Павел Иванович Зоря - Волга Фото

Волга Фото

Павел Иванович Зоря

Павел Иванович Зоря - Волга Фото
Мечта поближе узнать Павла Ивановича Зорю так и не была осуществлена при его жизни. К себе не допускал. Редкие встречи в стенах музея или на улице, обещания подумать о времени беседы со мной не получали дальнейшего продолжения. Потому моя благодарность Кларе Алексеевне Матвеевой за рассказ о художнике, единственной, кого он принимал, уважал и ценил - безмерна.

Я не ставила своей целью писать о члене Союза художников РСФСР, этой неординарной личности, большую статью. Каждая строчка о нем, которая попадалась мне в архивных документах, тщательно хранилась в небольшой папке с надписью: "П.И. Зоря". Работа над изданием альбома "Страницы истории: Покровск - Энгельс", посвященному 60-летию Великой Победы, позволила нам с Ю. Репиным уделить внимание его творчеству. Здесь и пригодилась тоненькая папочка, воспоминания К.А. Матвеевой. Помощь оказала и Людмила Николаевна Баранова (Энгельсский краеведческий музей). Ну, а далее, работа над изучением документов архива...

И все же еще раз оговорюсь. Это, естественно, не анализ его творчества. Для этого есть искусствоведы, художники. Это просто попытка рассказать о человеке, уже ушедшем из жизни, сказать о том, что не удалось сделать ранее.

Итак. Обратимся к истокам. В метрической книге Покровской церкви слободы Покровской Новоузенского уезда Самарской губернии за 1906 год сохранилась запись о рождении 5 и крещении 12 февраля (по ст. стилю) сына Павла в семье крестьянина слободы Ивана Ивановича Зори и его законной жены Евдокии Ивановны. Таинство крещения и запись о рождении произвели священник Александр Дамаскин и псаломщик Александр Урусов, долгие годы служившие в основной, главной церкви поселения. Так что правильно говорил о себе Павел Иванович как о коренном покровчанине. Сначала семья жила в доме на ул. Скучной (Волоха). Здесь он провел свои первые детские годы. В 6 лет потерял отца. После его смерти жили с матерью в небольшом домике на ул. Петровской, что на углу Зеленого переулка. У Евдокии Ивановны была еще старшая дочь от первого брака, которая позднее жила в Москве. Всю свою любовь мать сосредоточила на единственном сыночке, любила его и сестра. Так что (по словам К.А. Матвеевой) не был он обделен ни любовью родных, ни вниманием и заботой супруги, которая, к сожалению, ушла
из жизни намного раньше мужа-долгожителя. Детей им Бог не дал. И долгие последние годы жизни художник был одинок.

Учился Павел Иванович в Покровской гимназии, как сам вспоминал, на класс ниже Льва Кассиля. В 1924 г. окончил школу II ступени. Так уж случилось, что талантливый молодой человек специального художественного образования не получил. Работал конторщиком, чертежником - картографом и техником - землеустроителем в Наркомземе АССР НП, что дает надежду автору этих строк найти новые документы о его жизни и деятельности.

В начале 30-х годов XX века увлекся жанром политической карикатуры. Художник, карикатурист - самоучка, начал публиковать свои работы в 1932 - 1934 гг. в республиканских газетах "Nachrichten" ("Известия") и "Трудовая правда" (с 1935 г. "Большевик"). В 1935 г. возглавил отдел художественного оформления газеты "Nachrichten". До 28 августа 1941 г. работал в газете "Большевик" (до выселения немцев из Поволжья и фактической ликвидации АССР НП).

П.И. Зоря разработал весьма оригинальные этикетки для продукции Энгельсского мясокомбината, строительство корпусов которого было заложено летом 1932 г.

В городе Энгельсе в 30-е годы XX века были интересные художники. С ними занимался достойный учитель - заслуженный деятель искусств АССР НП Яков Яковлевич Вебер. Он специально приезжал в Энгельс, вел занятия с художниками, которые еще в 1934 году сделали первую попытку объединения при Доме народного творчества АССР НП. В числе их был и Павел Зоря. 7 февраля 1936 г., теперь уже республиканский Дом искусств (ДИСК), издал специальный приказ "Об объединении художников - самоучек в опорно-образцовую бригаду". Возглавил ее Иван Павлович Свириденко (бригадир). В состав бригады, кроме П.И.Зори, вошли И.П. Воробьев, А.В. Кем, В.В. Кем, В.Е. Бударин, АД. Луньков, отец нашего знаменитого кинорежиссера-документалиста, почетного гражданина города Энгельса Д.А. Лунь-кова. В бригаду объединились 13 художников.

Документы подтвердили, что Яков Вебер приезжал в Энгельс, вел изостудию, неоднократно приглашал художников к себе на Волгу в село Щербаковку (Мюльберг), в свой дом, ставший мастерской и для его учеников. Так было и в июне 1937 г., когда пять студийцев, и в их числе Журавлев, выехали на месяц на учебу к Веберу, но П. Зори среди них не было. Не последовало бы необоснованного ареста великого художника в 1937 г., возможно, и Павел Иванович проходил бы у него практику.

В послевоенные годы П. Зоря уже представлял свои работы на Всесоюзные выставки народного творчества и был удостоен двух (третьих) премий.

В августе 1941 г. Всесоюзный Дом народного творчества предложил художникам страны перейти к карикатуре, плакату, острому рисунку. П. Зорю не надо было призывать, так как это было его призванием.

Основные его творческие работы - политическая карикатура на международные и внутренние темы страны.

Осенью 1941 года П.И. Зоря был призван в армию. Служил в 12-м отдельном автотракторном батальоне в г. Саратове. Но уже в начале 1942 г. был комиссован по состоянию здоровья.

Продолжил борьбу с фашизмом на трудовом фронте и плакатом, и пером. Работал на заводе № 213 им. Серго Орджоникидзе с 1942 по 1947 годы, трудился в "Агитокнах" саратовского горкома партии. В 1948 г. стал членом товарищества "Художник" (позднее "Художественный фонд"), откуда и вышел на пенсию в 1966 г.

В 1950 г. П. Зоря получил вторую премию во Всесоюзном конкурсе на лучшую карикатуру, организованном журналом «Крокодил» и "Художественным фондом СССР". В 60-м номере "Библиотека крокодила" (М., 1950 г.) опубликовано 2 рисунка нашего художника, а к ним -изумительно отточенные тексты.

Но не кажется ли Вам, дорогие читатели, что работы нашего художника более подходят, более современны для нашей действительности. Вот что такое настоящая сатира!
В предисловии к "Конкурсу Крокодила" под названием "Три вывода" (вместо предисловия) говорится, что с открытием доступа в журнал, появились новые авторы. Среди премированных художников -карикатуристов названо имя П. Зори.

После представления плакатов на антивоенную тему на Российские выставки 1952, 1953 и 1954 годов, П.И. Зоря был принят (1954 год) в Союз художников РСФСР и, как подчеркивает К.А. Матвеева, стал первым членом Союза в нашем городе.

В 50-е гг. XX в. П. Зоря был участником и всех областных выставок художников. Участвуя в конкурсе на лучший эскиз, получил премию по графике (1952 г.). Его работы можно увидеть в газетах г. Энгельса, областного центра, в журнале "Крокодил" (1949- 1950 гг.), в "Комсомольской правде" и (в газете "Крокодил" -1942- 1946 гг.) даже в зарубежной печати.

Широкому кругу читателей известна серия его карикатур "Зловещие персонажи" ("Поджигатели войны" -1952 г., "Боннский канцлер" -1953 г., "Абстрактное искусство").

Труд его был удостоен высоких наград страны, медалей: "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина", "50 лет Победы в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг."

Знаток истории города, собиратель книг по искусству, старинных открыток, журналов, в феврале 1998 г. он ушел из жизни в возрасте 92 лет. Нам и сейчас не хватает этого человека. Возьмем, хотя бы его "путешествия" с Н. Абрамовой по городу, опубликованные в газете "Коммунист". Сколько они добавляли нам знаний о старом Покровске...

Его живописные, графические работы переданы в краеведческий музей членом Союза художников России, почетным гражданином города Энгельса, большим другом П.И. Зори - К. А. Матвеевой.

Автор текста Е. М. Ерина.
Здоровье в Саратове и Энгельсе
волга
Саратов Сегодня - новости и журнал
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 25/09/2020 12:21