Быстрее звука - Волга Фото

Волга Фото

Быстрее звука

Быстрее звука - Волга Фото
Ровно 40 лет назад на аэродроме Энгельсской военной авиабазы совершил аварийную посадку уникальный самолёт.

В 1960-х годах умы ведущих авиастроителей мира занимала идея сверхзвуковых пассажирских лайнеров. В 1962 году Великобританией и Францией был создан проект самолёта «Конкорд». Советское авиастроение не желало отставать. 16 июля 1963 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании ОКБ А. Н. Туполева СПС Ту-144 с четырьмя реактивными двигателями...».

Самолёт выглядел не менее фантастическим, чем самые смелые космические аппараты. Амбициозный, революционный проект, прорывные технологии: Ту-144 во многом опережал своё время, он первым в истории пассажирской авиации преодолел звуковой барьер. Но и его не миновали тяжёлые неудачи. В 1973 году при попытке показать новую машину на Международном авиасалоне в Ле-Бурже (Франция) произошла страшная авиакатастрофа. После финального прохода над полосой, вместо того чтобы приземлиться, самолёт вдруг... взмыл в воздух, вышёл в горизонтальный полёт, а затем вошёл в пикирование. К сожалению, пассажирский лайнер не был ассчитан на такие перегрузки, ри попытке выйти из своего сложного воздушного манёвра самолёт развалился в воздухе и рухнул на землю. Погибли все шесть членов экипажа и восемь человек на земле, ещё двадцать пять человек пострадали... Истинные причины катастрофы так и остались неизвестны.

Несмотря на трагедию, Ту-144 всё-таки вышел на маршрут и стал перевозить пассажиров из Алма-Аты в Москву и обратно. Увы, это продолжалось недолго. Было сделано всего 55 рейсов. Затем в 1978 году в авиакатастрофе был потерян ещё один опытный экземпляр самолёта, и полёты с пассажирами прекратились.

Но надежды вдохнуть жизнь в волшебную, сверхскоростную «стальную птицу» ещё не были потеряны. Для самолёта создали новые двигатели и решили сделать ставку на его основные преимущества - скорость и быстроту для использования на дальних магистралях. Новая версия называлась - Ту-144Д («Доработанный»). Предполагалось, что летать он будет по маршруту «Москва - Хабаровск». Лётчики-испытатели приступили к работе.

31 июля 1980 года должен был состояться один из плановых испытательных полётов. Борт № 77113 вылетел с подмосковного аэродрома «Раменское». Командиром экипажа был опытный лётчик-испытатель Евгений Александрович Горюнов. Это был мужественный и выдержанный человек с большим лётным опытом. Родился он в 1930 году, окончил Омское военное авиационное училище лётчиков. В 1957 году попал под сокращение Военно-воздушных сил и был уволен в запас. В 1959 году окончил Школу лётчиков-испытателей имени М. М. Громова и стал лётчиком-испытателем ОКБ Туполева. Налетал несколько тысяч часов. В 1966 году окончил Московский авиационный институт. В 1980 году он уже был готов к решению самых сложных задач, которого от него могла потребовать нештатная ситуация.

Полёт проходил на высоте семнадцать тысяч метров над землёй. О дальнейшем рассказывает в своей статье «Самолёт смертник» инженер авиации, директор Музея Дальней авиации в Энгельсе Сергей Воронов:

«В полёте разрушился диск компрессора двигателя. Обломки конструкции, как пули, прошили корпус самолёта и соседний двигатель, вывели из строя ряд систем жизнеобеспечения...»

Экипаж попал в сложную ситуацию, в любой момент способную перерасти в критическую. С большим трудом лётчикам удалось восстановить контроль над машиной и вывести самолёт из пикирования. Теперь спасти аварийный борт могла только срочная посадка на ближайшем аэродроме. Ближайшим оказался военный аэродром Энгельса...

Разрешение было получено, и экипаж лётчиков-испытателей успешно посадил диковинного сверхзвукового «красавца» в Энгельсе. Вот как вспоминал о том, что происходило дальше, сам командир Евгений Горюнов:

- Открыли третий двигатель. Как только его открыли, из него посыпались лопатки, трубки... Чего только не посыпалось оттуда!.. Мне казалось, что полдвигателя оттуда высыпалось!., (из документального фильма студии «крылья России» «Легендарные самолёты. Ту-144: Устремлённый в будущее»).

Мужество и высокий профессионализм экипажа помогли в этот раз спасти дорогую машину и позволили инженерам конструкторского бюро исследовать характер и причины возникших отказов техники, чтобы впоследствии их исключить.

...«Ту-144 успешно сел в Энгельсе, а вот для того, чтобы вновь взлететь, ему потребовался... почти целый год! Повреждения оказались слишком серьёзными. Двигатели самолёта были отправлены на доработку... Борьба лётчиков-испытателей и инженеров-конструкторов за право лайнера летать и возить пассажиров, несмотря на очевидные успехи, окончилась поражением - в 1983 году проект окончательно свернули. И погубили его не сомнения в безопасности, а... экономическая нецелесообразность. Ту-144 требовал гигантских расходов дорогостоящего авиационного топлива, и даже повышенные цены на билеты не могли покрыть всех затрат. Как выразился пилот гражданской авиации и писатель Василий Ершов в своих «Лётных дневниках»: «Выше, быстрее» отступило перед «дальше, дешевле»... Ту-144 опередил своё время и Разрешение было получено, и экипаж лётчиков-испытателей успешно посадил диковинного сверхзвукового «красавца» в Энгельсе. Вот как вспоминал о том, что происходило дальше, сам командир Евгений Горюнов:

- Открыли третий двигатель. Как только его открыли, из него посыпались лопатки, трубки... Чего только не посыпалось оттуда!.. Мне казалось, что полдвигателя оттуда высыпалось!., (из документального фильма студии «крылья России» «Легендарные самолёты. Ту-144: Устремлённый в будущее»).

Мужество и высокий профессионализм экипажа помогли в этот раз спасти дорогую машину и позволили инженерам конструкторского бюро исследовать характер и причины возникших отказов техники, чтобы впоследствии их исключить.

...«Ту-144 успешно сел в Энгельсе, а вот для того, чтобы вновь взлететь, ему потребовался... почти целый год! Повреждения оказались слишком серьёзными. Двигатели самолёта были отправлены на доработку... Борьба лётчиков-испытателей и инженеров-конструкторов за право лайнера летать и возить пассажиров, несмотря на очевидные успехи, окончилась поражением - в 1983 году проект окончательно свернули. И погубили его не сомнения в безопасности, а... экономическая нецелесообразность. Ту-144 требовал гигантских расходов дорогостоящего авиационного топлива, и даже повышенные цены на билеты не могли покрыть всех затрат. Как выразился пилот гражданской авиации и писатель Василий Ершов в своих «Лётных дневниках»: «Выше, быстрее» отступило перед «дальше, дешевле»... Ту-144 опередил своё время и достроена). Из этой прекрасной «журавлиной стаи» семерым повезло - они стали экспонатами в авиационных музеях и памятниками. Ту-144 сегодня можно увидеть в Жуковском, Монино, Самаре, Ульяновске, Казани и даже... в Зинсхайме в Германии! К сожалению, борту под номером 77113, совершившему посадку в Энгельсе, так не повезло - он был разрезан на металлолом...

Но диковинный сверхзвуковой пассажирский самолёт ещё оставил след, заметный и в энгельсском небе. Технологии, впервые применённые в работе над ним, помогли авиаконструкторам при создании других разработок. Заместитель Главного конструктора Ту-144 Валентин Близнюк в документальном фильме студии «Крылья России» «Легендарные самолёты. Ту-144: Устремлённый в будущее» говорил: «Ту-144 - это очень большой шаг вперёд, потому что было внедрено очень много новых технологий, в том числе титана. А на Ту-160 большая часть сделана из титана...» И весь накопленный опыт Валентин Близнюк смог усовершенствовать и с блеском применить уже на посту Главного конструктора сверхзвукового бомбардировщика Ту-160. После программы испытаний Ту-144 использовался для лётных экспериментов программы создания Ту-160. Сегодня стратегические ракетоносцы Ту-160 - основа современной российской стратегической Дальней авиации. И «Белый лебедь», взмывающий ввысь с энгельсского аэродрома, это боевой брат легендарного пассажирского сверхзвукового самолёта Ту-144...

...И ещё одно совпадение объединяет два этих самолёта

-Ту-144 и Ту-160 и этот день -31 июля. 31 июля 1995 года, 25 лет назад, ушёл из жизни выдающийся Генеральный конструктор авиадвигателей Николай Дмитриевич Кузнецов. Именно он создал двигатель «НК-144» для первой версии советского сверхзвукового пассажирского лайнера. И именно одна из модификаций этого двигателя теперь поднимает в воздух могучих воздушных богатырей Ту-160. В честь Н. Д. Кузнецова один из бортов Ту-160 Энгельс-ской авиабазы в 2008 году получил имя «Николай Кузнецов».

В 2011 году в Самаре, где на авиационном заводе работал замечательный конструктор, отмечалось 100-летие со дня его рождения, два «посланца» из Энгельса - стратегических ракетоносца Ту-95МС «Самара» и Ту-160 «Николай Кузнецов», совершили проход над городской набережной в знак уважения к памяти выдающегося человека. А жители нашего Энгельса могли буквально прикоснуться к этому самолёту - он принимал участие в Дне открытых дверей на Энгельсской авиабазе в 2018 году.

Ольга ЖОГЛ0, член Союза журналистов России.

Автор выражает благодарность директору Музея Дальней авиации в Энгельсе Сергею Александровичу Воронову, а также Хвой-нинскому краеведческому музею и лично его директору Светлане Анатольевне Овчаренко за помощь в подготовке данного материала.
Саратов Сегодня - новости и журнал
волга
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 26/04/2024 09:08