07/06/2020 06:51 Литература Истории
Живет в Москве замечательный писатель Михаил Николаевич Алексеев - лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, кавалер шести орденов. Ему, одному из немногих писателей присвоено звание Героя Социалистического труда. Среди читателей Алексеев заслуженно популярен своими романами «Солдаты», «Пути-дороги», «Вишневый омут», «Ивушка неплакучая», «Драчуны». По повести Михаила Николаевича «Хлеб -имя существительное» поставлен кинофильм.
Писатель Алексеев уроженец Саратовского края, потому он часто приезжает в Саратов на разного рода торжества или в траурные для области дни (например, похороны писателя Григория Ивановича Коновалова). Приглашали Михаила Николаевича и на двухсотлетие восстановления Саратовской губернии. Замечу кстати, что Алексеева с полным правом могла бы пригласить энгельсская администрация и на юбилей Покровска-Энгельса. В послевоенные годы писатель некоторое время жил в Энгельсе у своих друзей.
Но это к слову. Главное же в другом.
Недавно я заново перечитывал полюбившиеся произведения глубоко почитаемого мною Алексеева. В романе «Драчуны» я с удовольствием обратил внимание на подзабытые уже строки, касающиеся города Энгельса. Михаил Николаевич пишет, что на недолгое время останавливался «сразу после войны в небольшом поселке за Волгой со странным названием Тяньзин, как раз напротив Саратова...» Стоп! А ведь и впрямь странное для наших мест название Тяньзин. В Покровске жили украинцы, русские, немцы... и вдруг явно китайского происхождения название.
Я и раньше не раз задумывался: почему небольшой волжский посёлок, расположенный вблизи автодорожного моста, соединившего энгельсский берег с саратовским, назван Тяньзином или по другим написаниям: Тинь-зинь, Тянь-дзинь, Тян-цзин, а по современной энциклопедии - Тяньцзинь. Как говорится, «вопрос, конечно, интересный». Решать же интересные вопросы всегда заманчиво, увлекательно и приятно для собственного честолюбия.
Прежде всего: что такое Тяньцзинь? Тяньцзинь (с китайского - Небесные ворота) - это многонаселенный город и крупный порт в Северном Китае. В 1860 году в Тяньцзине между Китаем и Россией был заключен торговый трактат (договор), по которому русские купцы получили право ездить по торговым делам в Пекин. Однако в 1861 году русские купцы по обоюдному согласию с китайскими властями стали ездить только до Тяньцзиня. Купцам это было выгодно потому, что Тяньцзинь в торговом отношении тогда считался важнее столицы Китая, да и путь до него был значительно короче.
Китайцы тоже получили возможность свободно торговать на российской территории. Торговцы из Тяньцзиня активно торговали на Руси. С годами торговые связи значительно расширялись и крепли. Большими группами приезжали китайцы и на Волгу. Ведя торговлю традиционно китайскими товарами, они одновременно благоустраивали свою личную жизнь, строили дома, обзаводились небольшим хозяйством. Обустроившись, они вызывали из Китая свои семьи, родственников, знакомых.
Тяньцзинь по тому времени был огромным городом. К концу девятнадцатого века его население приближалось к миллиону человек, а это значило, что устраивать жизнь, находить выгодную работу в таком крупном городе было нелегко. Вот и разбредались молодые китайцы по белу свету в поисках лучшего.
В конце прошлого века первые торговцы из Тяньцзиня наведались и в слободу Покровскую. Богатая слобода с выгодным для торговли местонахождением на оживленном волжском пути вполне устраивала китайцев. Торговля в Покровской была умело и по-деловому организована. На Ё'а-зарной площади для удобства торговцам и покупателям выстроена сотня деревянных лавок, а крупные сделки раз в году совершались на обширной покровской ярмарке.
Первые приезжие китайцы селились на слободской окраине, почти на самом волжском берегу. Со временем здесь образовался небольшой поселок, которому его обитатели дали название Тяньцзинь. В те годы считалось обычным давать новому поселению имя города или губернии, из которых переехали жители. Так поступали поселившиеся на приволжских землях немцы, швейцарцы, голландцы. Не пренебрегали этой традицией и россияне, перебравшиеся в заволжские степи из центральных губерний. До наших дней сохранились названия заволжских сел: Тамбовка, Пензен-ка, Калуга... Да и в Соединенных Штатах наши эмигранты наследили русскими названиями поселений: Одесса, Москва, Астрахань...
В начале тысяча девятисотых годов в километре от хуторка Тянь-зин (так теперь звучало обрусевшее название китайского поселка) появилось еще одно селение китайцев. Они прибыли в Покровскую слободу из другого города. Имя его - Люй-шунь, крупный порт в Желтом море. Этот город со сложной и трудной судьбой ровно сто лет тому назад в 1897 году был захвачен российской эскадрой и получил новое название - Порт-Артур. Потому и поселок прибывших из него в Покровскую слободу китайцев прозвали Порт-Артуром.
С позиции прошедшего с того времени столетия можно только предположить, что китайцам в слободе жилось совсем неплохо, поскольку они редко покидали обжитые на Волге места, зато все новые и новые группы китайцев приезжали в Покровскую со своим товаром.
В марте 1914 года газета «Саратовский дневник» сообщила читателям: «Новые китайцы объявились на днях в слободе Покровской. Из Чифу (нынешний китайский город-порт Яньтай - Г. М.) прибыла партия в пятьдесят человек. Прибывшие, испросив разрешение, тут же занялись торговлей. Китайцы предлагают чесусу (плотная шёлковая ткань цвета охры - Г. М.) и бумажные изделия, фонарики, например... По словам прибывших, сюда едет еще партия поселенцев - женщины с детьми».
Через некоторое время появилось новое сообщение: «Наплыв китайцев наблюдается на базаре и привозе слободы Покровской. Торгуют чесусей, бумажным товаром разного рода, но среди новой партии объявились и зубные врачи».
Кроме врачей в слободу из Китая приезжали и строительные рабочие, и специалисты сельского хозяйства, искусные ремесленники.
Покровская власть достаточно радушно принимая на своей земле китайцев, не забывала, однако, обкладывать их различными налогами.
«О поселке Тянь-дзинь, что на Сазанке, шёл разговор на последнем заседании слободской хозяйственной комиссии, - сообщала местная пресса. - Она решила обложить усадебные места там живущих сбором с каждой квадратной сажени по 1 рублю».
У читателей этого очерка может сложиться мнение, что слобода Покровская была чуть ли не единственным местом, куда стремились китайские торговцы и переселенцы. Конечно же, нет. В Саратове, например, тоже было немало китайцев, и так же, как в Покровской, они селились за городом. До сих пор саратовская слободка рядом с Воскресенским кладбищем называется Шанхаем. Там некогда тоже обитали китайцы, переселившиеся, видимо, из города Шанхая.
Гражданская война в России несколько поубавила желание китайцев жить на берегах Волги. Особенно в 1921-22 годах после страшного голода в Поволжье многие обитатели Тяньзина и Порт-Артура вынуждены были уехать на родину. Некоторые из оставшихся умерли от голода.
Дома и земельные участки уехавших занимались украинцами и русскими и вскоре Тяньзин и Порт-Артур стали интернациональными поселками.
И все же китайские названия селений сохранились. Они настолько прижились в Покровске, что их нанесли на карту города, а в конце 1920 годов волжские Тяньзин и Порт-Артур появились на страницах Большой Советской энциклопедии.
Великая Отечественная война окончательно согнала китайцев с покровско-энгельсской земли, а после победы над фашизмом вообще забыли в городе о бывших жителях Тяньзина и Порт-Артура. Они мало кого интересовали, поскольку своих послевоенных забот было по горло.
Тот самый писатель Михаил Алексеев, о котором я упоминал в начале этого очерка, приехал в Тяньзин именно после войны и остановился у своего давнего знакомого, односельчанина в его «собственном добротном доме».
И тут Алексеев сделал для себя примечательное открытие (оно не менее любопытно и для нас, покровчан). «Оказалось, - пишет Михаил Николаевич, - что тот самый русский Тяньзин более чем наполовину заселен моими земляками из села Монастырского».
Монастырское - село в то время Баландинского, а теперь Калининско-: го района, родина М, Алексеева. Кстати сказать, и родная сестра Михаила Николаевича переехала из Монастырки в город Энгельс.
Что же привлекало крестьян из ближних и дальних сел Саратовской области? Об этом тот же Алексеев рассуждает так: «Тут не надо,было ждать, во что обернется твой трудодень по осени, в сто или триста граммов зерна: тут не ленись и будешь сыт, обут и одет. Огородишко в двадцать соток не только прокормит тебя и твою семью, но и обогатит: лук, редиска, петрушка, укроп, салат, взращенные на тех сотках и вовремя отправленные на саратовский рынок, возвратятся в твой дом соблазнительно шуршащими и ласкающими взор радужными бумажками, рублями. Для прикрытия, для маскировки, для того, чтобы тебя не обвинили в небрежении к делам общенародным, ты можешь устроиться сторожем при магазине либо при единственном тут предприятии - лесопильном заводишке, не то кем-нибудь на паромной переправе или поступить еще на какую малообременительную службишку - и живи себе с богом».
Михаил Алексеев прожил в Тяньзине недолго, но все же успел достаточно хорошо присмотреться к быту местных жителей, узнал его типичные особенности, которым далеко не всегда мог дать положительную оценку. Впрочем, предоставим слово самому писателю: «В Волге водилась еще рыба в немалом количестве и ею можно было приторговывать, а по Волге плыли не только пароходы, но и великолепные брусья сосновых бревен, не зевай - подцепляй их багром и волоки на берег, вот тебе и дом. Не хватит этих беспризорных, отбившихся от плота лесин - прилепись лодкой к самому проплывающему по великой реке плоту, подмигни стоящему на нем малому, покажи из-под брезента севрюжий или сазаний хвост, и парень сам отвалит тебе не одно, а сразу несколько красноватых, истекающих золотистой смолой, прямых, как свеча, бревен. Тяньзин оказался подходящим местом и для тех, кто еще у себя дома смолоду овладел древнейшей профессией мошенника и теперь в своем кругу называл приютивший их поселок не иначе как Воруй-город. Жили эти ночные духи особенной жизнью: днем нигде не показывались - отсыпались в темных углах, в чуланах и погребицах, резались в очко, глушили водку, а в глухую полночь, призрачными тенями выползали на опасный промысел. Нередко, вырядившись «по-городскому», приезжали на два-три дня в родное село, похвалялись «роскошным» житьем, дразнили колхозников новенькой одежей, яловыми или хромовыми сапогами, а больше сытыми рожами, и тоже сманивали людей».
...Давно покинули наш город китайцы, снесены дома, в которых они жили, да и мало кто из старожилов помнит место, где находился тот китайский поселок, но сохранилось-таки старое название Тянь-зин. В обиходе покровчане теперь называют так лесные места на Сазанке. Сюда в погожие дни приезжают и приходят на отдых горожане, здесь проводятся соревнования среди местных кроссменов, а на речке Сазанке большое количество болельщиков собирают областные и республиканские гребные регаты...
Живет русский Тяньзин!
Автор текста Г. Мишин.
Писатель Алексеев уроженец Саратовского края, потому он часто приезжает в Саратов на разного рода торжества или в траурные для области дни (например, похороны писателя Григория Ивановича Коновалова). Приглашали Михаила Николаевича и на двухсотлетие восстановления Саратовской губернии. Замечу кстати, что Алексеева с полным правом могла бы пригласить энгельсская администрация и на юбилей Покровска-Энгельса. В послевоенные годы писатель некоторое время жил в Энгельсе у своих друзей.
Но это к слову. Главное же в другом.
Недавно я заново перечитывал полюбившиеся произведения глубоко почитаемого мною Алексеева. В романе «Драчуны» я с удовольствием обратил внимание на подзабытые уже строки, касающиеся города Энгельса. Михаил Николаевич пишет, что на недолгое время останавливался «сразу после войны в небольшом поселке за Волгой со странным названием Тяньзин, как раз напротив Саратова...» Стоп! А ведь и впрямь странное для наших мест название Тяньзин. В Покровске жили украинцы, русские, немцы... и вдруг явно китайского происхождения название.
Я и раньше не раз задумывался: почему небольшой волжский посёлок, расположенный вблизи автодорожного моста, соединившего энгельсский берег с саратовским, назван Тяньзином или по другим написаниям: Тинь-зинь, Тянь-дзинь, Тян-цзин, а по современной энциклопедии - Тяньцзинь. Как говорится, «вопрос, конечно, интересный». Решать же интересные вопросы всегда заманчиво, увлекательно и приятно для собственного честолюбия.
Прежде всего: что такое Тяньцзинь? Тяньцзинь (с китайского - Небесные ворота) - это многонаселенный город и крупный порт в Северном Китае. В 1860 году в Тяньцзине между Китаем и Россией был заключен торговый трактат (договор), по которому русские купцы получили право ездить по торговым делам в Пекин. Однако в 1861 году русские купцы по обоюдному согласию с китайскими властями стали ездить только до Тяньцзиня. Купцам это было выгодно потому, что Тяньцзинь в торговом отношении тогда считался важнее столицы Китая, да и путь до него был значительно короче.
Китайцы тоже получили возможность свободно торговать на российской территории. Торговцы из Тяньцзиня активно торговали на Руси. С годами торговые связи значительно расширялись и крепли. Большими группами приезжали китайцы и на Волгу. Ведя торговлю традиционно китайскими товарами, они одновременно благоустраивали свою личную жизнь, строили дома, обзаводились небольшим хозяйством. Обустроившись, они вызывали из Китая свои семьи, родственников, знакомых.
Тяньцзинь по тому времени был огромным городом. К концу девятнадцатого века его население приближалось к миллиону человек, а это значило, что устраивать жизнь, находить выгодную работу в таком крупном городе было нелегко. Вот и разбредались молодые китайцы по белу свету в поисках лучшего.
В конце прошлого века первые торговцы из Тяньцзиня наведались и в слободу Покровскую. Богатая слобода с выгодным для торговли местонахождением на оживленном волжском пути вполне устраивала китайцев. Торговля в Покровской была умело и по-деловому организована. На Ё'а-зарной площади для удобства торговцам и покупателям выстроена сотня деревянных лавок, а крупные сделки раз в году совершались на обширной покровской ярмарке.
Первые приезжие китайцы селились на слободской окраине, почти на самом волжском берегу. Со временем здесь образовался небольшой поселок, которому его обитатели дали название Тяньцзинь. В те годы считалось обычным давать новому поселению имя города или губернии, из которых переехали жители. Так поступали поселившиеся на приволжских землях немцы, швейцарцы, голландцы. Не пренебрегали этой традицией и россияне, перебравшиеся в заволжские степи из центральных губерний. До наших дней сохранились названия заволжских сел: Тамбовка, Пензен-ка, Калуга... Да и в Соединенных Штатах наши эмигранты наследили русскими названиями поселений: Одесса, Москва, Астрахань...
В начале тысяча девятисотых годов в километре от хуторка Тянь-зин (так теперь звучало обрусевшее название китайского поселка) появилось еще одно селение китайцев. Они прибыли в Покровскую слободу из другого города. Имя его - Люй-шунь, крупный порт в Желтом море. Этот город со сложной и трудной судьбой ровно сто лет тому назад в 1897 году был захвачен российской эскадрой и получил новое название - Порт-Артур. Потому и поселок прибывших из него в Покровскую слободу китайцев прозвали Порт-Артуром.
С позиции прошедшего с того времени столетия можно только предположить, что китайцам в слободе жилось совсем неплохо, поскольку они редко покидали обжитые на Волге места, зато все новые и новые группы китайцев приезжали в Покровскую со своим товаром.
В марте 1914 года газета «Саратовский дневник» сообщила читателям: «Новые китайцы объявились на днях в слободе Покровской. Из Чифу (нынешний китайский город-порт Яньтай - Г. М.) прибыла партия в пятьдесят человек. Прибывшие, испросив разрешение, тут же занялись торговлей. Китайцы предлагают чесусу (плотная шёлковая ткань цвета охры - Г. М.) и бумажные изделия, фонарики, например... По словам прибывших, сюда едет еще партия поселенцев - женщины с детьми».
Через некоторое время появилось новое сообщение: «Наплыв китайцев наблюдается на базаре и привозе слободы Покровской. Торгуют чесусей, бумажным товаром разного рода, но среди новой партии объявились и зубные врачи».
Кроме врачей в слободу из Китая приезжали и строительные рабочие, и специалисты сельского хозяйства, искусные ремесленники.
Покровская власть достаточно радушно принимая на своей земле китайцев, не забывала, однако, обкладывать их различными налогами.
«О поселке Тянь-дзинь, что на Сазанке, шёл разговор на последнем заседании слободской хозяйственной комиссии, - сообщала местная пресса. - Она решила обложить усадебные места там живущих сбором с каждой квадратной сажени по 1 рублю».
У читателей этого очерка может сложиться мнение, что слобода Покровская была чуть ли не единственным местом, куда стремились китайские торговцы и переселенцы. Конечно же, нет. В Саратове, например, тоже было немало китайцев, и так же, как в Покровской, они селились за городом. До сих пор саратовская слободка рядом с Воскресенским кладбищем называется Шанхаем. Там некогда тоже обитали китайцы, переселившиеся, видимо, из города Шанхая.
Гражданская война в России несколько поубавила желание китайцев жить на берегах Волги. Особенно в 1921-22 годах после страшного голода в Поволжье многие обитатели Тяньзина и Порт-Артура вынуждены были уехать на родину. Некоторые из оставшихся умерли от голода.
Дома и земельные участки уехавших занимались украинцами и русскими и вскоре Тяньзин и Порт-Артур стали интернациональными поселками.
И все же китайские названия селений сохранились. Они настолько прижились в Покровске, что их нанесли на карту города, а в конце 1920 годов волжские Тяньзин и Порт-Артур появились на страницах Большой Советской энциклопедии.
Великая Отечественная война окончательно согнала китайцев с покровско-энгельсской земли, а после победы над фашизмом вообще забыли в городе о бывших жителях Тяньзина и Порт-Артура. Они мало кого интересовали, поскольку своих послевоенных забот было по горло.
Тот самый писатель Михаил Алексеев, о котором я упоминал в начале этого очерка, приехал в Тяньзин именно после войны и остановился у своего давнего знакомого, односельчанина в его «собственном добротном доме».
И тут Алексеев сделал для себя примечательное открытие (оно не менее любопытно и для нас, покровчан). «Оказалось, - пишет Михаил Николаевич, - что тот самый русский Тяньзин более чем наполовину заселен моими земляками из села Монастырского».
Монастырское - село в то время Баландинского, а теперь Калининско-: го района, родина М, Алексеева. Кстати сказать, и родная сестра Михаила Николаевича переехала из Монастырки в город Энгельс.
Что же привлекало крестьян из ближних и дальних сел Саратовской области? Об этом тот же Алексеев рассуждает так: «Тут не надо,было ждать, во что обернется твой трудодень по осени, в сто или триста граммов зерна: тут не ленись и будешь сыт, обут и одет. Огородишко в двадцать соток не только прокормит тебя и твою семью, но и обогатит: лук, редиска, петрушка, укроп, салат, взращенные на тех сотках и вовремя отправленные на саратовский рынок, возвратятся в твой дом соблазнительно шуршащими и ласкающими взор радужными бумажками, рублями. Для прикрытия, для маскировки, для того, чтобы тебя не обвинили в небрежении к делам общенародным, ты можешь устроиться сторожем при магазине либо при единственном тут предприятии - лесопильном заводишке, не то кем-нибудь на паромной переправе или поступить еще на какую малообременительную службишку - и живи себе с богом».
Михаил Алексеев прожил в Тяньзине недолго, но все же успел достаточно хорошо присмотреться к быту местных жителей, узнал его типичные особенности, которым далеко не всегда мог дать положительную оценку. Впрочем, предоставим слово самому писателю: «В Волге водилась еще рыба в немалом количестве и ею можно было приторговывать, а по Волге плыли не только пароходы, но и великолепные брусья сосновых бревен, не зевай - подцепляй их багром и волоки на берег, вот тебе и дом. Не хватит этих беспризорных, отбившихся от плота лесин - прилепись лодкой к самому проплывающему по великой реке плоту, подмигни стоящему на нем малому, покажи из-под брезента севрюжий или сазаний хвост, и парень сам отвалит тебе не одно, а сразу несколько красноватых, истекающих золотистой смолой, прямых, как свеча, бревен. Тяньзин оказался подходящим местом и для тех, кто еще у себя дома смолоду овладел древнейшей профессией мошенника и теперь в своем кругу называл приютивший их поселок не иначе как Воруй-город. Жили эти ночные духи особенной жизнью: днем нигде не показывались - отсыпались в темных углах, в чуланах и погребицах, резались в очко, глушили водку, а в глухую полночь, призрачными тенями выползали на опасный промысел. Нередко, вырядившись «по-городскому», приезжали на два-три дня в родное село, похвалялись «роскошным» житьем, дразнили колхозников новенькой одежей, яловыми или хромовыми сапогами, а больше сытыми рожами, и тоже сманивали людей».
...Давно покинули наш город китайцы, снесены дома, в которых они жили, да и мало кто из старожилов помнит место, где находился тот китайский поселок, но сохранилось-таки старое название Тянь-зин. В обиходе покровчане теперь называют так лесные места на Сазанке. Сюда в погожие дни приезжают и приходят на отдых горожане, здесь проводятся соревнования среди местных кроссменов, а на речке Сазанке большое количество болельщиков собирают областные и республиканские гребные регаты...
Живет русский Тяньзин!
Автор текста Г. Мишин.
Рубрики: Литература Истории
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / «НЕБЕСНЫЕ ВОРОТА» ПОКРОВСКА (ЭНГЕЛЬСА)