Волга, как путь сообщения 1887 год - Волга Фото

Волга Фото

Волга, как путь сообщения 1887 год

Волга, как путь сообщения 1887 год - Волга Фото
В начали 70-хъ годов для улучшения подходов к Саратову употреблялись землечерпательницы, плотины Янковекого, судовая плотины системы Иогеля со щитами. Плотины г. Иогеля, во многом сходны с нею плотины Лебедева. В настоящее время их на Волге не употребляют.

В 1879 году произведены изыскания и на основании их, составлялся новый проект поворота Волги к Саратову по Беклемишевскому староречью, путем устройства струеотводной фашинной дамбы. На исполнение этого проекта было исчислено 1.300.000 руб.

При рассмотрении проекта в техническо-инспекторском комитете, оказалось необходимым увеличить эту сумму до 1.700.000 р., при чем Комнтет, председательствующий инженером Костенецким находил, что при неблагоприятных условиях, всегда могут встретиться при исполнении подобных работ, сумма эта может возрасти слишком до 5 мил. руб.

Комитет основывал свое мнение на том, что подобные работы всегда обходятся очень дорого, так например регулирование Дуная у Вены, не принесшее впрочем большой пользы, в смысле углубления, стоило около 16 милл. рублей. Не надеясь на отпуск столь значительных средств (до 5 мил. рублей) из государственного казначейства,—комитет указал на возможность улучшения подхода к Саратову снизу по Затону.

По сношение Министерства пут. сооб. относительно этого дела с Министерством Финансов, г. Бунге направил дело в городское Саратовское управление, которое, основываясь на мнение Архитектора Солько и Инженера Штукенберга, нашло, что все работы по повороту Волги к Саратову могут стоить лишь 400.000 руб., для чего необходимо было, по мнению горожан, затопить лишь несколько барж и сделать легкие фашинные укрепления.
Чтобы сохранить подход к Саратову снизу, вокруг Ильинского острова, Нижне-Ильинский перекат пробовали расчищать много раз, при помощи землечерпательницы работавших здесь в начале 1870 годов, а также в 1879, 1883, 1884 и 1885 годах,

Но, как оказалось в сухие 1882 и 1885 годы на перекате, по прежнему, было мало воды.

В 1884 году начались работы для направления подхода к Саратовским пристаням по Беклемишевскому староречью, под руководством инженера Быкова. Работы эти продолжались и в 1885 г., состояли они в том, что во время высоких вод расчищали вход в Беклемишевское староречье граблями, землечерпательнцами, сосунами Базена, а по спаду вод делали канал, шириною по верху в 11 саж. до уровня меженных вод. Кроме того, начиная с весны, затопили суда для направления струи по Беклемишевскому староречью.

Судовая плотина была составлена из тихвинок и коломенок в числе до 140, нагруженных песком и камнем; суда затопляли не только в главном рукаве, но они были поставлены также и на сухом песке, чтобы действовать на весенние воды следующего года.

Интересуясь результатом действия этой плотины, я отправился осмотреть ее 31 июня 1886 году.

Большая часть плотины, находившаяся на пески, оказалась протяженная до 400 саж., а меньшая часть была еще покрыта водою. Плотина на песке представлялась в таком виде: в местах стыков носа и кормы двух смежных судов, песок был вымыт и образовалась яма; отчего нос и корма, оставаясь на весу, отломились от остальной части судна, так что каждое судно представлялось разломанным на три части, а нос и корма опустившимися в вымоины. В иных местах ям у стыков не было, но сторож, провожавшей меня, объяснил, что раньше и здесь были ямы, но ветер занёс их песком. В иных местах суда были разломаны совершенно; борты валялись ниже направления плотины. Не смотря на это общее направление этой плотины сохранилось и, песок лежавший по течению ниже её был выше песка, расположенного пред ней. Корень этой плотины сделан из фашин, загруженных камнем и эта часть осталась въ совершенной целости, а фашины начали разрастаться.

Чтобы судить, принесла ли постройка этой плотины тот результат, для которого она и предназначалась т. е. углубилось ли Беклемишевское староречье, я отправился па малой паровой лодке, принадлежащей Саратовскому яхт-клубу, ко входу в староречье, идя снизу вверх.
Подъехав ко входу, прислуга лодки, не решалась меня везти...
Подъехав ко входу, прислуга лодки, не решалась меня везти дальше, из опасения стать на мель. Бывший со мною в лодке начальник отделения, инженер Еленковский, сказал, что вода довольно высока, именно выше нуля водомерного Саратовского поста на 2,25 сажени, этим нам удалось убедить прислугу паровой лодки идти в староречье. Мы пошли по староречью тихим ходом, немного лавируя с одного берега на другой, при этом делали промеры.

В выходе староречья в Тарханку, мы встречали глубины по меньше 12 четвертей, и таких промеров было только 9 затем пошли глубины большие, так что на метке 2,5 сажень не маячила, т. е. не доставала дна.

Но затем, подходя ближе к Волге, встречались глубины меньшая 10 четвертей и даже 6,5 четвертей, и, идя здесь по прямому направлению, мы сделали 88 промеров, все они колебались от 6,5 до 10 четвертей, после пошли опять глубины в 1,5 и более саж., и мы выехали на коренную Волгу.

Этот осмотр убедил меня лишь в том, что когда вода упадет до меженного горизонта, то и в начале и в конце староречья будет сухо, т. е. другими словами, что плотина не повернула воды Волги, ни даже меньшую её часть по Беклемишевскому староречью. Быть может, судовая плотина и оказала влияние на складывание песков за плотиною, но не в этом же её было главное предназначение: при помощи её думали повернуть Волгу к Саратову.

Выше мы видели,что из числа сужений Волги имеется, между прочим, суженье у Екатериненштадта (Боронска) Действительно, здесь во время весенних вод ширина реки, вместе с тем и пойма, менее 2-х верст. Во время же межени, воды Волги здесь собраны в одно русло, ширина которого около 600 сажен. Начиная с этого места, пойма уширяется,—против села Чардым она доходит до 15 верст, а в дальнейшем сужается и против Саратова равна 5 верстам. Ниже Саратова верст на 15, против села Берегового Увека, воды Волги, во время межени, так же как и у Екатериненштадта, собраны в одно русло.
На всем пространстве от Екатериненштадта до Берегового...
На всем пространстве от Екатериненштадта до Берегового Увека, во время межени, вся пойма представляется разделенною на острова, большими или меньшими протоками.

Между селом Пристанным и Саратовом, с давних пор, находился Беклемишев остров. Несомненно он существовал еще во времена Петра I, так как Император пожаловал его Саратовскому воеводе Беклемишеву. Кроме Беклемншевского, здесь находится еще Покровский остров. Беклемишев остров у нагорного берега, Покровский у лугового; воложка Беклемишевского острова называется Тарханкою, воложка Покровского острова называется Куяковкой, а далее Сазаном, на берегу последнего находится Покровская слобода. У берега Тарханки расположен, как пригород, так и самый город Саратов. Олеарий говорит, что против того места, где прежде был город Саратов, Волга имела много островов.

Обвалы Соколовой горы, на которой расположен пригород, бывшие в 1884 году а также въ 60-х и 40-х годах, а быть может случавшиеся и раньше того, отчасти скопившие судов и плотов у Саратовской пристани, отбрасывали воды Волги от нагорного берега к луговому, вследствие чего луговой берег все более и более размывался, а ширина реки увеличивалась. С увеличением ширины реки, за ухвостьем Беклемишева острова начали складываться осередки, именно их сложилось три, нижний из них увеличиваясь из года в год, перешёл в остров и был уже таковым в 40-х годах. Между с. Пристанным и Беклемишевым островом сложились пески, в середине которых осталось малое староречье. Пески эти совершенно изменили направлеше входа Тарханки из Волги.

Ныне же, во время низких вод, Беклемишев остров, а также Ильинский и два между ними лежащее осередка составляют, как бы один остров, разделенный, впрочем тремя проранами: Беклемишевским староречьем, (прежняя Волга), Покровским и Ильинским протоками.

Во время низких вод 1882 г. прораны представлялись в таком виде: Беклемишевское староречье, на значительном протяжении, с глубинами большими 2-х сажени имело вид озера, отделенного вверху от Волги, а внизу от Тарханки, топким невысоким песком. На Ильин ском протоке, начиная с июня, совершенно не было воды. Покровский же проток, и во время самых низких вод, представлялся в виде малой реки, несущей воды вверх от главного русла к Тарханке, по диагональному направлению относительно общего направления долины. Такого рода кажущейся, на первый раз, парадоксальность объясняется тем, что во время весенних вод течение направляется по Покровскому протоку сверху вниз, во время же низких вод горизонт в Тарханке ниже горизонта Волги, поэтому во время межени воды Волги направляются по Покровскому протоку, как бы вверх относительно общего течения реки.

Расход воды в Покровском протоке 23 сентября 1882 года был почти 29 куб. саж.; средняя скорость равна была 0,45 сажени в той же профиле, в которой определяли расход. Расход воды в Тарханке, выше Покровского протока, был равен 5 куб. саж., средняя скорость в том месте равна 0,024 саж., т. е. здесь почти стоячая вода; ниже Покровского протока скорость в Тархант, увеличивается, вследствие впадения в нее Покровского протока, но все таки она очень незначительна, именно средняя скорость была равна 0,16 саж. т. е. почти втрое меньше средней скорости Покровского протока. В следствие такого распределения скоростей в Тарханке и Покровском протоке, наносы Покровского протока, входя в Тарханку и встречая здесь малую, сравнительно, скорость, ложатся в ней.

Сложившееся в Тарханке наносы ниже Покровского протока делают, между прочим, невозможным подход к Саратовской пристани, во время межени, по Покровскому протоку, не смотря на то, что сам он имеет достаточные глубины и ширины для прохода судов средней осадки.
Во время высоких вод, суда, идущее в Саратову, обыкновенно...
Во время высоких вод, суда, идущее в Саратову, обыкновенно держат свой курс от села Пристапного чрез пески, лежащее выше Беклемишевым острова, а затем входят в Тарханку. Во время же средней воды, когда на песках воды мало, идут по направлению межевого входа Тарханка из Волги, который имеет направление почти параллельное Покровскому протоку. Здесь, как и в Покровском протоке во время весны, вода течет почти на юг по направлению общему с течением воды в главный рукав Волги, а во время межени течет во вход в Тарханку имеет направление обратное.

Вход в Тарханку во время межени не представляет собою удобного судоходного пути, вследствие крутого заворота из Волги с приверха Беклемишева острова, а также в следствие переката, имеющегося в излучине этого входа.

На всем же остальном протяжении Беклемишева острова, Тарханка глубока и широка. Ледоход из коренной Волги по ней не идет, поэтому эта часть Тарханки представляет собою удобный затон для зимовки судов.

По Тархапне суда ходят обыкновенно до половицы мая, плоты же в 1882 году шли но ней до половины поля.

Ниже Покровского протока правый рукав, или продолжение Тарханки, имеет каменистую косу, идущую вкось от правого берега по течению; коса эта, как и весь правый рукав, заносится песком вследствие указанного выше действия Покровского протока, так что против Саратовских пристаней, располагающихся у Бабушкина взвоза, сложилась коса в расстоянии не больше 30 саж. от Саратовского берега. В конце августа 1882 г., а также в продолжении июля и половины августа 1885 года, коса эта выступала из воды.

Ниже этой косы, правый рукав, лежащей у Саратовской пристани, имеет достаточную глубину для судоходства, за исключением двух мест: так называемых верхнего и нижнего Ильинского перекатов. На нижнем из них в 1882 году с половины июня было менее 6 четвертей. А в 1885 году в августе во время самых низких вод. на верхнею из нпх было 7 четвертей, а на нижнем У четвертей. Когда меженная вода высока, как то имело место в 1883, 1884 и 1886 годах, подход к городским Саратовским пристаням возможен был в обход Ильнского острова по правому рукаву; а для судов небольшой осадки подход к пристаням возможен был и сверху по Покровскому протоку. Во время же низких меженных вод, как то было в 1882 и 1885 году, подход к Саратовским пристаням возможен был в продолжении не всей навигации. Так в 1885 году с половины июля по октябрь, глубоко-сидящие пароходы не могли подходить к пристаням и останавливались ниже Ильинского острова.

В 1882 г. до половины августа подход к Саратовским пристаням должен был совершаться в обход Ильинского острова. С средины же августа и этот подход для пароходов средней осадки сделался невозможными так что суда должны были приставать ниже Ильинского острова, т. е. ниже города, почти на семь верст, а иные пароходы останавливались у Покровской слободы.
Из всего изложенного видно, что во время низких вод сообщение...
Из всего изложенного видно, что во время низких вод сообщение города Саратова с Волгою затруднено. Суда же, которым нет надобности подходить к Саратовским пристаням, совершают свое плавание мимо города Саратова беспрепятственно по коренной Волге.

Левый проток, называемый Сазаном, отделяется от Куюковки саженей па триста выше его устья и идетъ мимо Покровской слободы, впадает в коренную Волгу ниже Берегового Увека. Рукав этот имеет в длину около 30 верст. По высоким обрывистым берегом его можно судить, что весеннее течете, направляясь по нем в значительной части своего расхода, все более и более разрабатывает берега этого рукава; после же спада вод, во многих его местах, и вт почти воды. В 1882 г. Волга не давала ему своей воды уже в конце шня и онъ питался исключительно водами впадающей в него речки Саратовки, на которой, два века тому назад, находился город Саратов.

Ниже устья Куюковки, лежащего против Беклемишевскего острова, Сазан соединяется с коренной Волгой протоком сажен в 200 длины. Ниже этого протока левый берег левого рукава, или коренной Волги, сильно размывается, и разрушение его происходить с большою силою не только въ половодье, по и во время межени. В этом месте расстояние между левым коренным берегом и Сазаном не превосходит 200 саженей.

Скорость течешя в главном русле вблизи левого берега доходило во, время межени 1882 г., до сажени. Стремление главного рукава соединиться с Сазаном обнаруживается и ниже этого места еще несколькими малыми желобками, продольными весенними водами. Очень может быть, что со временем главный рукав Волги соединится в этом месте с Сазаном.

Предсказывать будущие изменения у г. Саратова, конечно, трудно, но все таки с большим вероятностью можно предполагать, что изменения эти будут продолжать свой путь таким же образом, как они происходили до сего времени: левый берег коренной Волги будет разрушаться, расстояние между коренной Волгой и Сазаном уменьшаться, а Сазан все более и более усиливаться.

По мере же того, как будет более и более разрабатываться Сазан, а течете в главном рукаве ослабевать, ухвостье Ильинского острова будет удлиняться и подход по затону к Саратовским пристаням будет удлиняться, и, наконец, если главное русло перейдет на место Сазана, то может статься, что пристань, существующая во время самых низких вод ниже Ильинского острова, со временем окажется в таком же положении, в каком ныне городские пристани.

Волга, как путь сообщения 1887 год составил Профессор Н. А. Богуславский института инженеров сообщения Императора Александра I
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Волга, как путь сообщения 1887 год
Саратов Сегодня - новости и журнал
волга
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 27/04/2024 09:49