07/05/2019 19:01 Литература Истории
Есть на площади ещё одно современное здание. В нём сейчас нахо дится школа искусств № 1. Оно было построено в 1979 году для Горкома КПСС (Городской комитет Коммунистической партии Советского Союза). Но новый виток времени изменил его статус, и теперь здание принадлежит детям.
Долгие годы это место занимал магазин, вернее, поблизости располагался целый каменный магазинный городок. А на всей территории нынешнего городского парка — частные торговые деревянные лавки, ломившиеся от всяких товаров: мануфактуры, галантереи, обуви, железоскобяных изделий... Всё это называлось базаром.
До революции один из магазинов принадлежал купцу Баландину, торговавшему мануфактурой; второй — Шнейдеру, его хозяйственный товар пользовался спросом; третий — купцу Похазникову, тоже предлагавший мануфактуру — разноцветные ткани и текстильные вещи. За ними, рядом с сегодняшним краеведческим музеем, стояли ещё два торговых корпуса, которые в 1927 году переоборудовали под центральный медицинский склад. Стоимость переоборудования составила 28000 рублей. Здание одного из прошлых магазинов дожило до наших дней, до начала 90-х годов XX века в нём работала фармацевтическая фабрика, затем — различные офисы. На углу этого городка находился Крестьянский банк.
С 1 июля 1927 года Покровским кредитно-сельскохозяйственным Кооперативным Товариществом был открыт в каменном корпусе при горбазаре магазин, торговавший крестьянскими сельскохозяйственными товарами. В нём продавали вёдра, эмалированную посуду, верёвку, гвозди, топоры, уголь, сепараторы, оконное стекло, железо и многое другое, что могло пригодиться в домашнем хозяйстве.
В 1934 году базар был перенесён на новое место, а магазины остались. В 50-60-е годы рядом со входом в парк размещался магазин с вывеской «Комиссионный», далее стоял посудохозяйственный, за ним — военторг, в угловом здании располагалась юношеская библиотека. Между этими магазинами была «керосинка» (народное название, означающее место, где торговали керосином), и по соседству с ней возвышался ещё один корпус, торгующий рыбой.
В 70-х годах последние здания, напоминающие, что здесь некогда шумел базар, снесли, и началось строительство главного идеологического дома города.
В октябре 1991 года тишину, теперь уже бывшего горкома партии, нарушил подъём наверх громоздких инструментов, а вскоре здесь зазвенели детские голоса и музыка. Ребята унаследовали только два верхних этажа, на первом же — оставались организации, поселившиеся ещё в бытность большого сокращения горкомовского штата.
Музыкальная школа, ставшая впоследствии школой искусств, образовалась в 1920 году. Она была не только первой музыкальной школой в Энгельсе, но и одной из первых в России. Вопрос об её открытии подняли музыкальные работники, а такие имелись в достаточном количестве после приезда в Покровск Петроградского драматического театра. На первом организационном собрании музыкальных педагогов города, состоявшемся 19 февраля 1920 года, присутствовал сам губернский эмиссар НКП (Народного комитета просвещения), профессор Саратовской консерватории Иван Липаев, который и предложил им открыть в Покровске I государственную музыкальную школу первой ступени.
Приёмную комиссию, созданную из членов оргкомитета, возглавил Веселовский. Она работала до 20 марта. Отбор шёл по трём направлениям. Выдержали испытание 119 человек. Из них по классу рояля и скрипки — 107, по классу сольного пения — 12. 20 марта была выбрана первая заведующая школой. Ею стала выпускница Петроградской консерватории, московская оперная певица и пианистка Лидия Дмитриевна Львова, позже утверждённая и Саратовским музыкальным округом НКП.
Первые музыкальные учителя были весьма неординарными личностями. Теорию музыки и хорового пения вёл Григорий Андреевич Грибов, скрипку преподавал Иван Михайлович Громов-Рише, фортепьяно — Мария Марковна Камшилова, Софья Иосифовна Каринская, Анжелика Фёдоровна Мейер и Анна Иосифовна Кассиль (жена знаменитого городского доктора Абрама Григорьевича и мать ещё более знаменитого на весь мир детского писателя Льва Кассиля, который вместе со своим братом Осей были одними из первых учеников школы).
Вера Алексеевна Салтыкова работала по классу фортепьяно, хорового пения и теории музыки; Елена Фёдоровна Сафрянь преподавала игру на фортепьяно и вокальное пение. Директор, кроме своих прямых обязанностей, вела класс фортепьяно и сольного пения.
Школа вставала на ноги в крайне тяжёлое время: голодное и холодное, а позднее её работа осложнилась ещё и перебоями с финансированием. За отсутствием соответствующего помещения занятия приходилось проводить на квартирах педагогов, хоровому же пению и музыкальной грамоте учились в здании Свято-Троицкой церкви, последние вскоре временно прекратились из-за нехватки дров для отопления печей и отключения электричества. Но преподаватели не спасовали и даже обещали в ближайшем будущем, если школе будет оказано должное доверие и представлена большая самостоятельность, развить её в консерваторию.
Несмотря на трудности, а к ним ещё добавился и уход некоторых учителей — музыкальных профессионалов, в числе которых из-за болезни оказалась и заведующая Л.Д. Львова, 18 октября 1921 года школа, уже под руководством Ф.П. Семёнова, дала свой первый показательный концерт. Было исполнено 46 номеров: 27 — фортепьяно, 13 — сольное пение, 3 — детского хора и 3 — хора всей школы. Следом состоялся публичный концерт. Преподавателей и учащихся заметили и стали приглашать с концертами на различные городские празднества.
Неизвестно, сколько же пришлось терпеть большие неудобства школе из-за неимения собственного помещения, но в 1930 году её занятия стали проходить в трёхэтажном кирпичном здании бывшей Лютеранской церкви, находящемся в бывшем Лютеранском переулке, д.10-а (ныне улица Ленина), которое в местных газетах тех лет значилось как Дом культуры.
В 1928 году здесь было создано Общество друзей музыки. А музыкальная школа тогда работала не только для детей, но и для взрослых. Вскоре в этом здании был открыт и музыкальный техникум. Но с началом войны оба музыкальных учреждения закрыли, а их здание занял эвакогоспиталь.
1943 год стал годом возрождения в Энгельсе музыкального образования. Решением исполкома Саратовского областного совета от 11 сентября того года была восстановлена Энгельсская законсервированная (теперь она так указывалась) семилетняя детская (видимо, она ещё до войны осталась только детской) музыкальная школа. В первый год работы в ней утвердили план приёма учащихся и поручили областному отделу по делам имущества обеспечить возврат в школу всего имущества, изъятого у неё во время консервации.
Открылась музыкальная школа в одноэтажном кирпичном доме на углу улиц Петровской и Ленина, которое до этого принадлежало общеобразовательной неполно-средней школе № 11. Он и сейчас ещё стоит на перекрёстке дорог. Основателем и её директором стал И.М. Громов-Рише, тот самый, что работал преподавателем в годы создания изначальной школы, а после играл на скрипке в оркестре Немреспублики. Учителями в возродившейся школе были: Е.А. Зайцева, Д.А. Бартель, В. Резвиков, Филипенко...
Первые её ученики, всего 25 человек, сами отапливали четыре классных комнаты, а учились играть на трофейных инструментах, купленных с поездов, следовавших из Германии. В октябре 1945 года музыкальную школу перевели во Дворец пионеров, а на следующий год она переехала на Коммунарную площадь (ныне площадь Ленина) в знакомый нам уже бывший дом Петрова.
В школе работало немало преподавателей-фронтовиков. Среди них Д.Д. Бри-урош (позже ставший директором), Ю.Ф. Шаболин, В.П. Яковлев. В 1953-1954 учебном году она имела зал на 120 мест и 7 классных комнат. В число инструментов входили: 1 рояль, 3 пианино, 1 аккордеон, 1 баян, 3 виолончели, 5 скрипок. И всё это на 135 человек.
В 1959 году во главе школы встал ставший легендой музыкальной жизни города Павел Григорьевич Похазников — заслуженный работник культуры РСФСР, участник Великой Отечественной войны, создавший в том же году уникальный коллектив — любительский хор, и поныне здравствующий под названием Энгельсская муниципальная народная академическая хоровая капелла, которой присвоили его имя. Инициатором организации хора была Надежда Борисовна Лицова, в то время заведующая Энгельсским отделом культуры (её сноха Л.А. Лицова — знаменитый главный дирижёр губернского театра хоровой музыки, профессор Саратовской консерватории, заслуженный деятель искусств).
В1972 году школу возглавил Пётр Андреевич Фролов, пришедший сюда преподавателем ещё в 1959 году, и теперь уже более сорока лет обучающий детей прекрасной музыке. Среди его воспитанников есть и заслуженные работники культуры РФ: С.Г. Шпилёва, А. А. Громов, А. В. Ахтырченкои А.В. Курыленко, награжденный знаком губернатора Саратовской области «За любовь к родному краю». Его учеником является и последующий директор школы В.И. Галушко, тоже заслуженный работник культуры РФ.
При директоре П.А. Фролове назрела необходимость объединить все виды искусств. И тогда наступила новая веха в истории музыкальной школы. По инициативе директора вскоре началась подготовительная работа по открытию в городе, первой в Саратовской области, да и одной из первых в России, школы искусств по литовскому методу школы Чюрлёниса. Москва дала добро на эксперимент. Официальное открытие школы искусств состоялось в 1976 году. Это начинание было подхвачено другими музыкальными школами сначала города Энгельса, затем Саратовского края и страны.
Учебные планы, программы разрабатывали сами преподаватели школы. И даже директор ездил делиться опытом экспериментальной работы в Министерство культуры СССР. Не единожды в город приезжал и главный методист Министерства культуры СССР по разделу хореографии В.П. Сердюков.
Преподаватели Энгельсской школы искусств № 1 были и инициаторами народной детской филармонии, которая образовалась в 1972 году. Занятия в ней проводились не только для учеников школы искусств, но и для учащихся общеобразовательных школ, ПТУ, техникумов; военнослужащих, работников предприятий города. С 1959 года до 90-х лет существовало при школе и вечернее отделение, где имели возможность приобщаться к миру музыки и взрослые, среди них был даже ученик в возрасте 60 лет.
В 1986 году школа завоевала почётное звание «Школа отличной работы» — единственная в области. В1997 году на смену своему учителю встал во главе музыкального учреждения Виктор Иванович Галушко, до этого 9 лет возглавлявший энгельсскую культуру в органах исполнительной власти.
Немало преподавателей и воспитанников являются её гордостью. Кроме упомянутых, звание «Заслуженный работник культуры РФ» носят: Н.Ф. Толкачёва, Г.К. Фролова, Ю.П. Горбачёв, Н.А. Ермакова.
В 2000 году лауреатами и дипломантами всероссийских и международных конкурсов пианистов были: А.Лядов, В.Агеев, А.Долженко, В.Егоров, Л.Жуклин; домристы: М.Дедюк, В.Кутин, О.Аликина; аккордеонистка Т.Дамзина; скрипачка Е.По-мендюкова. Лауреатом международных фестивалей в Болгарии и Чехии стал ансамбль классического танца «Фантазия», а концертмейстер С.Симонова признана лучшим концертмейстером Всероссийского и международного конкурсов.
Многие выпускники школы выбрали стезю музыкального работника и преподавателя. 75 процентов учителей музыкальных школ и школ искусств города Энгельса — бывшие её ученики: А.П. Карпов — директор школы искусств № 6, заместителем у него В.Я. Хохлачёв; Л.Ф. Горячев — директор школы искусств № 5; школа № 4 — Е.Л. Мишинев; школа № 3 — Реброва...
Некоторые воспитанники после окончания музыкального училища и консерватории возвратились в родные пенаты. Среди них С.Г. Шпилёва, Н.Ф. Толкачёва, П.А. Фролов. Много её бывших учеников стали известными людьми Саратовской области: А.А. Скрипай — ректор Саратовской консерватории, заслуженный артист РФ; В.Н. Подгайная и В.И. Каргин — заведующие отделениями Саратовского училища искусств; А.А. Громов, A.M. Несолёное ™ преподаватели этого училища; А.В. Курыленко — преподаватель Саратовской государственной консерватории и руководитель коллектива Саратовской филармонии «Балаган»; В.Баранова — народная артистка РФ, ведущая солистка Саратовского театра оперы и балета.
В школе есть и музыкальные преподавательские династии: Мартыновых — Олег Васильевич /Зыл доцентом педагогического института, его жена Лидия Александровна — «Отличник культуры СССР» и их дочь Ольга; Толкачёвых — Нина Фёдоровна, её муж, Виктор Денисович (их общий стаж составляет почти 90 лет) и их сын Олег; Фроловых — Пётр Андреевич и Галина Константиновна с общим стажем более 80 лет.
В 2003 году в школе искусств № 1 было 13 отделений: духовых и ударных инструментов, струнных и смычковых инструментов, хореографическое, фортепианное, народных инструментов, изобразительного искусства, вокальное, фольклорное, общеэстетическое, эстрадно-спортивного танца, гитары, балалайки и домры, хоровое. Количество учащихся на 1 сентября 2002 года составляло 1170 человек, ежегодный выпуск в среднем по 120 человек.
Преподаватели и ученики школы и в XXI веке держат планку высоко. Государственную награду «Знак за достижения в культуре» получили педагоги: Г.В. Крылова, В.И. Зубов, А.Т. Данченко, Н.Д. Рогулькина и М.Ю. Гагарина. Учащиеся отделения изобразительного искусства вместе со своим руководителем Н.Д. Рогуль-киной в 2002 году ездили в Москву, где им предоставили в международной картинной галерее персональную выставку рисунков Энгельсской школы искусств № 1. Работы ребят экспонировались целых семь месяцев и были оценены по достоинству. Учащиеся стали её дипломантами и лауреатами. Дипломантом II открытого Губернского фестиваля академических хоров стал и младший хор под руководством О.П. Порошковой.
Юлия Мягкова (преподаватель Г.К. Фролова) получила в 2002 году в Самаре титул победителя XIX Всероссийского конкурса молодых музыкантов имени Д.Б. Кабалевского. Татьяна Ильина (преподаватель М.Ю. Гагарина) неоднократно занимала призовые места на различных конкурсах от городского до международного уровня. Многие учащиеся принимали активное участие в концертной жизни города и области. Они ежегодно выступали с академическим симфоническим оркестром Саратовской филармонии, камерным оркестром студентов Саратовской консерватории, муниципальным оркестром «Универсал-бэнд» Энгельсского управления культуры и кино.
В планах школы 2003 года было проведение творческого фестиваля и конференции по движению школ искусств всех городов Саратовской области.
С 1987-го по 2004 год в этом же здании находился Энгельсский городской Совет ветеранов войны и труда. Его история началась в 1985 году, когда решением XXVII съезда партии образовалась Всесоюзная организация ветеранов войны и труда. Её устав составил оргкомитет во главе с секретарём ЦК КПСС г.п. Разумовским. Позже на Всесоюзной конференции в Москве был избран председатель этой организации А.П. Мазуров и утверждён устав.
В 1987-го году учредительная конференция ветеранов войны и труда состоялась уже в Саратове, где председателем областного Совета ветеранов стал секретарь Обкома КПСС В.М. Черных, а следом - и в городе Энгельсе с избранием председателя городского Совета ветеранов войны и труда Ивана Михайловича За-икина.
Для работы с ветеранами городской Совет занимается созданием первичных организаций, секций, комитетов, кружков, объединений. Здесь решаются вопросы по защите прав и свобод ветеранов, приобщению их к посильнои трудовой деятельности; принимается участие в работе по созданию музеев боевой славы и надлежащему содержанию воинских захоронений, памятников, обелисков и мемориальных досок; оказывается содействие интернатам и домам престарелых; осуществляется благотворительная и иная деятельность, в том числе и моральная поддержка ветеранам.
С октября 1993-го по ноябрь 1999 года городской ветеранской организацией руководил Михаил Иванович Мытарев. Затем Энгельсский Совет ветеранов стал возглавлять Алексей Павлович Поляков — мичман в отставке, служивший на Балтийском флоте, в Карибском море на страже острова «Свободы» Куба, преподавал в Высшем военно-морском училище, которое готовило офицеров-подводников; будучи водолазом сам провёл под водой 7,5 тысяч часов.
В 2003 году в Совете числилось 44 первичных организации, 6 секций, 2 комитета и 1 кружок. Председателем секции защитников Ленинграда являлся С.А. Горский, блокадников Ленинграда — A.M. Клеймёнова, Сталинградской битвы — З.П. Шаргина, Курско-Орловской битвы — В.А. Коршунов, малолетних узников — А.Н. Куценко, за победу над Японией — В.И. Веклич.
Из книги С. Хоружая "Уголки родного города".
Долгие годы это место занимал магазин, вернее, поблизости располагался целый каменный магазинный городок. А на всей территории нынешнего городского парка — частные торговые деревянные лавки, ломившиеся от всяких товаров: мануфактуры, галантереи, обуви, железоскобяных изделий... Всё это называлось базаром.
До революции один из магазинов принадлежал купцу Баландину, торговавшему мануфактурой; второй — Шнейдеру, его хозяйственный товар пользовался спросом; третий — купцу Похазникову, тоже предлагавший мануфактуру — разноцветные ткани и текстильные вещи. За ними, рядом с сегодняшним краеведческим музеем, стояли ещё два торговых корпуса, которые в 1927 году переоборудовали под центральный медицинский склад. Стоимость переоборудования составила 28000 рублей. Здание одного из прошлых магазинов дожило до наших дней, до начала 90-х годов XX века в нём работала фармацевтическая фабрика, затем — различные офисы. На углу этого городка находился Крестьянский банк.
С 1 июля 1927 года Покровским кредитно-сельскохозяйственным Кооперативным Товариществом был открыт в каменном корпусе при горбазаре магазин, торговавший крестьянскими сельскохозяйственными товарами. В нём продавали вёдра, эмалированную посуду, верёвку, гвозди, топоры, уголь, сепараторы, оконное стекло, железо и многое другое, что могло пригодиться в домашнем хозяйстве.
В 1934 году базар был перенесён на новое место, а магазины остались. В 50-60-е годы рядом со входом в парк размещался магазин с вывеской «Комиссионный», далее стоял посудохозяйственный, за ним — военторг, в угловом здании располагалась юношеская библиотека. Между этими магазинами была «керосинка» (народное название, означающее место, где торговали керосином), и по соседству с ней возвышался ещё один корпус, торгующий рыбой.
В 70-х годах последние здания, напоминающие, что здесь некогда шумел базар, снесли, и началось строительство главного идеологического дома города.
В октябре 1991 года тишину, теперь уже бывшего горкома партии, нарушил подъём наверх громоздких инструментов, а вскоре здесь зазвенели детские голоса и музыка. Ребята унаследовали только два верхних этажа, на первом же — оставались организации, поселившиеся ещё в бытность большого сокращения горкомовского штата.
Музыкальная школа, ставшая впоследствии школой искусств, образовалась в 1920 году. Она была не только первой музыкальной школой в Энгельсе, но и одной из первых в России. Вопрос об её открытии подняли музыкальные работники, а такие имелись в достаточном количестве после приезда в Покровск Петроградского драматического театра. На первом организационном собрании музыкальных педагогов города, состоявшемся 19 февраля 1920 года, присутствовал сам губернский эмиссар НКП (Народного комитета просвещения), профессор Саратовской консерватории Иван Липаев, который и предложил им открыть в Покровске I государственную музыкальную школу первой ступени.
Приёмную комиссию, созданную из членов оргкомитета, возглавил Веселовский. Она работала до 20 марта. Отбор шёл по трём направлениям. Выдержали испытание 119 человек. Из них по классу рояля и скрипки — 107, по классу сольного пения — 12. 20 марта была выбрана первая заведующая школой. Ею стала выпускница Петроградской консерватории, московская оперная певица и пианистка Лидия Дмитриевна Львова, позже утверждённая и Саратовским музыкальным округом НКП.
Первые музыкальные учителя были весьма неординарными личностями. Теорию музыки и хорового пения вёл Григорий Андреевич Грибов, скрипку преподавал Иван Михайлович Громов-Рише, фортепьяно — Мария Марковна Камшилова, Софья Иосифовна Каринская, Анжелика Фёдоровна Мейер и Анна Иосифовна Кассиль (жена знаменитого городского доктора Абрама Григорьевича и мать ещё более знаменитого на весь мир детского писателя Льва Кассиля, который вместе со своим братом Осей были одними из первых учеников школы).
Вера Алексеевна Салтыкова работала по классу фортепьяно, хорового пения и теории музыки; Елена Фёдоровна Сафрянь преподавала игру на фортепьяно и вокальное пение. Директор, кроме своих прямых обязанностей, вела класс фортепьяно и сольного пения.
Школа вставала на ноги в крайне тяжёлое время: голодное и холодное, а позднее её работа осложнилась ещё и перебоями с финансированием. За отсутствием соответствующего помещения занятия приходилось проводить на квартирах педагогов, хоровому же пению и музыкальной грамоте учились в здании Свято-Троицкой церкви, последние вскоре временно прекратились из-за нехватки дров для отопления печей и отключения электричества. Но преподаватели не спасовали и даже обещали в ближайшем будущем, если школе будет оказано должное доверие и представлена большая самостоятельность, развить её в консерваторию.
Несмотря на трудности, а к ним ещё добавился и уход некоторых учителей — музыкальных профессионалов, в числе которых из-за болезни оказалась и заведующая Л.Д. Львова, 18 октября 1921 года школа, уже под руководством Ф.П. Семёнова, дала свой первый показательный концерт. Было исполнено 46 номеров: 27 — фортепьяно, 13 — сольное пение, 3 — детского хора и 3 — хора всей школы. Следом состоялся публичный концерт. Преподавателей и учащихся заметили и стали приглашать с концертами на различные городские празднества.
Неизвестно, сколько же пришлось терпеть большие неудобства школе из-за неимения собственного помещения, но в 1930 году её занятия стали проходить в трёхэтажном кирпичном здании бывшей Лютеранской церкви, находящемся в бывшем Лютеранском переулке, д.10-а (ныне улица Ленина), которое в местных газетах тех лет значилось как Дом культуры.
В 1928 году здесь было создано Общество друзей музыки. А музыкальная школа тогда работала не только для детей, но и для взрослых. Вскоре в этом здании был открыт и музыкальный техникум. Но с началом войны оба музыкальных учреждения закрыли, а их здание занял эвакогоспиталь.
1943 год стал годом возрождения в Энгельсе музыкального образования. Решением исполкома Саратовского областного совета от 11 сентября того года была восстановлена Энгельсская законсервированная (теперь она так указывалась) семилетняя детская (видимо, она ещё до войны осталась только детской) музыкальная школа. В первый год работы в ней утвердили план приёма учащихся и поручили областному отделу по делам имущества обеспечить возврат в школу всего имущества, изъятого у неё во время консервации.
Открылась музыкальная школа в одноэтажном кирпичном доме на углу улиц Петровской и Ленина, которое до этого принадлежало общеобразовательной неполно-средней школе № 11. Он и сейчас ещё стоит на перекрёстке дорог. Основателем и её директором стал И.М. Громов-Рише, тот самый, что работал преподавателем в годы создания изначальной школы, а после играл на скрипке в оркестре Немреспублики. Учителями в возродившейся школе были: Е.А. Зайцева, Д.А. Бартель, В. Резвиков, Филипенко...
Первые её ученики, всего 25 человек, сами отапливали четыре классных комнаты, а учились играть на трофейных инструментах, купленных с поездов, следовавших из Германии. В октябре 1945 года музыкальную школу перевели во Дворец пионеров, а на следующий год она переехала на Коммунарную площадь (ныне площадь Ленина) в знакомый нам уже бывший дом Петрова.
В школе работало немало преподавателей-фронтовиков. Среди них Д.Д. Бри-урош (позже ставший директором), Ю.Ф. Шаболин, В.П. Яковлев. В 1953-1954 учебном году она имела зал на 120 мест и 7 классных комнат. В число инструментов входили: 1 рояль, 3 пианино, 1 аккордеон, 1 баян, 3 виолончели, 5 скрипок. И всё это на 135 человек.
В 1959 году во главе школы встал ставший легендой музыкальной жизни города Павел Григорьевич Похазников — заслуженный работник культуры РСФСР, участник Великой Отечественной войны, создавший в том же году уникальный коллектив — любительский хор, и поныне здравствующий под названием Энгельсская муниципальная народная академическая хоровая капелла, которой присвоили его имя. Инициатором организации хора была Надежда Борисовна Лицова, в то время заведующая Энгельсским отделом культуры (её сноха Л.А. Лицова — знаменитый главный дирижёр губернского театра хоровой музыки, профессор Саратовской консерватории, заслуженный деятель искусств).
В1972 году школу возглавил Пётр Андреевич Фролов, пришедший сюда преподавателем ещё в 1959 году, и теперь уже более сорока лет обучающий детей прекрасной музыке. Среди его воспитанников есть и заслуженные работники культуры РФ: С.Г. Шпилёва, А. А. Громов, А. В. Ахтырченкои А.В. Курыленко, награжденный знаком губернатора Саратовской области «За любовь к родному краю». Его учеником является и последующий директор школы В.И. Галушко, тоже заслуженный работник культуры РФ.
При директоре П.А. Фролове назрела необходимость объединить все виды искусств. И тогда наступила новая веха в истории музыкальной школы. По инициативе директора вскоре началась подготовительная работа по открытию в городе, первой в Саратовской области, да и одной из первых в России, школы искусств по литовскому методу школы Чюрлёниса. Москва дала добро на эксперимент. Официальное открытие школы искусств состоялось в 1976 году. Это начинание было подхвачено другими музыкальными школами сначала города Энгельса, затем Саратовского края и страны.
Учебные планы, программы разрабатывали сами преподаватели школы. И даже директор ездил делиться опытом экспериментальной работы в Министерство культуры СССР. Не единожды в город приезжал и главный методист Министерства культуры СССР по разделу хореографии В.П. Сердюков.
Преподаватели Энгельсской школы искусств № 1 были и инициаторами народной детской филармонии, которая образовалась в 1972 году. Занятия в ней проводились не только для учеников школы искусств, но и для учащихся общеобразовательных школ, ПТУ, техникумов; военнослужащих, работников предприятий города. С 1959 года до 90-х лет существовало при школе и вечернее отделение, где имели возможность приобщаться к миру музыки и взрослые, среди них был даже ученик в возрасте 60 лет.
В 1986 году школа завоевала почётное звание «Школа отличной работы» — единственная в области. В1997 году на смену своему учителю встал во главе музыкального учреждения Виктор Иванович Галушко, до этого 9 лет возглавлявший энгельсскую культуру в органах исполнительной власти.
Немало преподавателей и воспитанников являются её гордостью. Кроме упомянутых, звание «Заслуженный работник культуры РФ» носят: Н.Ф. Толкачёва, Г.К. Фролова, Ю.П. Горбачёв, Н.А. Ермакова.
В 2000 году лауреатами и дипломантами всероссийских и международных конкурсов пианистов были: А.Лядов, В.Агеев, А.Долженко, В.Егоров, Л.Жуклин; домристы: М.Дедюк, В.Кутин, О.Аликина; аккордеонистка Т.Дамзина; скрипачка Е.По-мендюкова. Лауреатом международных фестивалей в Болгарии и Чехии стал ансамбль классического танца «Фантазия», а концертмейстер С.Симонова признана лучшим концертмейстером Всероссийского и международного конкурсов.
Многие выпускники школы выбрали стезю музыкального работника и преподавателя. 75 процентов учителей музыкальных школ и школ искусств города Энгельса — бывшие её ученики: А.П. Карпов — директор школы искусств № 6, заместителем у него В.Я. Хохлачёв; Л.Ф. Горячев — директор школы искусств № 5; школа № 4 — Е.Л. Мишинев; школа № 3 — Реброва...
Некоторые воспитанники после окончания музыкального училища и консерватории возвратились в родные пенаты. Среди них С.Г. Шпилёва, Н.Ф. Толкачёва, П.А. Фролов. Много её бывших учеников стали известными людьми Саратовской области: А.А. Скрипай — ректор Саратовской консерватории, заслуженный артист РФ; В.Н. Подгайная и В.И. Каргин — заведующие отделениями Саратовского училища искусств; А.А. Громов, A.M. Несолёное ™ преподаватели этого училища; А.В. Курыленко — преподаватель Саратовской государственной консерватории и руководитель коллектива Саратовской филармонии «Балаган»; В.Баранова — народная артистка РФ, ведущая солистка Саратовского театра оперы и балета.
В школе есть и музыкальные преподавательские династии: Мартыновых — Олег Васильевич /Зыл доцентом педагогического института, его жена Лидия Александровна — «Отличник культуры СССР» и их дочь Ольга; Толкачёвых — Нина Фёдоровна, её муж, Виктор Денисович (их общий стаж составляет почти 90 лет) и их сын Олег; Фроловых — Пётр Андреевич и Галина Константиновна с общим стажем более 80 лет.
В 2003 году в школе искусств № 1 было 13 отделений: духовых и ударных инструментов, струнных и смычковых инструментов, хореографическое, фортепианное, народных инструментов, изобразительного искусства, вокальное, фольклорное, общеэстетическое, эстрадно-спортивного танца, гитары, балалайки и домры, хоровое. Количество учащихся на 1 сентября 2002 года составляло 1170 человек, ежегодный выпуск в среднем по 120 человек.
Преподаватели и ученики школы и в XXI веке держат планку высоко. Государственную награду «Знак за достижения в культуре» получили педагоги: Г.В. Крылова, В.И. Зубов, А.Т. Данченко, Н.Д. Рогулькина и М.Ю. Гагарина. Учащиеся отделения изобразительного искусства вместе со своим руководителем Н.Д. Рогуль-киной в 2002 году ездили в Москву, где им предоставили в международной картинной галерее персональную выставку рисунков Энгельсской школы искусств № 1. Работы ребят экспонировались целых семь месяцев и были оценены по достоинству. Учащиеся стали её дипломантами и лауреатами. Дипломантом II открытого Губернского фестиваля академических хоров стал и младший хор под руководством О.П. Порошковой.
Юлия Мягкова (преподаватель Г.К. Фролова) получила в 2002 году в Самаре титул победителя XIX Всероссийского конкурса молодых музыкантов имени Д.Б. Кабалевского. Татьяна Ильина (преподаватель М.Ю. Гагарина) неоднократно занимала призовые места на различных конкурсах от городского до международного уровня. Многие учащиеся принимали активное участие в концертной жизни города и области. Они ежегодно выступали с академическим симфоническим оркестром Саратовской филармонии, камерным оркестром студентов Саратовской консерватории, муниципальным оркестром «Универсал-бэнд» Энгельсского управления культуры и кино.
В планах школы 2003 года было проведение творческого фестиваля и конференции по движению школ искусств всех городов Саратовской области.
С 1987-го по 2004 год в этом же здании находился Энгельсский городской Совет ветеранов войны и труда. Его история началась в 1985 году, когда решением XXVII съезда партии образовалась Всесоюзная организация ветеранов войны и труда. Её устав составил оргкомитет во главе с секретарём ЦК КПСС г.п. Разумовским. Позже на Всесоюзной конференции в Москве был избран председатель этой организации А.П. Мазуров и утверждён устав.
В 1987-го году учредительная конференция ветеранов войны и труда состоялась уже в Саратове, где председателем областного Совета ветеранов стал секретарь Обкома КПСС В.М. Черных, а следом - и в городе Энгельсе с избранием председателя городского Совета ветеранов войны и труда Ивана Михайловича За-икина.
Для работы с ветеранами городской Совет занимается созданием первичных организаций, секций, комитетов, кружков, объединений. Здесь решаются вопросы по защите прав и свобод ветеранов, приобщению их к посильнои трудовой деятельности; принимается участие в работе по созданию музеев боевой славы и надлежащему содержанию воинских захоронений, памятников, обелисков и мемориальных досок; оказывается содействие интернатам и домам престарелых; осуществляется благотворительная и иная деятельность, в том числе и моральная поддержка ветеранам.
С октября 1993-го по ноябрь 1999 года городской ветеранской организацией руководил Михаил Иванович Мытарев. Затем Энгельсский Совет ветеранов стал возглавлять Алексей Павлович Поляков — мичман в отставке, служивший на Балтийском флоте, в Карибском море на страже острова «Свободы» Куба, преподавал в Высшем военно-морском училище, которое готовило офицеров-подводников; будучи водолазом сам провёл под водой 7,5 тысяч часов.
В 2003 году в Совете числилось 44 первичных организации, 6 секций, 2 комитета и 1 кружок. Председателем секции защитников Ленинграда являлся С.А. Горский, блокадников Ленинграда — A.M. Клеймёнова, Сталинградской битвы — З.П. Шаргина, Курско-Орловской битвы — В.А. Коршунов, малолетних узников — А.Н. Куценко, за победу над Японией — В.И. Веклич.
Из книги С. Хоружая "Уголки родного города".
Рубрики: Литература Истории
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Всё лучшее детям (пл. Ленина, 5)