Наследие легендарного директора - Волга Фото

Волга Фото

Наследие легендарного директора

Наследие легендарного директора  - Волга Фото
2 октября бывшему директору Энгельсского завода металлоконструкций Александру Мироновичу Глумакову исполнилось бы 100 лет (1923-2014). Изучая его биографию, можно только удивляться силе духа, большой работоспособности и умению преодолевать любые трудности. Предлагаем вашему вниманию фрагменты из книги о легендарном директоре, которую готовит к печати Игорь Смилевец.

Александр Миронович родился в городе Дмитровске Орловской области в семье ветеринара.

Начало Великой Отечественной войны застало его именно там. Он был отправлен в Воронежскую школу радиоспециалистов, которая к тому времени располагалась в Новосибирске. Весь выпуск отправили в район Крымского фронта на подступы к Аджимушкаю (район Керчи).

При наступлении фашистов остатки подразделений спусти- лись в каменоломни в надежде пробиться через окружение. Из подземелий выходили для того, чтобы дать бой, провести разведку и как-то пополнить запас продуктов. Однажды группа, в которую входил Глумаков, попала в засаду. Во время стычки с фашистами двое солдат были убиты, а Глумаков с товарищем попали в плен. Из воспоминаний А. М. Глумакова: «Страшно вспоминать, что такое немецкий концлагерь. На смену умершим пригоняли новых пленных. Конвоиры пристреливали тех, кто не мог идти от истощения или болезни.

Вся дорога от берега моря до города на расстоянии нескольких километров была усеяна трупами красноармейцев. В сентябре 1943 года, работая в порту, мне случайно удалось переговорить с местной жительницей Надеждой Коротченко. Как потом оказалось, она являлась связной партизанского отряда «Красный Сталинград». Ею было предложено совершить нескольким военнопленным побег из лагеря, она покажет потайной вход в катакомбы, где размещался партизанский отряд. 2 октября, именно в свой день рождения, когда мне исполнилось 20 лет, воспользовавшись отсутствием бдительности охраны, мною было принято решение бежать из лагеря военнопленных с двумя сослуживцами…

…Утром 7 ноября 1943 года, в день 26-й годовщины Октября, группа партизан, в которую входил и я, установила красное знамя на самом высоком доме посёлка Аджимушкай. Немцы, заметив это, пытались захватить и уничтожить знамя, но попали в засаду и с большими потерями отступили... К большому сожалению, сотрудниками «Смерша» все 46 партизан нашего отряда, в том числе семь женщин, были разоружены и отправлены в спецлагерь НКВД на проверку...».

После выздоровления и демобилизации Глумаков вернулся сначала в Дмитровск к матери, затем, в 1946 году, переехал в Керчь, к семье – жене и сыну. Переезд в Энгельс стал для Александра Мироновича поворотным этапом в судьбе, направил его жизненный путь в совершенно иное русло. Устраиваясь учеником обмотчика электрических машин на завод им. Урицкого, мог ли молодой человек знать, что через несколько лет его имя навсегда войдёт в историю энгельсской промышленности? В 1959 году он окончил Всесоюзный заочный политехнический институт в Саратове. Сразу после получения диплома в 1961 году Глумаков был назначен заместителем главного инженера на своём заводе. Из воспоминаний А. М. Глумакова: «В октябре 1963 года меня направили директором на «Трансмаш».

Завод тогда назывался «Покровский механический», предприятие с богатым прошлым и непонятным будущим. Я как неопытный хозяйственник был очень удивлён и даже испуган таким назначением. Но решение Горкома партии нужно было выполнять. Эти старые дореволюционные мастерские выпускали путейские снегоочистители, а нужно было освоить выпуск снегоуборочных поездов, которые даже не проходили по высоте старых цехов. Начал я работу с укрепления руководящих кадров - создания новой команды, с которой намеревался дать предприятию второе рождение.

Завод стал расширяться, вставать на ноги. Коллектив завода с успехом выполнил пятилетний план и освоил выпуск новой продукции. За это многих работников наградили государственными наградами, в том числе и меня - орденом Трудового Красного Знамени. В октябре 1971 года на «Трансмаш» приехал секретарь Горкома КПСС Ткаченко, который посмотрел весь завод и заявил, что есть предложение отправить меня директором завода металлоконструкций.

…Завод мне показался огромный. Построена и работает первая половина, и надо строить вторую такую же, и будет 110 тысяч квадратных метров производственных площадей. К тому времени завод уже работал два года. Своя кислородная станция, большой управленческий корпус, подъездные пути, в будущем свой жилой фонд, школа, детский садик, училище и магазины…

В общем, перспектива огромная. Думаю, если в 50 лет не попробую, тогда будет уже поздно, и я дал согласие. Рабочих рук катастрофически не хватало. Где их взять? Стали привлекать людей, досрочно освобождённых из мест лишения свободы. Я не боялся привлекать в свою команду молодых, ценил людей, преданных предприятию, и они становились моими верны- ми помощниками и единомышленниками. Завод стремительно набирал темпы, за короткий срок производство металлоконструкций выросло с 18 до 100 тысяч тонн в год.

В посёлке нашим заводом были построены школа, профтехучилище, 2,5 тысячи квартир, три детских садика, один из которых – № 78 – с первым в городе бассейном. Построили к заводу дорогу и протянули троллейбусную линию. Был построен тротуар вдоль троллейбусного маршрута и ливневая канализация. Помню, главный бухгалтер за голову схватился: как эти расходы оформлять? Отвечаю: «Оформляй как хочешь». Когда нужно было для дела, я рисковал, шёл вперёд не оглядываясь». Усиленными темпами шло строительство жилого фонда.

До 1976 года вся отведённая территория под строительство жилья по ул. Полтавской и пр. Строителей была застроена пятии девятиэтажными домами, в которых были выделены места под женское и мужское общежития. Для сотен семей завода строительство продолжилось до 1991 года.

В 1978 году была построена средняя школа № 9 – подшефная школа завода. Постоянно функционировала туристическая база на одном из островов Волги, где работники завода проводили свои выходные дни и даже отпуска. Постоянно благоустраивался жилой посёлок. На субботниках, организованных заводчанами, строились детские спортивные площадки, хоккейные коробки. Заводчане регулярно занимали призовые места на городских и областных спортивных соревнованиях.

Всё делалось для того, чтобы работники завода не только трудились, но и культурно отдыхали вместе с детьми. Александр Миронович после войны постоянно разыскивал своих однополчан по партизанскому отряду «Красный Сталинград».

Регулярно с 1981 года приезжал в Керчь для встречи со своими друзьями-партизанами. Из воспоминаний А. М. Глумакова: «В середине 1970-х годов в Саратове на Соколовой горе началось строительство Парка Победы.

Стройка была объявлена «народной», и в ней принимали участие многие предприятия области. И я как фронтовик не мог остаться в стороне. Десятки тонн дефицитного металла ушло на строительство монумента «Журавли», но это был сэкономленный металл. Несмотря на это я как директор был наказан Комитетом народного контроля строгим выговором за «нецелевое использование дорогостоящего металла». Переубедить карающий орган, которым и был в то время Комитет народного контроля, я не смог...

Народного контроля давно нет, а «Журавли» стоят!» Из воспоминаний В. В. Епифанова, начальника электроцеха: «Хочется отметить в Александре Мироновиче наивысшую степень ответственности за любое порученное дело. Он был учителем и воспитателем для всех нас. Лично за день несколько раз обходил каждый цех и участки работы. Если случались какие-то поломки, то он был всегда там одним из первых. Всегда говорил: «Спокойно, главное – люди. Всё устраняйте без риска!» Иногда казалось, что он находился на заводе круглые сутки. На утренней планёрке всегда присутствовали представители руководства детских садиков и школы № 9.

Рассматривались все их просьбы и составлялся сразу план ремонта или отдельных работ конкретно по срокам. Если кто-то начинал говорить, что нет людей, то Александр Миронович давал приказ: «Делайте что хотите. Это дети и школьники наших рабочих! Вперёд! Докладывать лично мне в любое время!» Дисциплина была главным приоритетом в его работе. С каждым провинившимся разбирался лично. Боролся за сохранения кадров. Заставлял начальников цехов воспитывать подчинённых личным примером. Никогда не ругался ни с кем. Был период, когда завод выполнял заказы для производства металлоконструкций для Дальнего Зарубежья. Всё делалось качественно и в срок и отправлялось через порты Балтийского моря на Кубу, в Африку, Вьетнам.

Для качественной сборки туда направлялись лучшие представители завода. Полученная при этом валюта тратилась на приобретение нового оборудования. Александр Миронович – это руководитель с большой буквы. Он всегда ценил людей, преданных предприятию, и все до сих пор благодарны ему за это». Из воспоминаний А. П. Хмырова, бывшего руководителя предприятия с 1991 по 1997 год: «Первое моё знакомство с заводом металлоконструкций состоялось летом 1975 года.

А уже в ноябре того же года вместе с семьёй я прибыл в Энгельс для работы на заводе. По прибытии на завод мне была предоставлена благоустроенная двухкомнатная квартира. В то время у нас был отличный руководитель и наставник – директор завода Глумаков А. М. Для нас, молодых специалистов, руководителей, он был и директором, и наставником, и отцом. Всегда подскажет, посоветует, направит в нужное русло. Работа на заводе научила меня, как надо работать, руководить, правильно строить отношения как с руководством, так и с подчинёнными».

Из воспоминаний В. С. Редченко: «Вся моя трудовая жизнь связана с заводом металлоконструкций. За 45 лет работы на заводе я прошёл путь от контролёра до заместителя генерального директора по качеству. Важную роль в становлении меня как руководителя и человека сыграл директор завода Александр Миронович Глумаков, поддержка которого позволила мне расти как профессионалу, так и в карьерном плане. Александр Миронович смело доверял молодым работникам в руководстве различных подразделений завода.

Главное богатство цеха – это люди. С уважением и благодарностью вспоминаю работников цеха в трудные для предприятия годы перестройки в стране». Из воспоминаний В. Н. Ганюшкина: «Основная заслуга в становлении коллектива завода, его достижениях принадлежит А. М. Глумакову – Миронычу, так называли его многие. Он не боялся внедрять новые методы руководства, смело выдвигал молодых. Он всех нас воспитал. Я от мастера вырос до директора ЗМК…»

Из воспоминаний В. О. Марьина (с 1971 по 1984 год – главный инженер предприятия; с 1984 по 1986 год – директор ЗМК; с 2000 по 2009 год – вновь главный инженер): «Более 12 лет я проработал с Глумаковым А. М. в должности главного инженера.

Могу кратко сказать, что он был человеком высшей пробы ответственности к порученному делу. Очень много сил и энергии было отдано им для людей. Он старался вникать в проблемы каждого рабочего. Не просто так многие рабочие называли его с теплотой Миронычем. Александра Мироновича можно назвать инженером человеческих душ, он оказывал благотворное влияние на судьбы людей, встречавшихся на его жизненном пути». Почти 13 лет проработал Александр Миронович руководителем завода металлоконструкций, и напряжённая работа не могло не сказаться на его здоровье.

В 1984 году он оставил свой пост руководителя и ушёл на заслуженный отдых. Но, немного отдохнув и подлечившись, не смог усидеть дома и ещё десять лет проработал дежурным монтёром на подстанции троллейбусного завода, где когда-то начинался его трудовой путь. В настоящее время АО «ЗМК» сохранил свою позицию в пятёрке лидеров среди производителей грузовых вагонов России. Номенклатура производимых вагонов составляет 12 моделей. Завод увеличил мощности, достигнув производства рекордных 390 платформ в месяц, а в дополнение, с других поточных линий, отгружаются вагоны-самосвалы различных модификаций. День машиностроителя предприятие встретило с гордо поднятой головой и с благодарностью к своему легендарному директору - Александру Мироновичу Глумакову.

Автор текста Игорь Смилевец. "Новая газета - Энгельс" № 39 (116) 3 октября 2023 г.

«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Наследие легендарного директора
Здоровье в Саратове и Энгельсе
волга
Саратов Сегодня - новости и журнал
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 13/07/2024 19:25