Авиационные Страницы истории Покровские-Энгельса II - Волга Фото

Волга Фото

Авиационные Страницы истории Покровские-Энгельса II

 Авиационные Страницы истории Покровские-Энгельса II - Волга Фото
В 1933 году в Энгельсе начал действовать аэроклуб, при котором были созданы курсы, а затем общественная школа, готовившая лётчиков и других авиационных специалистов без отрыва от производства.

Курсант первого набора курсов пилотов Николай Косиванов вспоминал: «Наши лагеря были там же, где и осоавиахимовские. возле Шумейковки! «Аэродром» там был плохой. Мы сами, курсанты, срыли бугры, засыпали ямы. Летать нам приходилось не каждый день - курсантов много, а самолётов - один. Вот так мы и учились!» В 1935 году в аэроклубе было уже 5 самолётов и 10 планеров, работали планерная секция, выпустившая за два года 220 планеристов, и кружок парашютистов. С 1933 года действовала детская техническая станция. Кружок авиамоделистов привлекал большое количество желающих стать создателями моделей планеров.

В 1935 году 400 девчонок и мальчишек занимались авиамодельным творчеством. Руководителей кружков не хватало, поэтому аэроклуб организовал курсы инструкторов по авиамоделизму. В соревновании с саратовскими кружковцами ребята из Немреспублики заняли первое место!
В 1934 году завершила обучение первая группа пилотов аэроклуба....
В 1934 году завершила обучение первая группа пилотов аэроклуба. В этом же году в школу аэроклуба поступила первая девушка - Анна Соколинская. учительница городской школы № 12 на ул. Железнодорожной. Немало усилий ей пришлось приложить, чтобы изучить материальную часть самолёта и овладеть техникой пилотирования. 15 августа 1935 года она совершила свой первый самостоятельный полёт на самолёте, а 22 августа - впервые прыгнула с парашютом.

Анна признавалась, как непросто давались ей первые шаги в освоении авиационной техники: "Когда я поднималась на самолёте первый раз. я смутилась... Ревёт мотор, на крутых виражах замирает сердце... Я даже подумала, что никогда не смогу самостоятельно управлять машиной. Признаюсь, долго не могла убедиться до конца, что машину веду я, а не инструктор, который сидит впереди. Мне всё казалось, что он. а не я. управляет машиной. А теперь я уже летаю самостоятельно-.

По окончании лётного курса курсанты могли выполнять фигуры высшего пилотажа. слепые и ночные полёты, им разрешалось участвовать в воздушных гонках и индивидуально тренироваться на различных типах воздушных судов. Многие выпускники продолжали обучение в многочисленных военных училищах. Так. сначала школу при аэроклубе, а затем Энгельсское военное авиационное училище летчиков закончил наш земляк Герой Советского Союза Виктор Александрович Кондаков. Одна из улиц нашего города носит его имя.

В 1930-е годы в Немреспублике. как и по всей стране, установилась традиция празднования в августе Дня Воздушного Флота Союза ССР. Вскоре этот праздник стал одним из самых зрелищных и желанных для жителей АССР НП. Накануне праздника в Энгельсе и в кантонах (районах) проводились торжественные собрания, беседы о значении развития авиастроения, заслушивались доклады, посвящён-ные авиации. В течение нескольких дней совершался «агитоблёт» населённых пунктов республики, над которыми сбрасывались листовки, рассказывающие о празднике. В местах посадки самолётов организовывались митинги. Непосредственно в праздничный день на аэродроме аэроклуба проходили показательные полёты самолётов с выполнением фигур высшего пилотажа, полёты планеров, совершались прыжки с парашютами, устраивались «катания» ударников труда на самолётах. Тысячи горожан с волнением ожидали этого события. В садах имени Персидского и кинотеатра «Ударник»» проводились торжественные вечера с выступлениями пилотов.
В эти годы центральная и местная периодическая печать пестрела...
В эти годы центральная и местная периодическая печать пестрела заголовками о выдающихся авиаперелётах, об успехах авиационной промышленности. о значении работы ОСОАВИАХИМа. Прилёт в СССР в 1930 году германского дирижабля «Граф Цеппелин», а затем его полёт с научными целями над значительной частью советской Арктики в 1931 году вызвал гигантскую волну советского патриотизма, нашедшего своё выражение в лозунге: «Советский Союз должен иметь свои собственные дирижабли!-. Для организации наблюдений и других работ в воздушных слоях атмосферы учёные нуждались в специальных летательных аппаратах. Такими аппаратами могли стать дирижабли и аэростаты.

Советской общественностью была проведена и материально поддержана широкая кампания по развитию дирижаблестроения. На строительство дирижаблей было собрано десятки миллионов рублей. Но для промышленного выпуска нужно было создать предприятие по их проектированию и производству. И наш город мог бы в этом сыграть не последнюю роль. Его удобное расположение привлекало внимание комиссий разного уровня, различных ведомств, поскольку хорошие транспортные связи, обилие и разнообразие местного сырья, достаточное энергетическое обеспечение (наличие месторождений горючих сланцев) создавали благоприятные предпосылки для строительства крупных промышленных объектов.

17 января 1931 года в протоколе совещания при Совете Народных Комиссаров АССР НП было записано, что комиссия от БОСЭДа (База опытного строительства и эксплуатации дирижаблей) осмотрела площадку около станции Анисовка, расположенную вдоль железнодорожной магистрали Покровск - Астрахань на юго-восток на протяжении 6 километров и на север в сторону Покровска вглубь 3 километра, всего на территории 18 квадратных километров. Площадка была признана удобной во всех отношениях для размещения проектируемой дирежаблестроительной верфи с учебным и рабочим городком. Близость городов Покровска и Саратова для привлечения учащихся способствовала бы открытию вуза и техникума для служащих верфи.

Основными задачами предприятия были не только вопросы, связанные с проектированием, постройкой и опытной эксплуатацией дирижаблей и аэростатов, но и подготовка кадров по их строительству и эксплуатации, а также организация портов и воздушных линий для дирижабельных сообщений, научные исследования. К сожалению, дальнейшая судьба изыскательских работ в районе Покровска по документам не прослеживается. Но, очевидно, что такой заманчивый и выгодный для АССР НП проект не был реализован, в отличие от проекта создания школы летчиков.
Развитие авиационной промышленности, количественный и...
Развитие авиационной промышленности, количественный и качественный рост самолётов требовали серьёзной работы по подготовке квалифицированных кадров для авиации страны, увеличения числа учебных заведений.

В 1930 году Революционный Военный Совет СССР предложил разместить авиационную школу на территории АССР НП в г. Покровске. Выбор места для создания школы не был случайным. В первую очередь учитывалось удобное расположение города в глубине страны. на берегу крупнейшей водной артерии - реке Волге, наличие железной дороги, связывающей Европу с Азией, ряд других требований, необходимых для строительства учебных и жилых корпусов и аэродромов.

28 сентября 1930 года Бюро областного комитета ВКП(б) АССР НП высказалось «за целесообразность организации авиационной школы летчиков в Немреспублике, в г. Покровске- обратилось к Нижневолжскому краевому комитету партии с просьбой о поддержке этого решения в центральных органах. Бюро обкома практически сразу приняло специальное постановление, в котором были определены основные мероприятия по развёртыванию строительства.

В результате многочисленных согласований строительство школы было поручено Управлению начальника военно-строительных работ № 46 (УНР-46), находящегося в подчинении Управления военного строительства АССР НП.

3 ноября 1930 года начальник строительства Золотарев получил сообщение Совнаркома Немреспублики об отведении участков для стройки. Территория авиашколы с севера ограничивалась берегом реки Саратовки, от беконной фабрики (район улицы Маршала Василевского у берега Волги) до моста; с востока - Трумбицким оврагом; с юга - территорией 2-й горбольницы; с запада - концами улиц Пристанской, Стрелюхина. Приютской (ныне - улица Полиграфическая) по границе Дубовской.

Возникла масса вопросов по обеспечению авиашколы необходимыми помещениями, земельными участками, рабочей силой, местными строительными материалами, транспортом и товарами потребления для снабжения рабочих. Для их решения Реввоенсовет Приволжского военного округа командировал в Покровск начальника военно-строительного отдела, военного инженера Н. А. Максимова. В письме командующего войсками Приволжского военного округа руководству Немреспублики подчёркивалось, что, поскольку строительство имеет большое оборонное значение и «обусловлено чрезвычайно жёсткими сроками, то выполнение последних невозможно без оказания всемерного содействия со стороны местных властей.

Областным комитетом ВКП(б) и Советом Народных Комисаров (СНК) Немреспублики был разработан план мероприятий, а всем наркоматам и республиканским учреждениям было предложено оказывать всяческую помощь военстрою по развёртыванию строительства. 13 января 1931 года при СНК АССР НП была создана комиссия для содействия строительству авиашколы и аэродромов.

Но тем не менее, с самого начала стройку лихорадило: не хватало то одних, то других материалов, поскольку краевые организации многократно меняли свои установки, не уведомляя об этих изменениях руководство. Они не выполняли наряды на бутовый камень, на известь и другие материалы. Имелись проблемы и с погрузкой этих строительных материалов, так как колхозы не выделяли подводы, и, даже при условии обеспечения их фуражом. упорно отказывались от перевозки камня к местам погрузки. Кроме того, кирпич, поставляемый с Бейдекского (ныне - село Таловка Красноармейского района Саратовской области) завода, был такого низкого качества, что дело о его производстве пришлось передать для расследования в прокуратуру АССР НП.

Для того чтобы ситуация изменилась, потребовалось вмешательство Москвы. 27 мая Совнарком РСФСР принял постановление, в котором обязал краевые и областные исполкомы, а также совнаркомы автономных республик в срочном порядке полностью обеспечить местными материалами (бутом, гравием, кирпичом) строительство оборонного значения, «не останавливаясь в случае необходимости перед снятием со снабжения других строительств».

Кирпич с Бейдекского завода был заменен кирпичом с заводов села Шиллинг (ныне - село Сосновка Красноармейского района Саратовской области) и посёлка Бальцер (ныне - город Красноармейск). Кроме того, был увеличен выпуск кирпича Покровскими заводами и заводами треста «Немкустпромсоюз», а также на строительстве авиашколы использовался кирпич от разбираемой Соборной церкви Покрова Божьей Матери.

Связь с городом осуществлялась по двум трактам: Новоузеискому и Эльтонскому, которые представляли собой неблагоустроенные, накатанные транспортом дороги. В период таяния снега и после дождей они становились совершенно непроезжими и непроходимыми, что также осложняло ситуацию на стройке.

В центральной газете АССР НП «Трудовая правда» неоднократно подчеркивались «безалаберность. бестолковщина, неправильная расстановка технического персонала, царящие на строительстве». В конце августа корреспондент этой газеты так описывал стройку: «В степи разбросаны груды кирпича, леса, из-под земли сереют ещё незаконченные фундаменты». Чтобы активизировать работы на строительстве, выездная редакция газеты начала выпускать агитационные листки «Трудовая правда на покровских новостройках».
Такое положение дел не могло не тревожить высшее военное...
Такое положение дел не могло не тревожить высшее военное руководство. Дважды, в августе и в сентябре 1931 года, на строительство приезжал заместитель председателя Реввоенсовета С. С. Каменев. На слете ударников в присутствии представителя центра строители дали обещание к 15 сентября выложить 5 миллионов кирпичей и возвести основные объекты. К следующему приезду С. С. Каменева к 17 сентября было выложено 6 миллионов кирпичей.

Но. несмотря на целый ряд мер. предпринятых руководителями строительства, правительством Немреспублики. руководством краевых органов, и в ноябре месяце сохранялись все те же проблемы, что и в начале года.

Уже в ноябре 1931 года стало ясно, что план строительства сорван и основная часть работ придётся на следующий год.

Но несмотря на то, что строительство затянулось, Наркомат обороны СССР принял решение о формировании в г. Энгельсе авиашколы. Школа получила наименование «14-я военная авиационная школа лётчиков ВВС РККА» и территориально вошла в Приволжский военный округ.

В декабре прошлого года исполнилось 90 лет с момента создания в городе Энгельсе, столице Республики немцев Поволжья, военной авиационной школы пилотов. В соответствии с приказом Народного Комиссариата Обороны от 27 мая 1937 года № 0022 установлен ежегодный праздник школы - 31 декабря, в память о дате формирования в 1931 году. Её выпускники вписали немало ярких страниц не только в историю края, но и в летопись всей страны.

Статья из "Новой газеты" 1 марта 2022 год. Автор текста Ольга СКУЧАЕВА.
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Авиационные Страницы истории Покровские-Энгельса II
волга
Саратов Сегодня - новости и журнал
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 19/04/2024 15:26