Подвиги Булавина - Волга Фото

Волга Фото

Подвиги Булавина

Подвиги Булавина - Волга Фото
Год 1968-й мне особенно памятен. Летом проводились летно-тактические учения по авиационным эскадрильям. В числе задач, решаемых в ходе учений, была и дозаправка с самолета-танкера в воздухе. Булавин (он уже несколько лет командовал эскадрильей, был подполковником) согласно плану вывел бомбардировщик в заданный район, где встретился с самолетом-заправщиком, пилотируемым майором Нагибиным. Тот выпустил конус со шлангом. Булавин произвел стыковку и принял на борт 5 тонн керосина. При расцепе конус не отключился, лопнул раздаточный шланг и часть топлива, бывшая в нем, окатила бомбардировщик.

Мгновенно взорвался и загорелся один из двигателей, что привело к повреждению тросов управления еще двух двигателей, - и они заглохли. Вышла из строя также и гидравлическая система аварийного выпуска шасси. Управлялся только один двигатель. Булавин включил систему пожаротушения и ликвидировал пожар. Доложил обстановку, что бомбардировщик летит всего на одном двигателе. С КДП поступила команда: снизиться до высоты круга, выработать топливо и попробовать выпустить шасси. Булавин несколько раз делал "горки", пытаясь как бы встряхнуть самолет и выдвинуть шасси. Не получилось! С КДП поступила новая команда: вопрос посадки - на решение командира корабля. Следует заметить, что все это происходило ночью.

Решение было одно - садиться, причем на фюзеляж. Но на фюзеляж еще ни один бомбардировщик типа "М" не садился! Существовало мнение, что такая посадка приведет к неминуемому взрыву самолета. Но Булавин был уверен в себе, тем более что у него уже случалась посадка на "брюхо", только тогда это был не реактивный, а поршневой самолет. Произошло это в Новосибирске. Он летал тогда на Ли-2 и был временно прикомандирован к гражданскому воздушному флоту. Тогда в результате технической неисправности тоже не выпустилось шасси и он успешно посадил самолет на грунт. Но разве можно сравнить тот и этот летательный аппарат? Ли-2 по сравнению с ЗМ выглядел игрушечным.
Завершая круг, Булавин сообщил на КДП: "Иду на посадку на...
Завершая круг, Булавин сообщил на КДП: "Иду на посадку на грунтовую полосу". Но тут случилась еще одна беда: при подходе к р. Саратовке отказало управление последнего "живого" двигателя. Правому летчику - капитану Евгению Васину удалось ухватить момент тросов, и двигатель заработал. Перелетели Саратовку. Бомбардировщик, снижаясь, задел электролинию, но, к счастью, это не привело к катастрофе. Однако высота была малой и дотянуть до грунтовой полосы они уже не могли. Под ними было вспаханное поле, и Булавин посадил самолет прямо на него.

Бомбардировщик буквально взрезал землю и, когда замер, был обвалован землей. Летчики открыли форточки и через окно, не веря своему спасению, спешно покинули машину. Опомнившись, Булавин дает команду выключить двигатель.

В темноте вдали показалась цепь огней - автомашины: их искали. Подъехал "газик" с командиром дивизии генералом Фурсом.

Московская комиссия, расследовавшая происшествие, определила, что авария произошла вследствие того, что не был смазан замок, соединяющий конус со штангой, из-за чего и произошел разрыв звена на шланге (конус так и остался висеть на штанге, с ним они летали и садились). Комиссия признала действия командира и экипажа правильными, грамотными и смелыми. Булавин был награжден... ружьем, а все члены экипажа (6 человек) - командирскими часами.

Это был первый опыт посадки на грунт тяжелого реактивного самолета. На мой взгляд, исполнители заслуживали куда большего поощрения, чем часы.
Первый самолет в своей жизни Саша Булавин увидел босоногим...
Первый самолет в своей жизни Саша Булавин увидел босоногим мальчишкой, когда гонял на деревенском выгоне для скота стрекоз. Самолет появился неожиданно, из-за деревьев. Стрекот мотора и внушительные размеры страшной птицы напугали парнишку, и он спрятался в разросшихся лопухах. Уже потом и он будет мечтать о небе, о полетах.

Сибиряк из Кемеровской области, он приедет в Энгельс, поступит в летное училище, но закончит летную подготовку уже в Тамбовском училище летчиков. Закончит во время войны, будет проситься на фронт, но его вместе со всем выпуском направят на Дальний Восток. Там он успеет сделать несколько боевых вылетов против японцев. После окончания войны с Японией попадет под расформирование и будет направлен в гражданский флот, где и будет летать в течение ряда лет.

В 1948 г. женится. Жена - Антонина Васильевна, участник Великой Отечественной войны - родит ему сына и дочь. В 1956 г. Булавин будет призван в Дальнюю Авиацию, в 201-ю авиадивизию, где освоит самолеты - тяжелые бомбардировщики - "эмки" всех модификаций. С этого времени и до конца жизни военная судьба будет сводить его с Энгельсом.

Летчик Александр Булавин много сделал для укрепления воздушного щита нашей Родины. Его бомбардировщик видели американские моряки с авианосцев и вспомогательных кораблей, а американские летчики-истребители не единожды крутили фигуры высшего пилотажа около его самолета. Встречался он и с американскими бомбовозами Б-52.

В 1970 году Булавин установил рекорд дальности и беспосадочности полета на бомбардировщике ЗМ. В течение 24 часов его самолет находился в воздухе! Четыре раза производил дозаправку топливом! Прошел он тогда и по маршруту "Энгельс - Владивосток - Анадырь - Энгельс". Ни до него, ни после такого длительного беспосадочного полета на боевом самолете никто не проводил. Командующий Дальней Авиацией за этот полет наградил весь состав экипажа... наручными часами.

Наступило время, и подполковник Александр Булавин уволился в запас. Орден Красной Звезды и 7 медалей украшали грудь одного из лучший послевоенных асов Дальней Авиации.

Умер Александр Петрович в 1985 году в возрасте 60 лет. "Ему просто стало плохо, - говорит его супруга Антонина Васильевна. - Так многие летчики умирали. Все эти полеты так просто не проходят..."

Новая газета. Сергей Горский, полковник в отставке, ветеран Дальней Авиации.
Саратов Сегодня - новости и журнал
волга
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 26/04/2024 06:58