13/02/2022 17:34 Летопись

1946 год
С первых номеров появляются фото Н. Марченко.
В мае в двух номерах газеты печатается большой очерк научного сотрудника краеведческого музея И. Торяник «Город Энгельс», где автор ретроспективно рассказывает о становлении нашего города.
«Да здравствует генералиссимус Сталин – великий вождь и полководец советского народа!». Подобные дифирамбы зачастили в газете.
В статье Н. Марченко «Василий Михайлович Сорокованов» рассказывается о речнике с 40-летним (с 1904 года) стажем. Работал он на «Персидском» ещё до революции. Тогда пароход принадлежал РУЖД и носил имя «Первый». А пассажирские суда «Афина» и «Клеопатра» принадлежали саратовскому судовладельцу Токареву, проживавшему в Астрахани и державшему переправу «Саратов – сл. Покровская» (с 1912 по 1918 год).
В августе коллегия министерства коммунального хозяйства РСФСР приняла решение об организации в Энгельсе Коммунально-строительного техникума. Строительство здания для него предписывается начать в текущем году. А в сентябре уже появляется объявление о приёме документов на 1-й курс по адресу: ул. Рабочая, 107, помещение 3-й мужской средней школы. Видимо, там и проходили занятия до постройки здания на Театральной улице.
Упоминается об авиаучилище им. М. Расковой и морском училище (морская школа).
Строительство троллейбусного завода шло с 1946 года как строительство вагонного (или вагоностроительного) завода. Ранее эвакуированный из Брянска завод выпускал платформы для МПС.
С первых номеров появляются фото Н. Марченко.
В мае в двух номерах газеты печатается большой очерк научного сотрудника краеведческого музея И. Торяник «Город Энгельс», где автор ретроспективно рассказывает о становлении нашего города.
«Да здравствует генералиссимус Сталин – великий вождь и полководец советского народа!». Подобные дифирамбы зачастили в газете.
В статье Н. Марченко «Василий Михайлович Сорокованов» рассказывается о речнике с 40-летним (с 1904 года) стажем. Работал он на «Персидском» ещё до революции. Тогда пароход принадлежал РУЖД и носил имя «Первый». А пассажирские суда «Афина» и «Клеопатра» принадлежали саратовскому судовладельцу Токареву, проживавшему в Астрахани и державшему переправу «Саратов – сл. Покровская» (с 1912 по 1918 год).
В августе коллегия министерства коммунального хозяйства РСФСР приняла решение об организации в Энгельсе Коммунально-строительного техникума. Строительство здания для него предписывается начать в текущем году. А в сентябре уже появляется объявление о приёме документов на 1-й курс по адресу: ул. Рабочая, 107, помещение 3-й мужской средней школы. Видимо, там и проходили занятия до постройки здания на Театральной улице.
Упоминается об авиаучилище им. М. Расковой и морском училище (морская школа).
Строительство троллейбусного завода шло с 1946 года как строительство вагонного (или вагоностроительного) завода. Ранее эвакуированный из Брянска завод выпускал платформы для МПС.

1947 год
Статья «За 13 лет – 60 ролей»: «Мария Густавовна Тамаровская – одна из наиболее популярных актрис Энгельсского драматического театра. Она работает на его сцене около 13 лет и сыграла за это время около 60 ролей… Тов. Тамаровская ведёт большую общественную работу. Она – депутат Горсовета, член его исполнительного комитета».
Объявление: «По Коммунарной площади и угол ул. Горького на 1 этаже гостиницы открыт ресторан «Централь»…».
В заметке «Школа киномехаников» сообщается, что по решению правительства в Энгельсе открывается школа киномехаников. Она будет готовить кадры для областей РСФСР. Школа рассчитана на 250 человек, срок обучения – 1 год. Школе передано здание бывшего музыкального училища.
С 26 января – и. о. ответственного редактора С. М. Орлов.
Заметка «Цветовод-любитель»: «Бухгалтер Дворца пионеров Пётр Фёдорович Панченко 25 лет занимается цветоводством. До войны в его саду было 125 сортов различных роз. За годы Отечественной войны были потеряны сорта редчайших цветов. Вернувшись из рядов Советской Армии, Пётр Фёдорович принялся за восстановление своего цветочного хозяйства, и теперь его сад принимает прежний вид. В одно только это лето цветовод Панченко вырастил свыше 40 сортов георгинов, впервые в клумбах дали цветы растения, которые обычно зацветают на юге».
Упоминается, что педучилище размещалось в бывшей гимназии, за училищем находится Детский парк, затем Дворец пионеров. (Ещё одно подтверждение первоначального нахождения Детского парка.)
Со 2 декабря – ответственный редактор И. Н. Литвиненко.
15 декабря публикуется Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Основные его положения:
- выпускаются с 16 декабря 1947 года новые деньги в рублях образца 1947 года;
- разменная монета обмену не подлежала и оставаться в обращении по номиналу;
- обмен производился за неделю с 16 по 22 декабря, а в отдалённых районах – за 2 недели по соотношению 10 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в деньгах образца 1947 года.
- деньги старого образца, не предъявленные к обмену в установленный срок, аннулируются и теряют свою платёжную силу.
Одновременно с 16 декабря отменялась карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами.
Статья «За 13 лет – 60 ролей»: «Мария Густавовна Тамаровская – одна из наиболее популярных актрис Энгельсского драматического театра. Она работает на его сцене около 13 лет и сыграла за это время около 60 ролей… Тов. Тамаровская ведёт большую общественную работу. Она – депутат Горсовета, член его исполнительного комитета».
Объявление: «По Коммунарной площади и угол ул. Горького на 1 этаже гостиницы открыт ресторан «Централь»…».
В заметке «Школа киномехаников» сообщается, что по решению правительства в Энгельсе открывается школа киномехаников. Она будет готовить кадры для областей РСФСР. Школа рассчитана на 250 человек, срок обучения – 1 год. Школе передано здание бывшего музыкального училища.
С 26 января – и. о. ответственного редактора С. М. Орлов.
Заметка «Цветовод-любитель»: «Бухгалтер Дворца пионеров Пётр Фёдорович Панченко 25 лет занимается цветоводством. До войны в его саду было 125 сортов различных роз. За годы Отечественной войны были потеряны сорта редчайших цветов. Вернувшись из рядов Советской Армии, Пётр Фёдорович принялся за восстановление своего цветочного хозяйства, и теперь его сад принимает прежний вид. В одно только это лето цветовод Панченко вырастил свыше 40 сортов георгинов, впервые в клумбах дали цветы растения, которые обычно зацветают на юге».
Упоминается, что педучилище размещалось в бывшей гимназии, за училищем находится Детский парк, затем Дворец пионеров. (Ещё одно подтверждение первоначального нахождения Детского парка.)
Со 2 декабря – ответственный редактор И. Н. Литвиненко.
15 декабря публикуется Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Основные его положения:
- выпускаются с 16 декабря 1947 года новые деньги в рублях образца 1947 года;
- разменная монета обмену не подлежала и оставаться в обращении по номиналу;
- обмен производился за неделю с 16 по 22 декабря, а в отдалённых районах – за 2 недели по соотношению 10 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в деньгах образца 1947 года.
- деньги старого образца, не предъявленные к обмену в установленный срок, аннулируются и теряют свою платёжную силу.
Одновременно с 16 декабря отменялась карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами.

1948 год
Тираж газеты с 1 января – 4000 экз., с 3 февраля – 4100 экз., со 2 апреля – 5000 экз., со 2 июля – 4600 экз., с 1 сентября – 4000 экз.; размер газеты – 0,5 печатного листа.
Научный сотрудник Краеведческого музея И. Торяник пишет, что он подготовил к печати книгу «История нашего города», которая выйдет в серии «Города нашей области».
Мне не известно, вышла из печати эта краеведческая книга или нет, найти её мне не удалось.
Объявление: «Горторг открывает с 18 января кафе в помещении бывшей столовой спецторга (ул. Коммунистическая, 44)».
Директором кафе был Б. П. Каргальский (о нём говорилось выше), затем оно превратилось в столовую № 14 с неизменной в летнее время точкой по продаже газированной воды, которая находилась на тротуаре под окнами заведения. Столовая была знатной, но ей было далеко до расположенных здесь сегодня «Жигулей».
Сообщается, что в город в марте приезжает главный диктор Всесоюзного радиокомитета Юрий Левитан, что он выступит в клубе завода им. Урицкого и поделится своими воспоминаниями о работе в годы войны, а также выступит во Дворце пионеров.
Речную переправу в Саратов осуществляли пассажирские пароходы «Энгельс» (бывший «Покровск», до этого «Клеопатра») и «Саратов» (бывший «Афина»), они были переименованы в 1924 году, буксир «Колотилов». Реконструировался пароход «Чайка».
Самоходный колёсный паром «Персидский» (бывший некогда, предположительно, пароходом «Четвёртый», принадлежащим РУЖД ) осуществлял грузоперевозки, на нём помещалось 16-18 машин.
Однако не всё так просто. Признанный знаток волжского судоходства В. М. Цыбин в книге «Пароход на Волге» предполагал, что «Персидский» был переделан под паромную переправу для автотранспорта из товарно-пассажирского парохода «Четвёртый». К. И. Шкода отмечал, что «Персидский» был переоборудован под паром в 1936 году, а до этого носил имя «Письменный». Из этих двух версий, учитывая дополнительно ряд нюансов, я склоняюсь к первой.
К. И. Шкода руководил драмкружком при клубе завода им. Урицкого. В своей статье «Нужны выразительные сценические средства» он критически отзывался об убогих декорациях и других отрицательных явлениях работы клубов города. А эту работу он знал не понаслышке, так как тесно сотрудничал с подобными учреждениями культуры ещё с дореволюционной поры.
Константин Иванович Шкода (1887 – 1978 гг.), - человек нелёгкой судьбы, представитель широко распространённой в слободе с давних времён фамилии…
Но. Не об этом я хочу рассказать.
Газета «Саратовская копеечка» от 8 февраля 1913 года писала:
«Из Новоузенска сообщают о самоубийстве крестьянина сл. Покровской Шкоды, который 1 февраля бросился под поезд. Костю Шкоду в слободе знал каждый. Он первый малоросс, всегда был одет по-малороссийски, говорил на родном ему языке даже с русскими. Местными любителями малороссами несколько раз ставились на сцене пьесы, переделанные с русского на украинский язык рукою Шкоды. Каждый местный житель любил Костю за его весёлый, чисто малороссийский нрав. Он был хороший танцор, и местные жители с удовольствием смотрели на исполнение им в пьесах национального малороссийского танца гопак, который он танцевал прекрасно. Костя Шкода сотрудничал в малороссийских журналах, где печаталось его сочинение «Шкоде 25 лет…».
Своеобразный некролог опровергается в следующем номере газеты от 9 февраля в заметке «Воскресший самоубийца». «Полученные из Новоузенска сведения о самоубийстве Кости Шкоды неверны. Шкода находится в слободе, жив и невредим, под поезд не бросался и предполагает, что сообщение – не что иное, как шутка какого-нибудь его знакомого. Он недавно выехал из Новоузенска (в то время он служил там. – А. Г.) по делам службы, его отсутствием и воспользовались». Такая вот трагикомичная история, попавшая на страницы саратовской газеты.
Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, существовавшее с 1927 года) разделилось на:
- Всесоюзное добровольное общество содействия авиации (ДОСАВ);
- Всесоюзное добровольное общество содействия армии (ДОСАрм);
- Всесоюзное добровольное общество содействия Военно-морскому Флоту (ДОСФлот).
Однако они просуществовали недолго: в 1951 году эти три оборонные организации были объединены во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).
Впервые отмечается, что в августе только что отстроен мост через Сазанку напротив ул. Красноармейской. В связи с этим пристань переправы «Энгельс – Саратов» переведена из района нефтебазы на Каюковский Яр (коренная Волга).
А. Ухов, зам. директора Коммунально-строительного техникума, в статье «Новое здание техникума выстроить в срок» сообщает, что его строительство началось с 10 октября, однако техникум работает уже два года, располагаясь в неприспособленной для этого 3-й женской школе. Проект здания разработан архитектором А. П. Любомудровым.
А ведь предписывалось начать строительство в конце 1946 года…
Тираж газеты с 1 января – 4000 экз., с 3 февраля – 4100 экз., со 2 апреля – 5000 экз., со 2 июля – 4600 экз., с 1 сентября – 4000 экз.; размер газеты – 0,5 печатного листа.
Научный сотрудник Краеведческого музея И. Торяник пишет, что он подготовил к печати книгу «История нашего города», которая выйдет в серии «Города нашей области».
Мне не известно, вышла из печати эта краеведческая книга или нет, найти её мне не удалось.
Объявление: «Горторг открывает с 18 января кафе в помещении бывшей столовой спецторга (ул. Коммунистическая, 44)».
Директором кафе был Б. П. Каргальский (о нём говорилось выше), затем оно превратилось в столовую № 14 с неизменной в летнее время точкой по продаже газированной воды, которая находилась на тротуаре под окнами заведения. Столовая была знатной, но ей было далеко до расположенных здесь сегодня «Жигулей».
Сообщается, что в город в марте приезжает главный диктор Всесоюзного радиокомитета Юрий Левитан, что он выступит в клубе завода им. Урицкого и поделится своими воспоминаниями о работе в годы войны, а также выступит во Дворце пионеров.
Речную переправу в Саратов осуществляли пассажирские пароходы «Энгельс» (бывший «Покровск», до этого «Клеопатра») и «Саратов» (бывший «Афина»), они были переименованы в 1924 году, буксир «Колотилов». Реконструировался пароход «Чайка».
Самоходный колёсный паром «Персидский» (бывший некогда, предположительно, пароходом «Четвёртый», принадлежащим РУЖД ) осуществлял грузоперевозки, на нём помещалось 16-18 машин.
Однако не всё так просто. Признанный знаток волжского судоходства В. М. Цыбин в книге «Пароход на Волге» предполагал, что «Персидский» был переделан под паромную переправу для автотранспорта из товарно-пассажирского парохода «Четвёртый». К. И. Шкода отмечал, что «Персидский» был переоборудован под паром в 1936 году, а до этого носил имя «Письменный». Из этих двух версий, учитывая дополнительно ряд нюансов, я склоняюсь к первой.
К. И. Шкода руководил драмкружком при клубе завода им. Урицкого. В своей статье «Нужны выразительные сценические средства» он критически отзывался об убогих декорациях и других отрицательных явлениях работы клубов города. А эту работу он знал не понаслышке, так как тесно сотрудничал с подобными учреждениями культуры ещё с дореволюционной поры.
Константин Иванович Шкода (1887 – 1978 гг.), - человек нелёгкой судьбы, представитель широко распространённой в слободе с давних времён фамилии…
Но. Не об этом я хочу рассказать.
Газета «Саратовская копеечка» от 8 февраля 1913 года писала:
«Из Новоузенска сообщают о самоубийстве крестьянина сл. Покровской Шкоды, который 1 февраля бросился под поезд. Костю Шкоду в слободе знал каждый. Он первый малоросс, всегда был одет по-малороссийски, говорил на родном ему языке даже с русскими. Местными любителями малороссами несколько раз ставились на сцене пьесы, переделанные с русского на украинский язык рукою Шкоды. Каждый местный житель любил Костю за его весёлый, чисто малороссийский нрав. Он был хороший танцор, и местные жители с удовольствием смотрели на исполнение им в пьесах национального малороссийского танца гопак, который он танцевал прекрасно. Костя Шкода сотрудничал в малороссийских журналах, где печаталось его сочинение «Шкоде 25 лет…».
Своеобразный некролог опровергается в следующем номере газеты от 9 февраля в заметке «Воскресший самоубийца». «Полученные из Новоузенска сведения о самоубийстве Кости Шкоды неверны. Шкода находится в слободе, жив и невредим, под поезд не бросался и предполагает, что сообщение – не что иное, как шутка какого-нибудь его знакомого. Он недавно выехал из Новоузенска (в то время он служил там. – А. Г.) по делам службы, его отсутствием и воспользовались». Такая вот трагикомичная история, попавшая на страницы саратовской газеты.
Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, существовавшее с 1927 года) разделилось на:
- Всесоюзное добровольное общество содействия авиации (ДОСАВ);
- Всесоюзное добровольное общество содействия армии (ДОСАрм);
- Всесоюзное добровольное общество содействия Военно-морскому Флоту (ДОСФлот).
Однако они просуществовали недолго: в 1951 году эти три оборонные организации были объединены во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).
Впервые отмечается, что в августе только что отстроен мост через Сазанку напротив ул. Красноармейской. В связи с этим пристань переправы «Энгельс – Саратов» переведена из района нефтебазы на Каюковский Яр (коренная Волга).
А. Ухов, зам. директора Коммунально-строительного техникума, в статье «Новое здание техникума выстроить в срок» сообщает, что его строительство началось с 10 октября, однако техникум работает уже два года, располагаясь в неприспособленной для этого 3-й женской школе. Проект здания разработан архитектором А. П. Любомудровым.
А ведь предписывалось начать строительство в конце 1946 года…

1949 год
В статье «Школа медицинских кадров» говорится, что в этом году Фельдшерско-акушерская школа отмечает своё пятилетие, она подготовила сотни фельдшеров, акушеров, медсестёр.
В послевоенные годы много писали и уделяли внимания посёлкам Мясокомбината и завода им. Урицкого, т. к. тогда эти предприятия были самые крупные (по сути градообразующие).
И. Маслов 23 июля в заметке «Мост через реку Сазанка» сообщает:
«Закончена сборка и установка летнего моста через реку Сазанка. В отличие от прошлого года он устанавливается не против Красноармейской улицы, а значительно ближе к центру города – у речного вокзала… Пешеходное движение по мосту открыто вчера. Автотранспортное и гужевое сообщение начнётся с 25 июля».
Отмечалось, что на пересечении улиц Телеграфной и Пристанской до войны был сквер с хорошей оградой (видимо, остатки сквера снесённой Вознесенской церкви). После войны ограды не стало, деревья погибают от набегов скота.
Это место известно горожанам по крайней мере с середины 1950-х годов, здесь шумел с утра маленький базарчик (так любовно он именовался), где можно было купить свежие продукты у местных жителей.
В августе на улицах города появилось первое такси «Победа», сообщалось, что в ближайшее время автоколонна номер 40, осуществляющая их эксплуатацию, получит ещё две таких машины – такси «Победа».
Большая статья А. Григорьева «В одном коммунальном дворе» посвящена Н. А. Дарьялову, художнику драмтеатра. Но рассказывается в ней не об его творческой деятельности, а о том, как он превратил свой двор в цветник.
P. S. Использованы материалы ГАСО, ГИАНП, ЭКМ.
Анатолий ГРЕДЧЕНКО.
В статье «Школа медицинских кадров» говорится, что в этом году Фельдшерско-акушерская школа отмечает своё пятилетие, она подготовила сотни фельдшеров, акушеров, медсестёр.
В послевоенные годы много писали и уделяли внимания посёлкам Мясокомбината и завода им. Урицкого, т. к. тогда эти предприятия были самые крупные (по сути градообразующие).
И. Маслов 23 июля в заметке «Мост через реку Сазанка» сообщает:
«Закончена сборка и установка летнего моста через реку Сазанка. В отличие от прошлого года он устанавливается не против Красноармейской улицы, а значительно ближе к центру города – у речного вокзала… Пешеходное движение по мосту открыто вчера. Автотранспортное и гужевое сообщение начнётся с 25 июля».
Отмечалось, что на пересечении улиц Телеграфной и Пристанской до войны был сквер с хорошей оградой (видимо, остатки сквера снесённой Вознесенской церкви). После войны ограды не стало, деревья погибают от набегов скота.
Это место известно горожанам по крайней мере с середины 1950-х годов, здесь шумел с утра маленький базарчик (так любовно он именовался), где можно было купить свежие продукты у местных жителей.
В августе на улицах города появилось первое такси «Победа», сообщалось, что в ближайшее время автоколонна номер 40, осуществляющая их эксплуатацию, получит ещё две таких машины – такси «Победа».
Большая статья А. Григорьева «В одном коммунальном дворе» посвящена Н. А. Дарьялову, художнику драмтеатра. Но рассказывается в ней не об его творческой деятельности, а о том, как он превратил свой двор в цветник.
P. S. Использованы материалы ГАСО, ГИАНП, ЭКМ.
Анатолий ГРЕДЧЕНКО.
Рубрики: Летопись
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Фрагменты жизни "Покровска-Энгельса" в лицах, событиях, фактах 9