15/10/2023 10:33 Литература Истории

Строительство завода искусственного и синтетического волокна в Энгельсе было включено в число особо важных строек с планируемым вводом первой очереди капронового производства в 4-м квартале 1959 года.
Однако гладко было на бумаге, но забыли про овраги. О трудностях возведения корпусов и прочих сооружений и о сложностях с комплектацией оборудования уже шла речь в предыдущих номерах. Добавим только, что в 1959 году для укрепления строительного комплекса на базе строительно-монтажной конторы (СМК-3) решением Саратовского совнархоза был создан трест № 3 «Энгельсхимстрой».
В целом за весь 1959 год план строительно-монтажных работ был недовыполнен на 9 %, поэтому ввести первую очередь капронового производства в 1959 году не предоставилось возможным. Ввод предприятия постоянно задерживался, первые прядильные машины прибыли в Энгельс лишь в самом конце 1959 года, однако подготовка работников целенаправленно проводилась заранее, по чёткому плану. Ветеран «Химволокна» Иван Егорович Бугаенко так вспоминал о том времени: «В марте 1959 года строящийся завод начал принимать рабочих и отправлять их на учёбу на клинский комбинат.
Начальник отдела кадров Таисия Михайловна Пчелинцева напутствовала отъезжающих: «Хорошенько изучите прядильные машины. Вернётесь домой – сами будете участвовать в монтаже». В Клину непосредственно на рабочих местах мы стали изучать свои будущие профессии. Старательно конспектировали и внимательно слушали лекции опытных инженеров комбината. Занимались с интересом и охотой. В июле сдали экзамены, и нам присвоили разряды.
Меня срочно вызвали на завод в Энгельс и предложили возглавить группу в составе 18 слесарей, командируемую в Ленинград на завод имени Карла Маркса для оказания помощи по сборке первой прядильной машины для нашего завода.
Планировали пребывание в Ленинграде 15 дней, а прожили почти три месяца. Сборка машины началась в середине октября. Под руководством ленинградских специалистов мы быстро собрали и обкатали основную часть машины – намоточную. Произвели клеймение узлов и деталей, так как эту часть машины предстояло разобрать для отправки в Энгельс, чтобы потом на месте легче было её собирать…
В конце ноября машина при- была на завод, и начался её монтаж, который проводила бригада из слесарей Монтажлегмаша и наших слесарей (Евгений Шерстюков, Пётр Гусаров, Нико- лай Силаев, Анатолий Жигульский, Юрий Нестеренко, Михаил Камышанский, Николай Богданов, Михаил Рябинин, Пётр Четвериков и др.).
Работали мы самозабвенно. Должен сказать, что так дружно, захватывающе до этого работать не приходилось. Работали, не считаясь со временем: надо – трудились до вечера… Установленную норму времени на монтаж прядильной машины - три месяца - наша бригада выполнила за полтора месяца, но окончание монтажа перешло на январь 1960 года.
В 20.00 16 января 1960 года прядильная машина заработала в пробном режиме! В цехе появился производственный – первый рабочий – шум. Сколько было радости, восторга! Пришли не только наши рабочие, но и строители. Такое не забывается… Для первого опробования машины Рая Камышанская заправила нить с клинской шпули (своего шёлка ещё не было). Машину включили для трёхдневной обкатки…» С завершением всех строительных работ на первое место вышел вопрос комплектования кадров. Только для пуска первой очереди капронового производства и связанных с ним объектов необходимо было принять на работу около 1500 инженерно-технических работников, служащих и рабочих многих профессий.
В последующем этот коллектив должен быть увеличен до 3500 человек. (О том, как проходило комплектование кадров, рассказал первый директор комбината Л. Г. Баранов в своём интервью: см. «НГ-Энгельс» № 38 от 26 сентября.)
Одновременно со специалистами с клинского комбината и других родственных предприятий в Энгельс прибыло около 150 квалифицированных рабочих основных профессий, которые составили ядро коллективов рабочих технологических цехов.
Среди них крутильщицы М. Е. Кислова, В. П. Хитева, Л. П. Замятина, Т. Г. Молева, Т. С. Графкова, К. П. Лукьяненко; перемотчицы Е. Я. Инютина, З. В. Голубева, Т. Г. Косенкова, А. И. Шабакаева, Н. В. Гуре- ева, В. Г. Клопова; намотчицы Р. А. Камышанская, Т. Н. Гусева; помощники мастеров Ю. М. Подгорный, В. И. Барулин, С. А. Смирнов, А. Д. Демиденко, А. П. Епишкин и многие-многие другие.
Из Саратовского университета пришёл В. К. Гусев, из Шатурского энергетического техникума Ю. И. Чепарев, А. А. Горохов, Ю. И. Иванов и др. Все они включились в работу и в обучение новых рабочих. В результате завод на конец 1959 года имел 900 обученных работников, а в 1960 году – 2900 человек.
До 1959 года профсоюзной работой небольшого коллектива дирекции строящегося завода руководил местный комитет под председательством М. Г. Рябинина. На первой заводской конференции профсоюза первым председателем завкома профсоюза была избрана ветеран Великой Отечественной войны А. Г. Сулейманова (Худзик).
20 января 1960 года с первой прядильной машины был получен капроновый шёлк. Вспоминает Юрий Павлович Борисов: «Я в то время работал прядильщиком в смене Альбины Дмитриевны Тихомировой. 19 января начальник прядильного цеха Т. А. Фёдорова записала в дежурном журнале: «Начать пуск первой прядильной машины».
Жребий получить первую капроновую нить пал на нашу третью смену. В 17 часов 20 минут 20 января установили фильерный комплект на 12-е рабочее место машины. Блестящая горячая нить сначала лениво, словно нехотя, ложилась в шахту. Вдруг нить вздрогнула, натянулась словно струна. Добрые руки намотчицы Тамары Гусевой приняли нить на прядильную бобину.
Эта первая нить была получена из полиамидной смолы киевского комбината, так как своей ещё не было. Весть о получении первой капроновой нити облетела в тот же вечер весь город».
В тот же день прядильная бобина с энгельсским капроновым шёлком стояла на столе президиума XIII Саратовской областной конференции.
31 марта Государственная комиссия подписала акт приёмки в эксплуатацию завода, который получил наименование «Энгельсский завод искусственного и синтетического волокна».
С 1 апреля начинался выпуск капронового шёлка уже по Государственному плану. Энгельсский капрон пошёл по многим адресам страны: на него поступили заказы из 15 экономических районов.
Однако гладко было на бумаге, но забыли про овраги. О трудностях возведения корпусов и прочих сооружений и о сложностях с комплектацией оборудования уже шла речь в предыдущих номерах. Добавим только, что в 1959 году для укрепления строительного комплекса на базе строительно-монтажной конторы (СМК-3) решением Саратовского совнархоза был создан трест № 3 «Энгельсхимстрой».
В целом за весь 1959 год план строительно-монтажных работ был недовыполнен на 9 %, поэтому ввести первую очередь капронового производства в 1959 году не предоставилось возможным. Ввод предприятия постоянно задерживался, первые прядильные машины прибыли в Энгельс лишь в самом конце 1959 года, однако подготовка работников целенаправленно проводилась заранее, по чёткому плану. Ветеран «Химволокна» Иван Егорович Бугаенко так вспоминал о том времени: «В марте 1959 года строящийся завод начал принимать рабочих и отправлять их на учёбу на клинский комбинат.
Начальник отдела кадров Таисия Михайловна Пчелинцева напутствовала отъезжающих: «Хорошенько изучите прядильные машины. Вернётесь домой – сами будете участвовать в монтаже». В Клину непосредственно на рабочих местах мы стали изучать свои будущие профессии. Старательно конспектировали и внимательно слушали лекции опытных инженеров комбината. Занимались с интересом и охотой. В июле сдали экзамены, и нам присвоили разряды.
Меня срочно вызвали на завод в Энгельс и предложили возглавить группу в составе 18 слесарей, командируемую в Ленинград на завод имени Карла Маркса для оказания помощи по сборке первой прядильной машины для нашего завода.
Планировали пребывание в Ленинграде 15 дней, а прожили почти три месяца. Сборка машины началась в середине октября. Под руководством ленинградских специалистов мы быстро собрали и обкатали основную часть машины – намоточную. Произвели клеймение узлов и деталей, так как эту часть машины предстояло разобрать для отправки в Энгельс, чтобы потом на месте легче было её собирать…
В конце ноября машина при- была на завод, и начался её монтаж, который проводила бригада из слесарей Монтажлегмаша и наших слесарей (Евгений Шерстюков, Пётр Гусаров, Нико- лай Силаев, Анатолий Жигульский, Юрий Нестеренко, Михаил Камышанский, Николай Богданов, Михаил Рябинин, Пётр Четвериков и др.).
Работали мы самозабвенно. Должен сказать, что так дружно, захватывающе до этого работать не приходилось. Работали, не считаясь со временем: надо – трудились до вечера… Установленную норму времени на монтаж прядильной машины - три месяца - наша бригада выполнила за полтора месяца, но окончание монтажа перешло на январь 1960 года.
В 20.00 16 января 1960 года прядильная машина заработала в пробном режиме! В цехе появился производственный – первый рабочий – шум. Сколько было радости, восторга! Пришли не только наши рабочие, но и строители. Такое не забывается… Для первого опробования машины Рая Камышанская заправила нить с клинской шпули (своего шёлка ещё не было). Машину включили для трёхдневной обкатки…» С завершением всех строительных работ на первое место вышел вопрос комплектования кадров. Только для пуска первой очереди капронового производства и связанных с ним объектов необходимо было принять на работу около 1500 инженерно-технических работников, служащих и рабочих многих профессий.
В последующем этот коллектив должен быть увеличен до 3500 человек. (О том, как проходило комплектование кадров, рассказал первый директор комбината Л. Г. Баранов в своём интервью: см. «НГ-Энгельс» № 38 от 26 сентября.)
Одновременно со специалистами с клинского комбината и других родственных предприятий в Энгельс прибыло около 150 квалифицированных рабочих основных профессий, которые составили ядро коллективов рабочих технологических цехов.
Среди них крутильщицы М. Е. Кислова, В. П. Хитева, Л. П. Замятина, Т. Г. Молева, Т. С. Графкова, К. П. Лукьяненко; перемотчицы Е. Я. Инютина, З. В. Голубева, Т. Г. Косенкова, А. И. Шабакаева, Н. В. Гуре- ева, В. Г. Клопова; намотчицы Р. А. Камышанская, Т. Н. Гусева; помощники мастеров Ю. М. Подгорный, В. И. Барулин, С. А. Смирнов, А. Д. Демиденко, А. П. Епишкин и многие-многие другие.
Из Саратовского университета пришёл В. К. Гусев, из Шатурского энергетического техникума Ю. И. Чепарев, А. А. Горохов, Ю. И. Иванов и др. Все они включились в работу и в обучение новых рабочих. В результате завод на конец 1959 года имел 900 обученных работников, а в 1960 году – 2900 человек.
До 1959 года профсоюзной работой небольшого коллектива дирекции строящегося завода руководил местный комитет под председательством М. Г. Рябинина. На первой заводской конференции профсоюза первым председателем завкома профсоюза была избрана ветеран Великой Отечественной войны А. Г. Сулейманова (Худзик).
20 января 1960 года с первой прядильной машины был получен капроновый шёлк. Вспоминает Юрий Павлович Борисов: «Я в то время работал прядильщиком в смене Альбины Дмитриевны Тихомировой. 19 января начальник прядильного цеха Т. А. Фёдорова записала в дежурном журнале: «Начать пуск первой прядильной машины».
Жребий получить первую капроновую нить пал на нашу третью смену. В 17 часов 20 минут 20 января установили фильерный комплект на 12-е рабочее место машины. Блестящая горячая нить сначала лениво, словно нехотя, ложилась в шахту. Вдруг нить вздрогнула, натянулась словно струна. Добрые руки намотчицы Тамары Гусевой приняли нить на прядильную бобину.
Эта первая нить была получена из полиамидной смолы киевского комбината, так как своей ещё не было. Весть о получении первой капроновой нити облетела в тот же вечер весь город».
В тот же день прядильная бобина с энгельсским капроновым шёлком стояла на столе президиума XIII Саратовской областной конференции.
31 марта Государственная комиссия подписала акт приёмки в эксплуатацию завода, который получил наименование «Энгельсский завод искусственного и синтетического волокна».
С 1 апреля начинался выпуск капронового шёлка уже по Государственному плану. Энгельсский капрон пошёл по многим адресам страны: на него поступили заказы из 15 экономических районов.

Сначала выпускался капроновый шёлк № 64, который шёл на технические цели. По мере освоения оборудования, технологического процесса и приобретения профессиональных навыков рабочими начал осваиваться выпуск шёлка № 150 и № 200 для предприятий текстильной промышленности.
К этому времени уже были построены и работали: строительная база треста № 3 "Энгельсхимстрой", ТЭЦ-3, хлебокомбинат. Построено жилых домов площадью 54 тыс. кв. метров с магазинами, бытовыми предприятиями, две школы (№ 3 и вечерняя), четыре детсада и др.
Имелись необходимые кадры для нормальной эксплуатации завода. Дирекция строящегося завода прекратила своё существование, а приступило к работе уже руководство действующего предприятия. Первым его директором стал тот, кто стоял у истоков его создания, – Леонид Георгиевич Баранов, а главным инженером – Анатолий Григорьевич Большаков.
Во втором полугодии 1960 года полным ходом развернулись работы на строительстве ацетатного производства.
Александр Бурмистров "Новая газета - Энгельс" № 40 (117) 10 октября 2023 г.
К этому времени уже были построены и работали: строительная база треста № 3 "Энгельсхимстрой", ТЭЦ-3, хлебокомбинат. Построено жилых домов площадью 54 тыс. кв. метров с магазинами, бытовыми предприятиями, две школы (№ 3 и вечерняя), четыре детсада и др.
Имелись необходимые кадры для нормальной эксплуатации завода. Дирекция строящегося завода прекратила своё существование, а приступило к работе уже руководство действующего предприятия. Первым его директором стал тот, кто стоял у истоков его создания, – Леонид Георгиевич Баранов, а главным инженером – Анатолий Григорьевич Большаков.
Во втором полугодии 1960 года полным ходом развернулись работы на строительстве ацетатного производства.
Александр Бурмистров "Новая газета - Энгельс" № 40 (117) 10 октября 2023 г.

Клинские девчата, прибывшие в Энгельс в 1959 году по комсомольским путёвкам. В первом ряду (слева направо): В. Лавшова, Т. Фёдорова, А. Шабакаева. Во втором ряду (слева направо): Н. Лаптева, В. Быковченко, Е. Инютина. Фото представлено архивом немцев Поволжья в г. Энгельсе.

Смена, получившая первую капроновую нить в прядильном цехе капронового производства (слева направо): ?, Юрий Нестеренко, Альбина Тихомирова, Л. Терентьева, Г. Макарова. Фото представлено архивом немцев Поволжья в г. Энгельсе.
Рубрики: Литература Истории
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Первая энгельсская нить