку. В ту же ночь её назначили на боевое дежурство. Среди ночи два экипажа подняли по тревоге: за ведущей Валерией Хомяковой взлетела ведомая Тамара Памятных. Тревога оказалась ложной. Памятных вернулась на аэродром, Валерия – нет…
Её тело нашли утром недалеко от места старта – последний полёт Валерии длился всего несколько минут…
Гибель героини, которую за несколько дней успела полюбить вся страна, вызвала бурную реакцию. Расследование причин лётного происшествия назвало причиной крушения самолёта ошибку лётчицы. Но боевые подруги знали, что Валерия была одной из лучших лётчиц, и находясь в нормальном состоянии, такой ошибки бы не совершила! Причиной называли усталость – девушка ведь только-только вернулась из поездки в Москву, ещё не успела отдохнуть и сама признавалась перед полётом подругам: «Я так устала! И не хочется сидеть в готовности…».
Была версия и о плохой технической подготовке самолёта: дежурить в ту ночь должна была другая лётчица – Галина Бурдина, но она отказалась, сославшись на головную боль. В последний момент её заменили на Валерию Хомякову, но самолёт Валерии не успели подготовить к полёту, даже её механика – Ивана Гордиенко – не было перед полётом на аэродроме, машину просто некому было заправлять. Валерия по этой версии погибла из-за отсутствия в баках бензина…
Гибель героини привела к перестановкам в командовании полка – была снята с должности командир Тамара Казаринова как не обеспечившая «чёткого порядка на аэродроме ночных полётов» (новым командиром полка стал Александр Гриднев).
…Хоронили Леру 7 октября на энгельсском Воскресенском кладбище. Похороны организовала городская администрация. Вначале героиня была похоронена в отдельной могиле, но впоследствии её «объединили» с захоронениями других лётчиц, погибших в марте 1942 года во время учёбы в Энгельсской военной авиационной школе пилотов. На братской могиле поставили красивый памятник, над которым реет почти мхатовская чайка…
…Какой была Валерия Хомякова? Несмотря на свою контактность, дружелюбие и доброжелательность, она неохотно говорила о личном. Известно, что в эвакуации у неё оставались мама и сестра. Был у Валерии и любимый человек – лётчик Василий Недашковский, с которым вместе летали в московском аэроклубе. Ему сообщили о её гибели, но на похороны он так и не приехал…
В апреле 1942 года полк Хомяковой был передислоцирован в Разбойщину (ныне – посёлок Соколовый) на правом берегу Волги, на него возлагались задачи по обороне Саратова, а в мае того же года девушки-истребители вновь вернулись на левый берег – на этот раз полк расположился в окрестностях посёлка Анисовка, южнее Энгельса.
Враг яростно атаковал саратовский железнодорожный мост через Волгу – важную артерию, связывающую промышленный, оборонный, санитарный Саратов со сражающимся Сталинградом. 24 сентября 1942 года одному из немецких самолётов - бомбардировщику Ju-88 удалось прорвать огневой заслон наших ПВО. В небо по тревоге поднялась пара самолётов: ведущей Евгении Прохоровой и ведомой Валерии Хомяковой. Воздушный бой был коротким, но результативным. Приземлившись на аэродроме, лейтенант Хомякова доложила: «Вражеский самолёт сбит!».
Это была сенсация! Первый вражеский самолёт, сбитый лётчиками в саратовском небе (до этого был один, который уничтожили зенитчики), первый в мире самолёт, сбитый женщиной-лётчицей в ночном бою, и первый сбитый самолёт, открывший боевой счёт 586-го истребительного полка.
Ликование от боевой победы Валерии поднялось невообразимое! За несколько дней её имя облетело все газеты и журналы, о ней писал «Огонёк», ей посвящали стихи и поэмы, в Энгельс потянулись фотографы и корреспонденты ведущих изданий, чтобы провести фотосессию и взять интервью (среди которых был и известный в будущем поэт Евгений Долматовский). Газета Сталинградского фронта «Красная Армия» публиковала стихи младшего сержанта Татьяны Иванчук:
Всё проверив строго и умело,
Лейтенант садится, просит взлёт.
Это наша Хомякова Лера,
Смелый и отчаянный пилот.
Подан старт, летит стальная птица.
Каждый затаив дыханье ждёт.
Вот и враг - и очередь по фрицу,-
Пламя охватило самолёт.
Бой закончен, лётчик рапортует:
Всё в порядке - мой противник сбит!
И семья пилотов торжествует:
Счёт геройским подвигам открыт!
Уже на следующий день после боевого успеха в здании Высшей партийной школы был устроен митинг в честь молодой лётчицы, ей присвоили звание старшего лейтенанта и назначили командиром третьей эскадрильи, вручили 2000 рублей деньгами, командующий истребительной авиацией ПВО генерал-майор Александр Осипенко прислал поздравительную телеграмму и распорядился представить наградной лист. На главной площади Саратова был выставлен на всеобщее обозрение её боевой трофей – останки сбитого «Юнкерса» (а запасная форма командира самолёта старшего лейтенанта Герхара Маака до сих пор находится в Саратовском областном краеведческом музее). 29 сентября Валерия вместе с командиром корпуса уехала в Москву, где Михаил Калинин вручил ей орден Отечественной войны, позднее она получила приглашение в Кремль…
Но больше всего радовались подруги по полку: «Сажусь – подбегает мой механик Полунина и целует: «Душечка, вы Хейнкеля сбили!..» В Анисовке в отделении для высших чинов в столовой накрыли праздничный стол: «…налили всем... по гранёному стакану водки, хороший завтрак и арбуз. Меня все поздравили, а девчата до этого всю перецеловали. И все-все, кто в гарнизоне ни встретит, поздравляют… Уже меня три корреспондента снимали во всех видах, и даже в штатском для иностранных журналов. Вот, милые, какая я… знаменитость стала!..» - описывала свой триумф Валерия.
По сути же, её подвиг подводил черту под спорами об эффективности женщин-лётчиц на фронте. Не секрет, что это всегда было предметом ожесточённых споров, на девушек в военной авиации специалисты и даже командование смотрело с изрядной долей скепсиса. Советские авиаполки были первыми и единственными в мире, до этого никто просто не мог предположить, на что они окажутся способны, и как поведут себя девушки в обстановке воздушного боя. Будут отважны и хладнокровны наравне с мужчинами? Станут фанатичными «смертницами»? Испугаются, закатят истерики и окажутся бесполезны?..
Успех Валерии Хомяковой положил конец сомнениям – девушки доказали своё право на место в военной авиации, все усилия Марины Расковой и всех Лериных подруг по учёбе и полку оказывались не напрасными, боевое будущее женских авиаполков стало близкой реальностью и отныне не подвергалось сомнению – это была их общая победа!..
Только десять дней было отведено судьбой Лере Хомяковой, чтобы порадоваться своей заслуженной славе. Десять дней – яркая вспышка коротенького и превратного боевого счастья… 5 октября вернулась на аэродром в Анисовку. В ту же ночь её назначили на боевое дежурство. Среди ночи два экипажа подняли по тревоге: за ведущей Валерией Хомяковой взлетела ведомая Тамара Памятных. Тревога оказалась ложной. Памятных вернулась на аэродром, Валерия – нет…
Её тело нашли утром недалеко от места старта – последний полёт Валерии длился всего несколько минут…
Гибель героини, которую за несколько дней успела полюбить вся страна, вызвала бурную реакцию. Расследование причин лётного происшествия назвало причиной крушения самолёта ошибку лётчицы. Но боевые подруги знали, что Валерия была одной из лучших лётчиц, и находясь в нормальном состоянии, такой ошибки бы не совершила! Причиной называли усталость – девушка ведь только-только вернулась из поездки в Москву, ещё не успела отдохнуть и сама признавалась перед полётом подругам: «Я так устала! И не хочется сидеть в готовности…».
Была версия и о плохой технической подготовке самолёта: дежурить в ту ночь должна была другая лётчица – Галина Бурдина, но она отказалась, сославшись на головную боль. В последний момент её заменили на Валерию Хомякову, но самолёт Валерии не успели подготовить к полёту, даже её механика – Ивана Гордиенко – не было перед полётом на аэродроме, машину просто некому было заправлять. Валерия по этой версии погибла из-за отсутствия в баках бензина…
Гибель героини привела к перестановкам в командовании полка – была снята с должности командир Тамара Казаринова как не обеспечившая «чёткого порядка на аэродроме ночных полётов» (новым командиром полка стал Александр Гриднев).
…Хоронили Леру 7 октября на энгельсском Воскресенском кладбище. Похороны организовала городская администрация. Вначале героиня была похоронена в отдельной могиле, но впоследствии её «объединили» с захоронениями других лётчиц, погибших в марте 1942 года во время учёбы в Энгельсской военной авиационной школе пилотов. На братской могиле поставили красивый памятник, над которым реет почти мхатовская чайка…
…Какой была Валерия Хомякова? Несмотря на свою контактность, дружелюбие и доброжелательность, она неохотно говорила о личном. Известно, что в эвакуации у неё оставались мама и сестра. Был у Валерии и любимый человек – лётчик Василий Недашковский, с которым вместе летали в московском аэроклубе. Ему сообщили о её гибели, но на похороны он так и не приехал…

Среди её фотографий выделяется одна, сделанная зарубежным фотокорреспондентом для иностранной прессы. Иностранцу удалось уговорить Валерию переодеться в гражданское. На всех остальных снимках она в лётной форме разных периодов года – боец, лётчик, молодой командир, воительница и защитница. А здесь перед нами обыкновенная русская девушка где-то в неброских анисовских степях.
От этой фигуры веет такой будничностью, домашностью и обыденностью, что понимаешь со всей оглушительной откровенностью: все эти «стальные птицы», «сталинские соколы», «защитницы неба» были совершенно обыкновенными девушками, девчонками. «Стальными» их делали только сила характера, упорство, целеустремлённость, верность себе и своим идеалам. «Гляди, идёт обычная Девчоночка фабричная…».
«Как выглядит экипаж, таким будет и самолёт!» - учила Валерия Хомякова своих курсантов и подчинённых, журя за не совсем подтянутый вид… Теперь вы знаете, как выглядел в небе её Як-1 – лёгким, волнующим, разительно красивым…
Газета "Новая газета - Энгельс" № 45 (122) 14 ноября 2023 г. Автор Ольга Жогло.
От этой фигуры веет такой будничностью, домашностью и обыденностью, что понимаешь со всей оглушительной откровенностью: все эти «стальные птицы», «сталинские соколы», «защитницы неба» были совершенно обыкновенными девушками, девчонками. «Стальными» их делали только сила характера, упорство, целеустремлённость, верность себе и своим идеалам. «Гляди, идёт обычная Девчоночка фабричная…».
«Как выглядит экипаж, таким будет и самолёт!» - учила Валерия Хомякова своих курсантов и подчинённых, журя за не совсем подтянутый вид… Теперь вы знаете, как выглядел в небе её Як-1 – лёгким, волнующим, разительно красивым…
Газета "Новая газета - Энгельс" № 45 (122) 14 ноября 2023 г. Автор Ольга Жогло.

Группа представителей патриотических организаций во главе со старшим научным сотрудником Энгельсского краеведческого музея Валерием Ковляром.
Рубрики: Литература Истории
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Рождённая летать