Авиационные Страницы истории Покровские-Энгельса - Волга Фото

Волга Фото

Авиационные Страницы истории Покровские-Энгельса

Авиационные Страницы истории Покровские-Энгельса - Волга Фото
В декабре прошлого года исполнилось 90 лет с момента создания в городе Энгельсе, столице Республики немцев Поволжья, военной авиационной школы пилотов. В соответствии с приказом Народного Комиссариата Обороны от 27 мая 1937 года № 0022 установлен ежегодный праздник школы - 31 декабря, в память о дате формирования в 1931 году. Её выпускники вписали немало ярких страниц не только в историю края, но и в летопись всей страны.

История нашего города неразрывно связана с историей становления и развития российской авиации. Люди в летной военной форме с начала 1930-х годов стали неотъемлемой частью его населения, вид пролетающих над городом и ближайшими селами самолётов - самым привычным для горожан.

- учеником знаменитого французского авиаконструктора Луи Блерио. Тогда он произвёл неизгладимое впечатление на свидетелей этого события. Сделав круг и облетев собор Покрова Божьей Матери, аэроплан вернулся в Саратов. Толпы любопытных останавливались на пристанях, улицах, на базаре, наблюдая за полётом «гигантской бабочки». «Прогулка- в слободу и обратно заняла всего 13 минут!

«Сегодняшняя прогулка в Покровскую [слободу] доставила мне истинное наслаждение,
- говорил Васильев, - погода благоприятствовала этой прогулке. С каким-то особенным удовольствием пролетел я над городом [Саратовом], опускаясь, то ниже, то выше... Большой хороший город, вплотную прилегающий к берегу Волги. Особенное удовольствие испытал, пронесясь над Волгой. Такая широкая, красивая, чистая она... Вижу - снуют пароходы. У берега Покровской - лес матч баржей. А на берегу - большая слобода, оживлённый базар. Масса народу».
До этого времени большинство жителей слободы не только...
До этого времени большинство жителей слободы не только не видели, но и ничего не слышали о воздушных чудо-машинах». Корреспондент газеты «Саратовский вестник» описал переполох, который вызвал прилёт аэроплана: -...Над слободой мчалась «чудо-птица» - моноплан, искусно управляемый Васильевым. Следом летели встревоженные птицы: голуби, галки, воробьи. Слобожане слегка переполошились (уж не ведьма ли), - но потом пришли в неописуемый восторг.

- Летит!
- Батюшки, планида летит!..
Люди поспешно выбегали из домов. - иные в «безбелье», иные без свиток и без шапок.
- Боже ты наш... Конец света!
- Царица небесная!..
- Змей двуглавый! Нечистая сила! - слышались женские голоса.
- Спаси и помилуй!..
- Авиатор это. дурни!..
- Где же он сядет?.. У нас везде грязища, - замечает ка-кой-то соболезнующий голос...
- У нас он никак не может садиться. потому начальство не дозволит. - авторитетно возражает субъект в фуражке «под студента»».
Там и сям группы слобожан; машут шапками, многие взобрались на крыши.
Слышны крики:
- Ура!.. Браво!..
- Глядите!.. Глядите!.. Он раскланивается...

После полёта шли нескончаемые рассказы и пересказы. Один рассказчик так описывал аэроплан: «Машина эта, как вам сказать, вроде горшка, там, где он сидит; а позади приделан хвост...Колёса пристроены... крылья тоже. А рычит она так, аш жуть берёт...».
Но уже в годы Первой мировой войны некоторые слобожане...
Но уже в годы Первой мировой войны некоторые слобожане были «на ты» с этими грозными для врага машинами. Краеведам хорошо известно имя одного из них - Евгений Михайлович Ухин. Он родился 31 января 1894 года в семье Андрея Алексеевича, родного брата Николая Алексеевича Ухина, богатого землевладельца, благотворителя (деда нашего выдающегося земляка А. А. Мыльникова). Родители будущего лётчика - Михаил Андреевич и Софья Степановна - крестили мальчика 3 февраля в Троицкой церкви слободы Покровской. Несмотря на то, что три брата Ухиных: Николай. Андрей и Афанасий были в слободе людьми пришлыми (в 60-х годах XIX в. прибыли из деревни Фе-дулово Ковровского уезда Владимирской губернии), уже к началу XX века они все имели крепкие крестьянские хозяйства. Андрей Алексеевич к 1895 году владел мельницей с годовым оборотом в 500 рублей. Его сын Михаил только в 1908 году засеял зерном около 400 десятин земли, к этому времени он имел рогатого скота до 120 голов, 27 лошадей.

Евгений Ухин стремился получить хорошее образование: учился в Покровской гимназии, в 1915 году окончил Чугуевское военное (пехотное юнкерское) училище, готовившее офицеров Российской Императорской армии. С началом Первой мировой войны в училище был установлен сокращенный четырёхмесячный курс для пополнения офицерского состава в действующей армии. Ухин стал одним из 345 выпускников ускоренных курсов. Высочайшим приказом по военному ведомству о чинах военных 1 мая 1915 года он был произведён из юнкеров в прапорщики «со старшинством с 1 апреля 1915 года-» и зачислен в армейскую пехоту. (Под старшинством понимался учёт выслуги лет с определённой даты -даты, когда офицер произведён в чин).

"Гнездо орлов" — так прозвали Чугуевское училище в русской армии ещё в конце XIX века, поскольку впоследствии из его стен вышло множество будущих «орлов- — первых российских авиаторов. При том, что училище было пехотным! В нем не учили летать, однако сумели привить интерес и любовь к авиации. Позже Е. М. Ухин окончил курсы по подготовке наблюдателей авиации и воздухоплавания.

После 1917 года лётчик-наблюдатель Евгений Ухин стал одним из первых лётчиков-большевиков и кавалером трёх орденов Красного Знамени. Следует отметить, что этот орден до 1930 года считался высшим в наградной системе СССР.

Ухин служил наблюдателем в 26-м авиационном отряде Красной армии. В книге С. В. Борисова и Т. И. Демченко «Город Энгельс» приведены строки из Указа от 30 июля 1920 года о награждении его орденом Красного Знамени. В Указе отмечалось, что «с апреля по октябрь 1919 г. неутомимо, с геройским самоотвержением, как истинный красный боец, неоднократно рискуя своей жизнью во имя идей революции, он совершил ряд блестящих глубоких разведок тыла противника, давших самые ценные сведения и тем способствовал успеху наших войск, закончившемуся полной ликвидацией Уральского фронта»». Точные своевременные донесения и мастерски сделанные фотографии, нередко при сильном ружейном и пулемётном огне, позволяли предупреждать командование об изменениях в войсках противника и оперативно влиять на ситуацию на фронте.

За указанный период летчик сбросил 26 пудов и 35 фунтов (пуд - 40 фунтов или 16,38 кг; фунт - 0,41 кг), то есть 440 килограммов бомб и 7 пудов и 15 фунтов - 120 килограммов агитационной литературы, «внеся этим сильное смятение в ряды врага и способствуя тем разложению его армии и переходу на нашу сторону целых отрядов».

Сведения о награждении выдающегося пилота двумя орденами Красного Знамени в 1920 и в 1924 годах подтверждаются документами Центрального архива Министерства обороны.

Из армии Е. М. Ухин демобилизовался в 1934 году, умер - в 1951-м.

В двадцатые годы покровской молодежи было немало романтиков, мечтавших о небе, о полётах. В марте 1924 года в Покровске, столице Автономной Социалистической Советской Республики Немцев Поволжья (АССР НП), было создано отделение Общества Друзей Воздушного Флота АССР НП (ОДВФ) и избрано его бюро в составе: Журавлёв -председатель, члены - Герасимов и Буров. Бюро разместилось в здании Наркомата социального обеспечения в доме № 14 по Коммунарной площади (ныне - площадь Ленина).

С 30 марта по 6 апреля в городе прошла неделя «воздухофлота». Бюро приглашало все профсоюзные организации и отдельных граждан «способствовать вербовке членов общества друзей и сбору пожертвований на воздухофлот». Всем профсоюзам предлагалось на общих собраниях прочитать доклады о значении воздушного флота и осуществить вербовку» в члены Общества. Газета «Трудовая правда» печатала агитационные стихи:
Растут опасности воздушных нападений На нашу мирную Республику Труда. И мы должны Воздухофлот для укреплений Себе создать защиту от врага! На самолёт - свободный пролетарий! Седлай воздушного коня! Коль будешь ты парить над старым миром. Ещё сильней окрепнет наш Союз Труда!

Брошенный по стране клич о помощи в строительстве лётной техники: «Трудовой народ, строй свой воздушный флот!», «Товарищи крестьяне! Помогите строить воздушный флот - в нём наша сила!» позволил за несколько лет собрать значительные средства на строительство около 400 самолётов.

Многие юноши и девушки Немецкой республики никогда не видели ни планеров, ни самолётов. Но с непреодолимым упорством обращались они в военкомат с просьбой направить на учёбу в лётные училища. В местной газете «Трудовая правда» от 2 октября 1924 года сообщалось, что Совет ОДВФ получил письмо из Ленинграда от А. Уланова, командированного республики для обучения в военно-технической школе. Он стал первым посланцем города Покровска в авиационное учебное заведение.

Одновременно с ОДВФ в Покровске существовало отделение ДОБРОХИМа (Общество друзей химической обороны и химической промышленности). Деятельность его членов пользовалась особенным уважением у крестьян, которые оказывали содействие в истреблении сусликов, много лет приносивших ущерб зерновому хозяйству республики. Телеграммы с благодарностями от сельчан за доставку хлора, используемого для борьбы с грызунами, приходили не только в газету «Трудовая правда». Крестьяне благодарили и руководителя ДОБРОХИМа, председателя Центрального Совета Л. Д. Троцкого.

В 1925 году в СССР было создано общество «АВИАХИМ», образованное путём слияния обществ: ОДВФ и ДОБРОХИМа. К июню 1925 года общество имело около 3 миллионов членов и свыше 30 тысяч первичных ячеек по всей стране. В январе 1927 года два общества Общество содействия обороне СССР (ОСО СССР) и АВИАХИМ объединились в одно под названием: АВИАХИМ-ОСО. Вскоре оно переименовалось в «Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР-» (ОСОА-ВИАХИМ СССР). Отделение общества в Покровске проводило большую военно-патриотическую работу среди местной молодёжи.

В учредительных документах всех этих объединений было записано, что желающие вступают в их ряды на добровольных началах. Действительно, огромное количество новых членов вступали в такие общества по собственной воле, поскольку молодёжь стремилась приобщиться к достижениям молодого советского государства в науке, технике и особенно в воздухоплавании.

В стране развернулось широкое патриотическое авиационное движение, сопровождавшиеся мощной идеологической поддержкой партийного и советского руководства.

25 января 1931 г. IX съезд ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи - комсомол) принял шефство над Военно-Воздушным Флотом Рабоче-Крестьянской Красной Армии. На призыв «Комсомолец — на самолёт!-» молодёжь ответила массовым вступлением в аэроклубы, авиационные училища, строевые части Военно-воздушных сил.

Статья из "Новой газеты" 22 февраля 2022 год. Автор текста Ольга СКУЧАЕВА.
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Авиационные Страницы истории Покровские-Энгельса
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Саратов Сегодня - новости и журнал
волга
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 26/04/2024 20:04