Космическое заволжье - Волга Фото

Волга Фото

Космическое заволжье

06/02/2021 14:47
Космическое заволжье - Волга Фото
Наше Заволжье 12 апреля 1961 года получило «статус» космического. Место приземления первого космонавта мира знают все: недалеко от деревни Смеловка Терновского (ныне Энгельсского) района Саратовской области, в 27 километрах южнее города Энгельса. Географические координаты: 51° 16\' северной широты и 45° 59\' восточной долготы. Так оно обозначено во всех космических каталогах мира.
За год до полета в космос.

После успешного запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года стало ясно, что на очереди — полет человека в космос. Но когда? На этот вопрос не могли ответить даже ученые, непосредственно занимавшиеся космическими проблемами. Никто из них не мог сказать, как поведет себя человек в условиях невесомости, выдержит ли он физические нагрузки, преодолевая земное притяжение, сможет ли нормально мыслить и действовать на всех этапах полета. О коварности невесомости предупреждал еще К. Э. Циолковский, хотя и верил, что человек покорит космическое пространство. Некоторые ученые считали: в условиях невесомости человеческий организм будет неспособен функционировать нормально.

Людей науки и специалистов в области космоса не так беспокоили технические возможности полета человека в космос, как его физические и моральные качества, способные выдержать этот полет. Поэтому к первому запуску ракеты с человеком на борту шли очень осторожно как советские, так и американские специалисты. В США примерно на год раньше, чем в СССР, начали подготовку астронавтов для первого космического полета. В печати появились сообщения, что полет первого астронавта намечен на 28 апреля 1961 года. Советские ученые внимательно следили за работой американцев и тоже очень спешили.

В конце 1959 года началось формирование первого отряда советских космонавтов. Из трех тысяч летчиков-истребителей было отобрано двадцать кандидатов. На первых порах они теоретически вживались в новую роль: слушали лекции, изучали астрономию.
Вскоре начались специальные занятия.

Начали с парашютной подготовки.

Почему с нее? Ведь летчики имели навыки парашютных прыжков. Специалисты считали эту часть программы очень важной. Во-первых, приземление первого космонавта предполагалось не в кабине корабля, как это делается в настоящее время, а на парашюте.

На высоте 7 тысяч метров космонавт катапультируется из кабины и автономно приземляется. На завершающем этапе космического полета никто не хотел рисковать жизнью космонавта — техника посадки в кабине корабля не была надежно отработана, поэтому важна была парашютная подготовка. Во-вторых, парашютный спорт вырабатывает смелость, хладнокровие, выдержку-то есть те качества, без которых невозможно совершить космический полет.
Руководителем парашютной подготовки назначили заслуженного мастера спорта СССР, неоднократного рекордсмена мира, испытателя первых катапульт полковника Н. К. Никитина.

Он должен был научить космонавтов различным способам отделения от парашюта, определять расстояние до земли, приводнению, прыжкам в обычной парашютной форме и в скафандре, управлять телом в период свободного падения до раскрытия парашюта.

Для выполнения этой программы космонавтам необходимо было за месяц-полтора сделать до сорока и более парашютных прыжков. Нельзя сказать, что космонавты обрадовались, узнав об этом. Известное дело: летчики не любят прыгать с парашютом.

— Будут прыжки с задержкой раскрытия парашюта от десяти до пятидесяти секунд,- пообещал Никитин.
— Это же мастерская норма! — воскликнул кто-то из космонавтов.
— Да. Иначе вы не научитесь скользить в воздухе, делать виражи, управлять парашютом, приземляться на выгодном участке земли, уметь держаться на воде.

13 апреля группа подготовки вылетела из Москвы на военный аэродром, расположенный на окраине города Энгельса. Ровно через год, 12 апреля 1961 года, здесь приземлится первый космонавт мира. Случайность или точный расчет специалистов? На этот вопрос ответить не просто. Дело в том, что радиус приземления первого космонавта допускался специалистами от 400 до 600 километров. Куда он точно приземлится, никто не знал. Некоторые высказывают мысль, что руководство уже заранее определило Гагарина на первый полет и решило провести парашютную подготовку в знакомых ему местах. Действительно, Юрий Алексеевич, будучи курсантом Саратовского аэроклуба, часто летал здесь.

В Энгельсе командир войсковой части представил молодым офицерам инструктора наземной парашютной подготовки капитана М. И. Максимова — начальника парашютно-десантной службы части.

Вначале Михаил Ильич скептически отнесся к молодым летчикам. Он считал, что только прыжок с парашютом дает настоящее ощущение полета. Михаил Ильич не знал тогда, на какой полет готовятся эти молодые люди: их представили как будущих инструкторов парашютно-десантной подготовки.

На следующий день по прибытии в часть началось первое занятие. Максимов рассказывал о нем:
— В первый день занятий я объяснил им устройство и укладку парашюта. Парашют был новой конструкции, и они еще не знали его устройства. Минут через двадцать ко мне подходит старший лейтенант Гагарин и просит самостоятельно уложить парашют на завтрашний прыжок. Следом за ним подходит еще один — старший лейтенант Леонов: «Разрешите и мне самостоятельно уложить парашют?» Тогда я рассердился: только что объяснил, а они уже все поняли! Позвал укладчика и сказал ему, чтобы он «погонял» этих двух храбрецов, а если не справятся, то завтра отстранить их от прыжков. Через несколько минут укладчик приходит и докладывает, что парашюты офицеры уложили правильно.

После этого случая Максимов изменил отношение к молодым лейтенантам.

Много внимания уделялось наземной подготовке. В нее входила отработка техники приземления, полевой укладки парашюта и его надевание на человека. Прыгали на подвесной системе тренажера Борщевского.

У Михаила Ильича был фотоаппарат. Иногда он снимал своих подопечных. Благодаря ему для истории завоевания космического пространства сохранилось пятнадцать фотоснимков парашютной подготовки первого отряда космонавтов. На многих из них мы видим Ю. А. Гагарина. Он внимателен и сосредоточен. Запечатлены моменты его прыжка с тренажера: «Приготовиться!», «Пошел!», приземление.

В обширной коллекции Максимова была фотография с дарственной надписью Юрия Гагарина: «Максу» — «Ноги». Михаил Ильич так расшифровал этот автограф:
— Макс — это краткий вариант моей фамилии. Не Максимов, а «Макс», так дружески они называли меня. А «Ноги» — это команда, которую знают все парашютисты. Когда молодой, неопытный парашютист идет на приземление и неправильно держит ноги, то ему кричишь: «Ноги! Ноги!» Вот они и запомнили эту команду. Бывали и чрезвычайные обстоятельства. Во время прыжков с парашютом у А. А. Леонова произошел случай, который мог привести к гибели. Алексей Архипович слишком сильно дернул за вытяжное кольцо, его перевернуло на спину, и он повис вниз головой. Леонов понял, что стропы парашюта зацепились за бронеспинку. Он летел к верной гибели, поскольку отцепить за спиной стропы было почти невозможно. Алексей Архипович нечеловеческим усилием разогнул бронеспинку, парашют раскрылся, и он успел благополучно приземлиться.

С каждым днем прыжки усложнялись. Полковник Никитин вывозил будущих космонавтов на Черное море, сбрасывал в пустыне, учил выживать в неблагоприятных условиях и «выходить» из аварийных ситуаций. Иногда вставали в три часа ночи, чтобы «ухватить» хорошую погоду, потом прыгали днем и ночью в любую погоду.

Несмотря на жесткую программу подготовки, выпадало и свободное время. Летчики часто бывали в городе Энгельсе, гуляли по его улицам, купались в Волге, ходили на танцы в парк, в кинотеатр. Некоторые счастливчики, например Юра Гагарин, бывали на чаепитии у четы Максимовых.

А. А. Леонов в свободное от занятий время готовил и выпускал «Боевые листки», которые поднимали настроение ребят перед прыжками. Некоторые из них сейчас экспонируются в космических музеях страны. И почти во всех «листках» отмечалась хорошая подготовка старшего лейтенанта Гагарина.

За месяц будущие космонавты сделали по сорок и более прыжков с парашютом. 19 мая 1960 года они сдали зачетные прыжки, и полковник Никитин объявил, что вся программа успешно выполнена, всем офицерам присваивается звание инструктора парашютно-десантной подготовки.

Будущие космонавты сфотографировались на память вместе со своими наставниками, а вечером того же дня вышел очередной и последний «Боевой листок» с рисунком Алексея Леонова: перед Никитиным стоят на коленях офицеры и просят у него разрешения хотя бы еще на один прыжок. И подпись: «Невиданное в авиации».

За короткое время члены группы подготовки прошли на Энгельсской земле хорошую школу смелости. Об этом периоде они всегда с теплотой вспоминали и вспоминают и благодарят тех, кто принял непосредственное участие в их парашютной подготовке, в том числе и капитана М. И. Максимова. А значки инструктора парашютно-десантной подготовки они и теперь носят с гордостью рядом со многими наградами, которые получили за свои космические полеты.

15 мая 1960 года в космос полетел корабль «Восток», рассчитанный для полета с человеком на борту. Приближался день, когда в полет отправится аппарат, управляемый человеком.

20 мая будущие космонавты покинули энгельсскую землю и возвратились в Центр подготовки для дальнейшего выполнения программы по штурму космоса.

Из сборника "Покровск" 250. Автор Владимир Россошанский
Рубрики:
Здоровье в Саратове и Энгельсе
волга
Саратов Сегодня - новости и журнал
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 28/02/2021 03:17