Беляна - исполинский речной корабль - Волга Фото

Волга Фото

Беляна - исполинский речной корабль

Беляна - исполинский речной корабль - Волга Фото
По весне, когда широкие воды Волги и Камы вскрывались ото льда, жители прибрежных городов и весей видели, как вниз по течению идут они – могучие беляны. Расцвет белян пришёлся на XIX век, но первые подобные суда появились ещё в конце XVII века. Беляна при габаритах 100 на 25 метров и водоизмещении порядка 2450 тонн.

Поначалу лес сплавляли по Волге на барках, корабельщики придумали простые и в то же время уникальные грузовые плоскодонки, которые ни до, ни после не строили нигде, кроме трёх волжских верфей. Те самые беляны. Строго говоря, это были не корабли вовсе. Беляны – это плоты. Огромные плоты, собранные без единого гвоздя, но с учётом всех законов судостроения.

На изготовление белян шёл только «белый лес» – светлые, очищенные от коры брёвна, благодаря которым могучие суда заслужили своё название.

Собирались беляны особым способом: сначала из леса строили плот-барку, на которую затем складывали тонны оставшихся штабелей. По сути, волжские гиганты представляли собой незатейливые плавучие корыта без трюма и палубы.

Весь фокус был в способе укладки груза, который не использовали больше нигде в мире. Недаром корабельщики говорили: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». Штабеля леса не просто бездумно громоздили друг на друга, а выкладывали ровными рядами со многими коридорами и пролётами, чтобы в случае протечки можно было без труда добраться до любого участка обширного днища. Когда груз начинал возвышаться над бортами, штабеля принимались укладывать вразнос – таким образом, чтобы брёвна выступали за борта и уравновешивали перегруженное судно.

Получившаяся в итоге конструкция в виде расходящейся вверх трапеции могла доходить до 6 метров в высоту и выступала на 4 метра с каждой стороны корпуса! При этом груз не касался бортов, а чтобы компенсировать давление забортной воды, между брёвнами и бортами вбивались специальные клинья, заменявшиеся по мере усыхания. К слову, такая манера укладки имела ещё одно важное преимущество: обдуваемый ветром груз быстрее подсыхал и не гнил в пути.

На постройку одного корпуса требовалось до 200 еловых и 240 сосновых брёвен. Расстояние между шпангоутами – поперечными рёбрами жёсткости – не превышало полуметра, что обеспечивало исключительную прочность уникальных кораблей. Несмотря на колоссальный вес и внешнюю неуклюжесть, беляны отличались высокой маневренностью и безропотно слушались руля. Управлялись они лотом, имевшим вид многометровых тёсаных ворот, от которого к корме отходило длинное сосновое бревно. Из-за такой системы диковинные корабли сплавлялись по течению не прямо, а задом наперёд – наостренной кормой к устью.

Чтобы управляться с многотонными кораблями, достаточно было команды из 15 человек, половина из которых была плотниками и корабельщиками. Так как палубного настила, за исключением наспех брошенных мостков из тёса, на белянах не было, все надстройки также располагались прямо на грузе. Благо их было не так уж много: рулевые ворота, довольно простой такелаж с множеством пеньковых и мочальных канатов и два домика-казёнки для экипажа. Между казёнками прокидывался небольшой мостик, на котором располагалась лоцманская будка.

Помимо прочего в «трюмах» белян прятались до шести кабестанов для якорей, чей вес мог доходить до 100 пудов или 1638 кг, несколько грузовых лебёдок и помпы для откачки воды. Причём ещё на момент погрузки бревна укладывались таким образом, чтобы нос беляны оказывался немного тяжелее и вся вода стекала в просевшую часть. Так её было проще откачать.
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Беляна - исполинский речной корабль
волга
Саратов Сегодня - новости и журнал
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 20/04/2024 07:45