Серафим Кириллович Бирюков (1913-1992 гг.) - Волга Фото

Волга Фото

Серафим Кириллович Бирюков (1913-1992 гг.)

Серафим Кириллович Бирюков  (1913-1992 гг.) - Волга Фото
Энгельс - колыбель развития отечественной авиации развития отечественной авиации всех поколений.начиная от У-2 (По-2) и до сверхзвуковых Ту-160.
Большой вклад в развитие авиации в городе Энгельсе внесли...
Большой вклад в развитие авиации в городе Энгельсе внесли легендарные личности, такие как полковник А. П. Мейер. создавший 14-ю военную авиационную школу пилотов и военный городок. А продолжателем ого развития для укрепления обороны Отчизны стал с 1954 года Герой Советского Союза генерал-майор Серафим Кириллович Бирюков.

В послевоенные годы складывалась тяжелая обстановка для нашей страны. Мы отставали в развитии Дальней авиации. Самолёты Ту-4 и Ту-16 не удовлетворяли Вооружен ные Силы в выполнении военных задач. Было необходимо создавать реактивные и турбореактивные самолеты с дальностью до 12.000 км. Такая задача была поставлена советским правительством и лично товарищем И. В. Сталиным перед генеральными конструкторами Владимиром Михайловичем Мясищевым и Андреем Николаевичем Туполевым. В результате в кратчайшие сроки были созданы новые самолёты-носители М-4 и Ту-95.

Для освоения самолёта М-4 15 декабря 1954 года в Энгельсе на основании директивы Генерального штаба и Главного штаба ВВС было сформировано первое соединение тяжёлых стратегических бомбардировщиков - 201-я авиадивизия в составе трёх авиаполков, базы авиатехнического обслуживания и других частей обеспечения. Первым командиром дивизии стал Герой Советского Союза бывший командир 171-го авиаполка АДД Серафим Бирюков талантливый организатор, разносторонне образованный человек, выдающийся методист.

С. К. Бирюков родился 27 августа (9 сентября по новому стилю) 1913 года в село Солотча (ныне - в черте города Рязани) в семье рабочего. Трудовой путь начинал токарем на московском заводе «Борец». В 1933 году был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. В 1935-м окончил 11-ю военную школу пилотов имени Пролетариата Донбасса в Ворошиловграде. Участник Финской кампании 1939-1940 гг., где экипаж С. К. Бирюкова наносил мощные удары по укреплениям противника. Тогда он получил первый орден Красного Знамени.

С началом Великой Отечественной войны - на фронте, в Дальней авиации. Бирюков быстро заслужил славу отважного лётчика и грамотного командира. К июню 1942 года - капитан. заместитель командира 42-го авиаполка АДД На его счету к этому времени было 60 боевых вылетов на бомбардировку важнейших стратегических объектов рейха и живой силы врага. Звание Героя Советского Союза С. К. Бирюкову было присвоено 20 июня 1942 года.

В июле 1942 года он был назначен командиром 42-го авиационного полка Авиации дальнего действия. Участвовал в боевых действиях в Заполярье и на Демянском направлении в 1942 году, в Курской битве. С августа 1943 года - командир 108-го авиационного полка дальнего действия в 36-й авиационной дивизии дальнего действия 8-го авиационного корпуса. С ноября 1943-го по апрель 1944 года командир оперативной группы АДД в Заполярье, которая выполнила 487 вылетов по вражеским аэродромам и портам Норвегии, а также вела борьбу с немецким судоходством в Баренцевом море.

С июня 1944 года командир 28-го Гвардейского авиационного Краснознамённого Смоленского полка 36-й бомбардировочной авиационной дивизии 1-го Гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса АДД. За участие в бомбардировках Берлина полк получил почётное наименование "Берлинский".

После войны оставался на командных должностях в Дальней авиации, командовал 171-м Гвардейским "Смоленско-Берлинским" авиационным полком в Белоруссии на самолётах Ту-4 и Ту-16. С апреля 1950-го по ноябрь 1951 года командовал 22-й Гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной Донбасской Краснознамённой дивизией (ныне дислоцируется в г Энгельсе).

В 1953 году Бирюков окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. По службе прошёл путь от рядового лётчика до заместителя Командующего Дальней авиацией по боевой подготовке.
В связи с ошибкой, допущенной Министерством обороны с размещением...
В связи с ошибкой, допущенной Министерством обороны с размещением воинских частей, в 1954 году в авиагородке Энгельс-1 возникла большая скученность. ГК НИИ занял всю имеющуюся в городке жилую площадь, жилые помещения, штабы. Остались незанятыми только несколько зданий. Прибывшие для прохождения службы в 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии офицеры расквартировывались в домах местных жителей и небольших помещениях штаба дивизии и полков. Необходимо было не только осваивать новый самолет М-4. но и благоустраивать офицеров и их семьи.

В целях повышения боевой готовности экипажей необходимо было строить дома для расквартирования личного состава дивизии, а также школу. детские сады, магазины объекты сферы обслуживания, отстаивая этот вопрос как перед командованием Дальней авиации. так и перед Командующим Приволжского военного округа. Благодаря упорству и настойчивости Бирюкова фактически были построены Первый и Третий Лётные городки.

Под руководством штаба организовывались занятия по изучению конструкции самолёта не только на базе Лётного городка, но и на предприятиях авиационной промышленности. на курсах усовершенствования в Иваново, Ярославле и других городах, на 23-м заводе в Филях.

Вся тяжесть организации и совершенствования подготовки легла на плечи С. К. Бирюкова. Обширный запас знаний и продуманные методы применялись им в подготовке экипажей для выполнения боевых заданий. Он сам был примером в выполнении заданий, опирался в своей деятельности не только на заслуженных опытных лётчиков, участников Великой Отечественной войны - таких как командир первого полка Герой Советского Союза полковник А. В. Иванов, Герой Советского Союза заместитель командира полка полковник А. Е. Вербицкий, командир второго полка полковник Н. И. Визгалов его заместители Головин и Бабкин, начальник штаба А. Н. Рапота. начальник штаба первого полка В. И. Кочетов командир третьего полка гвардии полковник А. В. Кошкин, начальник штаба П. А. Куцов. но и на молодежь. прибывающее пополнение дивизии.

Был прекрасным методистом при проведении постановки задач на выполнение полётных заданий и разборов выполнения. Лично контролировал подготовку командиров кораблей. Благодаря его инженерной школе многие командиры кораблей были выдвинуты на повышение в должности и направлены на Дальний Восток для формирования Дальневосточной дивизии на самолётах М-4 и ЗМ.
С. К. Бирюков призывал молодых офицеров давать предложения...
С. К. Бирюков призывал молодых офицеров давать предложения по внесению изменений в конструкцию аппаратуры. оказанию помощи гражданским предприятиям по изготовлению аппаратуры. Большое внимание он уделял формированию лётных экипажей. Всегда опирался на комсомольцев, коммунистов и политработников. Заботился о благоустройстве семей, устройстве детой в детские сады и школы, создавал условия для успешной службы экипажей. Не оставлял без внимания вопросы духовного воспитания и досуга. Дом офицеров Энгельсского гарнизона проводил не только подведение итогов за учебный год, разборы полётов и постановки задач, но также спектакли. концерты.встречи с интересными людьми, новогодние и другие праздники. Такие действия способствовали быстрому и успешному становлению дивизии на крыло.

Доказательством уровня готовности первых двух полков стало их привлечение к участию в военно-воздушном параде в Москве в честь 1 Мая (1956 и 1957 гг.), на котором генерал Бирюков лично вёл дивизию. Также он водил дивизию, принимая участие в учениях.

В освоении новой сложной техники - самолётов М-4 и впоследствии ЗМ не всё проходило гладко, случались лётные происшествия и катастрофы, причинами которых были как техника, так и человеческий фактор. С. К. Бирюков очень сильно и болезненно переживал трагическую потерю экипажей. Однако, преодолев все трудности в освоении самолёта М-4. в конце 1959 года 201-я дивизия встала на боевое дежурство.

Перед вышестоящим руководством умело отстаивал необходимость неукоснительного выполнения Наставления по производству полётов в температурных условиях. Так. в 1950-х годах летом на совместных учениях войск стран участниц Варшавского договора дивизия получила приказ вылететь в 19.00. Лето было очень жарким, температура держалась в районе сорока градусов. А по Наставлению по производству полётов в температурных условиях взлёт запрещен при температуре выше 38 градусов. Руководство Дальней авиации пыталось оказать давление на С. К. Бирюкова, но он добился. чтобы полеты дивизии были перенесены на сутки.

С. К. Бирюков оставил яркий след в истории отечественной авиации и города Энгельса и как выдающийся государственный деятель и военачальник, и как незаурядный человек высокой культуры и прекрасных душевных качеств.

Проживал в Москве. Вёл большую работу в качестве члена Президиума и заместителем председателя Совета ветеранов АДД. Умер 4 мая 1992 года, похоронен на Николо-Архангельском кладбище.

Статья из "Новой газеты г. Энгельса" 6 сентября 2022 года. Автор Григорий Олейник.
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Серафим Кириллович Бирюков (1913-1992 гг.)
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Саратов Сегодня - новости и журнал
волга
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 24/04/2024 08:50