«Проспект» над Волгой между городами Энгельсом и Саратовом - Волга Фото

Волга Фото

«Проспект» над Волгой между городами Энгельсом и Саратовом

«Проспект» над Волгой между городами Энгельсом и Саратовом - Волга Фото
«Бесконечным потоком идут по железной дороге различные стройку тельные грузы на второй участок строительства моста Саратов-Энгельс, расположенный на левом берегу. Сейчас успешно идёт сборка понтонов на стапелях. Её осуществляют бригады монтажников, которыми руководят т.т. Королёв и Овечко. На всех объектах сооружения моста трудится молодёжь». Это выдержка из статьи энгельсской газеты «Коммунист» за 1961 год о строительстве одного из крупнейших в Европе автодорожного моста. 1965 год вошёл в историю Саратовского края открытием «проспекта над Волгой».

По воспоминаниям энгельсских жителей, началу грандиозного сооружения дала толчок (так бы ещё неизвестно, когда оно состоялось) очередная стройка века — автотрасса Москва-Пекин, называвшаяся «Дорогой дружбы». Так как её путь должен был проходить через Саратов и город Энгельс, связанные между собой только железнодорожным мостом и немногочисленными пароходами, курсировавшими туда и обратно с середины весны до середины осени, да ледяной дорогой зимой в морозные дни, то приняли решение строить автодорожный мост, о котором давно мечтали жители правобережных и левобережных городов.

«Дорога дружбы» планировалась шириной более 20 метров. В Энгельсе её следы можно встретить в завокзальной части города. Но работы, начатые по её строительству, были приостановлены, дружественный Китай вдруг резко стал враждебным, и вроде бы необходимость трассы отпала. Тем не менее её возведение (хвала нашим вышестоящим органам) всё-таки не прекратили, хотя ширину трассы сократили вдвое.

Непросто было без моста добраться из Энгельса в Саратов ранней весной и поздней осенью. Жизнь тогда между городами замирала. В тёплое время года ходили переправы: «Саратов» (первоначальное название «Афина») и «Энгельс», он же до 1932 года «Покровск», и он же ранее, ещё с дореволюционных времён, «Клеопатра». Потом к ним добавились два судна — небольшой «Смелый» и более вместительная «Свобода». Затем их сменили «омики».

Ходили между Энгельсом и Саратовом и грузовые пароходы, самый интересный был пароход-паром, перевозивший транспорт (машины и телеги, запряжённые лошадьми) под названием «Персидский». Он имел одинаковую конструкцию носа и мог причаливать к берегу или дебаркадеру любым бортом.

Зимой же, кроме пешей переправы, открывалось движение по провешенной (то есть обозначенной вехами) дороге гужевого и автотранспорта грузоподъёмностью не более 1,5 тонн. В 50-х годах по льду замёршей Волги даже устанавливалось регулярное автобусное сообщение и «бегали» из города в город такси. Ледяную дорогу специально утолщали до 60-70 сантиметров (накладывали кусты и заливали водой).

Честь возведения моста выпала на долю строителей мостоотряда № 8, который был создан в 1950 году в Днепропетровске, где в то время восстанавливали разрушенный войной мост через Днепр. Затем он перебрался в Сталинград (ныне Волгоград) для наведения понтонного моста через Волгу, потом следовал мост в Сызрани.

В городе Энгельсе строители Мостоотряда № 8 появились в 1958 году, как раз тогда началось строительство моста, и остались здесь надолго. Они разместились в районе Тинзина (ранее Тянь-дзинь — первое китайское поселение) напротив лесозавода. Там быстро возникли рабочий посёлок, склады, бетонный завод.

При строительстве этого гидротехнического сооружения был применён новый метод — бескессоный. Главный автор проекта В.М. Иодзевич. Вместо водолазов работали монтажники. Все конструкции моста состояли из сборного железобетона. Тринадцать инженеров, проектировавших и внедривших его в жизнь, были удостоены Ленинской премии.

Мост помогали строить различные суда, в том числе и знаменитый «Саратовский ледокол», принадлежавший РУЖД (Рязано-Уральской железной дороге), соединённой в июле 1953 года со Сталинградской и переименованной в Приволжскую железную дорогу. Работа шла круглый год. Зимой он своим мощным носом проделывал во льду дорогу, давая возможность другим плавсредствам подводить части моста к быкам для их крепления. Ледокол, затопленный у моста, после окончания строительства остался его вечным сторожем.

За семь лет, что возводился мост, бывало всякое: неполадки техники, неточность проектирования... Весной 1965 года ещё недостроенный мост уже эксплуатировался. В нём ещё недоставало двух главных, самых «высоких птичек», а по нему ходили грузовики, возившие людей в одну сторону и другую. Недалеко от саратовского берега на почти готовый мост вела деревянная лестница, именно отсюда и начиналось движение.

Испытывали мост при помощи четырёхсот грузовых машин с песком и щебнем. Опора села только на 1,5 сантиметра. Мост уже был готов, но открытие затягивалось. Все ждали первого секретаря обкома КПСС А.И. Шибаева, который в тот самый момент находился в Москве. Он приказал, чтобы без него мост не открывали.

Торжественное открытие автодорожного моста состоялось 11 июля 1965 года. Его длина составляет 2850 метров, ширина — 15 метров. Это было внушительное сооружение для тех лет, хотя сейчас он кажется слишком узким и до появления «собрата» не обеспечивал проходимость транспортного потока. Заторы на подъезде к мосту мы ощутили совсем недавно. Но в то время радости жителей не было предела. Наконец-то теперь в любое время года без проблем можно отправиться в Саратов, тем более, что многие уже тогда работали в областном центре. Через мост пошли и транзитные дороги в восточные районы страны, на Урал, в Казахстан, Сибирь.

Мост стал достопримечательностью и украшением Саратовского края, главной «артерией» Поволжья, и даже символом городов Энгельса и Саратова. 15 ноября 1999 года ему придала нарядный вид уникальная подсветка. Мост стал освещаться не только сверху фонарями, но и, согласно проекту, разработанному энгельсским городским управлением архитектуры, иллюминация рассыпалась по всему «кружеву» первых четырёх арок и столбам всех опор. Мост засиял множеством жёлтых и голубых огней.

Расходы на эту роскошь — 10 миллионов рублей — поделили между собой администрация Саратова, города Энгельса и комитет по дорожно-транспортному строительству. Правда, это длилось недолго, видимо, дороговато содержать трёхкилометровый светящейся гигант, и это великолепие стали включать только по большим праздникам, а затем и вовсе прекратили.

В июне 2002 года мост сменил хозяина. Правительством области было принято предложение администрации города Саратова о передаче в государственную собственность автомобильного моста «Саратов-Энгельс». Его закрепили за комитетом по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог при правительстве Саратовской области.

Но время берёт своё, мост без капитального ремонта постепенно разрушается. В мае 2002 года из бюджета областного Дорожного фонда на реконструкцию и ремонт автомобильного моста через Волгу обещали выделить 100 миллионов рублей. Это решение стало возможным после того, как он был передан в областную собственность. По мнению депутатов, только таким образом можно спасти одну из основных автомагистралей области от полного разрушения. С того времени на уже выделенные 50 миллионов рублей начался ремонт моста с частичным ограничением движения. Но мост должен быть с четырёхполосным движением, если бы это случилось, сейчас нам бы не пришлось мучиться в заторах и был бы упрощён его капитальный ремонт.

Из книги С. Хоружая "Уголки родного города".
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / «Проспект» над Волгой между городами Энгельсом и Саратовом
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Саратов Сегодня - новости и журнал
волга
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 23/07/2019 10:36