Экскурс в прошлое «ПЯТЁРКА» - Волга Фото

Волга Фото

Экскурс в прошлое «ПЯТЁРКА»

Экскурс в прошлое «ПЯТЁРКА» - Волга Фото
Улица Пристанская, особенно её конечная часть – Голопуповка, находилась на значительном расстоянии от благ цивилизации центра города. Добирались туда жители в основном пешком, что при отсутствии твёрдого дорожного покрытия и тротуаров было весьма затруднительно.

Только с 1934 года появилось несколько единиц общественного транспорта, и в газете «Трудовая правда» (№ 245 от 23.10.1934 г.) было опубликовано расписание движения автобусов, вводимое с 21 октября:
- № 1-2, от угла Коммунарной пл. и Центральной ул. (т. е. от гостиницы «Волга» сегодня. – А. Г.) по Центральной, Советской до вокзала;
- № 2-1, от угла Коммунарной пл. и Центральной ул. по Новоузенской до стадиона и до школы лётчиков;
- № 3-1, от угла Коммунарной пл. и Центральной ул. по Новоузенской, Рабочей, Пристанской мимо беконной фабрики и до СХИ.
Первая цифра указывала на номер маршрута, вторая – на количество автобусов на маршруте.

Но уже в мае 1937 года маршрут № 3 исчез, по всей видимости, из-за банального бездорожья, и улица Пристанская оказалась без автобусного сообщения.
В то время Московский автозавод выпускал 40-местный автобус «ЗИС-5».

В середине 1940 года появились первые в Немреспублике такси – М-1 (эмка). А в середине 1949 года – первое такси «Победа». В апреле 1958 года появилось такси «ГАЗ-21 «Волга».
Общественный транспорт организованно входил в состав автоколонны № 40 с середины 1940-х годов.

В середине 1951 года на Коммунарной площади был построен павильон-автостанция, по тем времена красивый и удобный. Это была конечная остановка всех автобусных маршрутов. Появились красивые автобусы с тремя рубиновыми фонарями над кабиной водителя.

Газета «Большевик» (№ 168 от 26.08.1951 г.) отмечала: «Третий день по маршруту «Центр – вокзал» курсирует автобус «ЗИС-155». Это очень большая комфортабельная машина малинового и кремового цвета с мягкими удобными диванами, автоматически закрывающимися дверями, плавным бесшумным ходом. Пассажирский салон имеет нарядный вид… Автобус вмещает 55 пассажиров».

Летом 1955 года автоколонна № 40 имела 12 автобусов «ЗИС-155», которые курсировали по шести маршрутам: вокзал, мясокомбинат, текстильный комбинат, Мельничный посёлок и 2-я горбольница. Асфальтового покрытия ещё не было, и движение осуществлялось по некачественным булыжным мостовым.

В 1955-56 годах была замощена ул. Пристанская до механического завода и появился маршрут «Центр – механический завод».

Дефицит пассажирского транспорта был велик, а личный легковой транспорт мало «помогал» общественному из-за своей малочисленности. Так, в 1955 году в городе было всего 170 человек, владевших личным автомобилем («Победа», «Москвич») и 700 владельцев мотоциклов.

В феврале 1958 года автоколонна № 40 получила первый автобус ЛАЗ-695 Львовского автозавода, затем ЗИЛ-158, но комфортабельные автобусы выделялись на новый маршрут по остаточному принципу, в основном до механического завода курсировал один маленький автобус на базе ГАЗ-51 (где водитель сам вручную открывал пассажирам дверь).

Положение изменилось только с поступлением в а/к № 40 с 1960 года автобуса ПАЗ-651 Павловского автозавода.

Но иногда и на нашей улице был праздник. Е. Рябикова, начальник эксплуатации а/к № 40, в газете «Коммунист» (№ 56 от 18.03.1960 г.) писала: «На линии «Центр – механический завод» ходит пассажирский автобус ЗИЛ-158.

…В этой машине нет кондуктора. Его заменили кассой-автоматом, установленной у входной двери. Пассажир опускает в спец. отверстие 50 коп., отрывает от бумажного рулона билет и спокойно едет до нужной ему остановки». Эти кассы-автоматы были разных конструкций, но такой эксперимент продолжался недолго, так как пассажиры часто находили всякие уловки, чтобы оторвать билет, не опустив монеты. Поэтому «праздник» длился недолго.
Летом того же 1960 года автобус и вовсе не ходил из-за полностью разбитой булыжной мостовой, и только в августе дорогу исправили и движение возобновилось.

Дорога с асфальтовым покрытием по ул. Пристанской сооружалась в три этапа. В 1962 году был уложен асфальт до мельницы № 122, затем от неё до съезда на грузовую переправу (о ней позже), а позднее и до водокачки. Соответственно, и автобус курсировал до мельницы № 122, потом до съезда на грузовую переправу, затем до водокачки.

До 1964 года автобусные маршруты не имели нумерации, а именовались по конечной остановке: центр – вокзал, центр – Мельничный посёлок, и т. д.

С 1964 года была проведена нумерация, и с тех пор вплоть до замены городских автобусных маршрутов маршрутками над кабиной водителя и сбоку у входной двери красовались прямоугольные таблички с указанием конечных остановок и номера маршрута. Маршруту, связывающему улицу Пристанскую с центром, был присвоен номер 5.

И почти 30 лет с того времени жители улицы ездили (а зачастую больше ждали на остановках) на автобусе со знакомой табличкой «Механический з-д /5/ Центр», или «пятёрке».

Наш путь в школу тогда, в конце 1950-х годов, можно проследить по историческим теперь вехам. Проходил он по улице Пристанской, почти от водокачки. Вот на нечётной стороне улицы деревянный дом – это бывшая контора складского хозяйства КЭЧ Энгельсского района. Далее – заброшенные пустые огромные овощехранилища КЭЧ. Почти напротив них – тщательно огороженный психоневрологический диспансер, потом несколько больших жилых бараков механического завода. Чуть дальше – интенсивно застраивающийся небольшими по теперешним меркам домами пустырь.

Газета "Новая газета - Энгельс" Автор Анатолий Гредченко.

Перва фото. Конечная остановка автобусов. Слева - ЗИС-155, справа - ГАЗ-51, на заднем плане - здание бывш. краеведческого музея. 1960-е гг. Из собрания автора.
Автор и Валера Слинин во дворе дома № 9 по ул. Коммунистической....
Автор и Валера Слинин во дворе дома № 9 по ул. Коммунистической. 1959 г. Из собрания автора.
Бывшая нач. школа, бывший детсад, ул. Пристанская, 120. Март,...
Бывшая нач. школа, бывший детсад, ул. Пристанская, 120. Март, 2015 г. Фото А. Гредченко.
Магазин на "беконке". Последние дни. Март, 2014 г. Фото А. Гредченко.
Магазин на "беконке". Последние дни. Март, 2014 г. Фото А. Гредченко.
Современный вид когда-то бывшего здесь магазина № 26 Горторга....
Современный вид когда-то бывшего здесь магазина № 26 Горторга. Декабрь, 2015 г. Фото А. Гредченко.
Та выглядели полки магазинов. Продавец - Клавдия Ивановна...
Та выглядели полки магазинов. Продавец - Клавдия Ивановна Вертепова. 1960 г. Фото А. Гредченко.
Угол улиц Тельмана - Советской, автобус ЛАЗ-695, 1970-е гг. ЭКМ.
Угол улиц Тельмана - Советской, автобус ЛАЗ-695, 1970-е гг. ЭКМ.
Ул. Пристанская. Вес черепицы с изразцами - 6 тонн. Декабрь,...
Ул. Пристанская. Вес черепицы с изразцами - 6 тонн. Декабрь, 2015 г. Фото А. Гредченко.
Центр Энгельса. Конечная остановка автобусов и стоянка...
Центр Энгельса. Конечная остановка автобусов и стоянка такси - автостанция, построенная в середине 1951 г. Справа - часть жилого дома (Динамо). Фото предоставила Ольга Босик.
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Экскурс в прошлое «ПЯТЁРКА»
Саратов Сегодня - новости и журнал
Здоровье в Саратове и Энгельсе
волга
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 25/01/2025 04:58