07/04/2018 05:46 Литература Истории
В 2001 году энгельсский краевед Геннадий Мишин (1943-2011) опубликовал «Записки обывателя».
О появлении этого текста автор говорил так: «Несколько лет тому назад вдова саратовского библиофила передала мне архив известных краеведов- братьев Соколовых.
Часть архива составляли дневники Михаила Соколова, охватывавшие период с 1909 по 1936 годы, имелись в нём отрывочные воспоминания его брата - известного саратовского библиографа Семёна Соколова, письма, документы из Саратовской учёной архивной комиссии. Используя материалы соколовского архива, я написал «Записки обывателя», которые определил бы как краеведческая повесть-хроника».
Предлагаем вашему вниманию отрывок из этой повести-хроники, в котором речь идёт о кулачных боях в Покровске на Базарной площади (ныне пл. Ленина).
Прочитав слова «кулачные бои», вы наверняка сразу вспомнили Михаила Лермонтова и его «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
Ещё очень ярко сцена кулачного боя показана в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник».
А как же проходили такие бои в Покровске?
РОКОВОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
(из дневника Михаила Соколова)
21 февраля сего двадцать восьмого года я возил на санях через Волгу бочку масла для продажи на Покровском базаре. Привоз был хороший, съехалось много крестьян из окрестных сёл и деревень. И там я стал
свидетелем кулачного боя.
Оказывается, что в прошлый базарный день мужики разных деревень уговорились меж собой встретиться через неделю на покровской Базарной площади и помериться силами.
Всё шло честью, по-хорошему, бились по всем правилам, и никому вреда от этого не было. Ну, помяли кое-кому маленько бока, ну, набили скулы и только одному салазки (челюсть) сшибли - эка важность, без этого на
кулачках нельзя.
Старший милиционер вздумал прекратить бой и вместе с двумя другими милиционерами стал разгонять мужиков, усердно лупивших друг друга. Мужики не обращали внимания на начальство, тогда милиционеры начали палить из винтовок и наганов сперва поверх толпы, а потом и по толпе.
Мужики, опьяневшие от вина и драки, сообща двинулись на милиционеров, которые не выдержали натиска и побежали прятаться по дворам. Остервенелые мужики скоро нашли спрятавшегося было старшего милиционера, притащили на площадь и жестоко избили. Теперь, говорят, ведётся следствие.
Местные хохлы плотной толпой и с открытыми ртами стояли вокруг бьющихся мужиков, иногда криками подбадривая то одну, то другую сторону. У русских-то «кулачки» дело привычное, а для хохлов и тем более для
немцев наши честные бои кажутся зверским жестоким самодурством.
Живя в Хвалыни, я часто наблюдал "кулачки", а в окрестной Окатной Мазе на Масленицу сходятся на бои женщины и дерутся по-мужичьи стена на стену.
Сохранилась ли традиция кулачных боёв в Покровске-Энгельсе в последующие годы?
Материал "Из Новой газеты" подготовил А. Бурмистоа.
О появлении этого текста автор говорил так: «Несколько лет тому назад вдова саратовского библиофила передала мне архив известных краеведов- братьев Соколовых.
Часть архива составляли дневники Михаила Соколова, охватывавшие период с 1909 по 1936 годы, имелись в нём отрывочные воспоминания его брата - известного саратовского библиографа Семёна Соколова, письма, документы из Саратовской учёной архивной комиссии. Используя материалы соколовского архива, я написал «Записки обывателя», которые определил бы как краеведческая повесть-хроника».
Предлагаем вашему вниманию отрывок из этой повести-хроники, в котором речь идёт о кулачных боях в Покровске на Базарной площади (ныне пл. Ленина).
Прочитав слова «кулачные бои», вы наверняка сразу вспомнили Михаила Лермонтова и его «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
Ещё очень ярко сцена кулачного боя показана в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник».
А как же проходили такие бои в Покровске?
РОКОВОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
(из дневника Михаила Соколова)
21 февраля сего двадцать восьмого года я возил на санях через Волгу бочку масла для продажи на Покровском базаре. Привоз был хороший, съехалось много крестьян из окрестных сёл и деревень. И там я стал
свидетелем кулачного боя.
Оказывается, что в прошлый базарный день мужики разных деревень уговорились меж собой встретиться через неделю на покровской Базарной площади и помериться силами.
Всё шло честью, по-хорошему, бились по всем правилам, и никому вреда от этого не было. Ну, помяли кое-кому маленько бока, ну, набили скулы и только одному салазки (челюсть) сшибли - эка важность, без этого на
кулачках нельзя.
Старший милиционер вздумал прекратить бой и вместе с двумя другими милиционерами стал разгонять мужиков, усердно лупивших друг друга. Мужики не обращали внимания на начальство, тогда милиционеры начали палить из винтовок и наганов сперва поверх толпы, а потом и по толпе.
Мужики, опьяневшие от вина и драки, сообща двинулись на милиционеров, которые не выдержали натиска и побежали прятаться по дворам. Остервенелые мужики скоро нашли спрятавшегося было старшего милиционера, притащили на площадь и жестоко избили. Теперь, говорят, ведётся следствие.
Местные хохлы плотной толпой и с открытыми ртами стояли вокруг бьющихся мужиков, иногда криками подбадривая то одну, то другую сторону. У русских-то «кулачки» дело привычное, а для хохлов и тем более для
немцев наши честные бои кажутся зверским жестоким самодурством.
Живя в Хвалыни, я часто наблюдал "кулачки", а в окрестной Окатной Мазе на Масленицу сходятся на бои женщины и дерутся по-мужичьи стена на стену.
Сохранилась ли традиция кулачных боёв в Покровске-Энгельсе в последующие годы?
Материал "Из Новой газеты" подготовил А. Бурмистоа.
Рубрики: Литература Истории
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Кулачные бои