Как чумаки соль возили - Волга Фото

Волга Фото

Как чумаки соль возили

Как чумаки соль возили - Волга Фото
Раз уж так важны были в истории солеперевозок чумаки, то не лишне, думаю, хотя бы бегло помянуть и о том, что же означало в те давнишние времена чумаковать, чумачить.

В судьбах чумаков переплелись и ярко отразились, — как в устном народном творчестве, так и в письменном, — пожалуй, вся история соледобычи в Украине и история воинственной Запорожской Сечи, а стало быть, и всего Донецкого края, —- и ч:то касаемо обживания его степей, и что касаемо обнаружения соли в недрах кряжа, в его ручьях и озерах и последующего возникновения солепромыслов.

Думается, тут поначалу лучше всего предоставить слово авторам, написавшим, на мой взгляд, наиболее обстоятельный, с глубокой предысторией труд о соли земли донецкой — В. П. Горшкову и А. Е. Грищенко:

«Большая часть соли на Украину поступала из крымских озер и лиманов, где соль добывали уже много веков до нашей эры.

В роли купцов в Украине выступал особый класс людей из вольных казаков, мещан и зажиточных крестьян-чумаков...

В качестве транспорта чумаки использовали «мажи», или «паровицы» — большие чумацкие возы, и «полубцы», такие же возы, только крытые сверху от непогоды, запряженные волами, по паре в каждый воз. Для перевозок при отсутствии всякого удобства в дороге и при весьма тяжелой поклаже, трудолюбивые, выносливые волы были незаменимой тягловой силой.

В начале весны чумаки собирались в длинные «валки» и взяв для дороги «харчи» — пшено, хлеб, сало, гречневую крупу и необходимые кашеварные принадлежности, «рушали» в далекий путь. Валкой управлял сам «батько-атаман» — человек опытный, бывалый, знавший дорогу, умевший предотвратить опасности и избиравшийся всей артелью. Он указывал путь, поднимал чумаков в дорогу, останавливал для отдыха, определял ночных и дневных сторожей, разбирал ссоры между «ватажаками» и заботился о предотвращении внезапных нападений со стороны разных «харцызов » (бродяг-воров. — И. К.). Для безопасности чумаки запасались «руш-ницами» и длинными «списами»... В случае внезапного нападения всякого рода «хищников», чумаки тотчас нее делали из своих возов табор и под руководством артельного атамана отбивались от злых людей.

... С такими опасностями они добирались до Перекопской башты, где их поджидали крымцы, потому что чумаки приносили большой доход казне крымского хана. Начиная ещё с 1540 года, по договору Сигизмунда Августа с крымским ханом (в «Истории Украины-Руси» Николая Аркаса указывается несколько иная дата — 1548—1572 годы — правления этого короля в Речи Посполитой. — И. К.) разрешалось торговым людям (чумакам) свободно брать соль в Хаджибее, Перекопе и Кафе, уплатив «мыто» крымскому хану. Поэтому ханские надсмотрщики не только заботились о возможно большем вывозе соли из Крыма, но и заблаговременно извещали о том: в Запорожский Кош...

Дойдя до ворот Перекопской башты, чумаки платили за каждую мажу «баштового» сбора по 70 копеек без различия величины возов, после чего въезжали в город, потом на озерах нагружались солью, платили хану или его откупгцику за целый воз соли по 5 рублей, а за половинный — 3 рубля. (В виду того, что величина возов опять не бралась в расчет, ловкие да смелые чумаки примудрялись нагружать возы вдвое, втрое больше обычного, как бы сдвоенные или строенные, а за пределами Перекопской переправы — специально вырытый ров — разделяли груз поровну в более мелкие и удобные для дороги возы. — И. К.)

Добыча и продажа соли производилась на озерах: Козловском, Перекопском и Керченском.

... Кроме того, у запорожских казаков был свой соляной промысел в Прогноях, расположенных на берегу Днепровского лимана.

Отсюда из гнилых озер песчаной Кинбурской косы чумаки тоже вывозили соль.

Загруженные мажи, миновав Перекоп, снова попадали к запорожским казакам, которые вновь взымали с них плату за переправы и вновь оказывали гостеприимство. Из Запорожья чумаки двигались — кому куда нужно было для распродажи товара.

Небольшая часть соли на Слобожанщину (Слободскую Украину. — И. К.) поступала из Польши (поэтому, должно, и Галиция, Галич, поскольку тюркоязычное слово «гал», по утверждению этимологов, также означало соль. — И. К.) и из «соляной столицы» Руси — Соликамска».

Вне сомнения, чумаки-солевозцы были и первопроходцами одичавших после монголо-татарского нашествия наших степей, и столь желанными всюду людьми.

И тогда, и много позже.

Покуда не построили во второй половине XIX века в Донецком крае Курско-Харьковско-Азовскую железную дорогу.

Степные шляхи на когдашнем Диком Поле, по которым чумаки развозили крымскую соль, зачастую так и прозывались — Соляными.

Правомочно предположить, что чумацкая соль вошла и в отчую топонимику: неподалеку от устья Оскола в Северский Донец впадает Солонецкий Яр, а в сам Оскол — речка Соленая, в левый же приток Донца реку Красную с обеих сторон входят в ее берега балки Солона и Соленая, на водоразделе с Казенным Торцом и Волчьей берет свое начало речка Соленая и, вобрав в себя малоприметную, часто пересыхающую речушечку Солененькую, скатывается по западному склону Донецкого кряжа, пока и сливается в Межевской стороне, близ Ивановской горы с рекой Волчьей. А в Сухие Ялы, левый приток Волчьей, втекает Солонка, которой уже и на карте-то нет... Все они так или иначе обозначают древние Соляные, то бишь Чумацкие шляхи.

Источник: Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 198-200; с. 225-227.

Фото: картина Айвазовского «Чумаки на отдыхе»
Саратов Сегодня - новости и журнал
волга
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 04/12/2022 11:01