Музей местной истории (ул. Горького, 4) - Волга Фото

Волга Фото

Музей местной истории (ул. Горького, 4)

Музей местной истории (ул. Горького, 4) - Волга Фото
Вот и настала очередь вернуться нам на главную площадь города в третий раз. В 1990 году Энгелвсский краеведческий музей (в дальнейшем ЭКМ) переселился в новое просторное здание, выходящее своим фасадом на площадь Ленина. У сотрудников музея, наконец-то, появилась возможность более полно показать историю родного края, проводить различные выставки. Авторами архитектурно-художественного решения новой экспозиции музея, которая создавалась дважды, были художники А.Ф. Суриков и А.В. Васильев.

Так как наш экскурс уходит к глубоким историческим корням, то и далее не будем отступать от этого правила и обратимся к постройкам, которые располагались на месте музея. На углу пл.Ленина и ул.Горького стоял одноэтажный кирпичный дом с полуподвалом. Он был построен в 1897 году для 1-й мужской земско-общественной школы. В 1912 году его полуподвальный этаж отдали под бесплатную земскую библиотеку-читальню, при которой работал музей наглядных пособий.

Библиотека в те годы бедствовала. Мало того, что она находилась в полуподвальном сыром помещении, с недостатком света, где уже 15 лет не производился ремонт, она ещё и не отапливалась, средства на приобретения книг и периодической печати не выделялись. Ни земская управа, ни сельский сход ничего не предпринимали, библиотеке практически приходилось выживать за счёт случайных пожертвований. По ряду этих и других причин она то открывалась, то закрывалась.

1913 год принёс библиотеке некоторое облегчение: помещение было отремонтировано, получены новые книги, стали выписываться журналы и газеты. 10 января она вновь распахнула свои двери для читателей, о чём сообщала газета «Саратовский вестник» за тот год.

На торжества по случаю открытия библиотеки пригласили и А. Г. Кассиля с супругой. Кассиль стал её завсегдатаем. Он приходил сюда, в основном, в вечернее время, но когда ему удавалось выкроить время днём, то старался взять с собой и детей.

Заведующая библиотекой Громова с усердием выполняла свои обязанности. Вскоре при общественной библиотеке-читальне был открыт отдел детской книги, увеличилась выписка новых журналов и газет, было проведено электрическое освещение.

Музей наглядных пособий обслуживал школы всего района. Его небольшую, но познавательную экспозицию с удовольствием посещали дети разных сословий. В июне 1913 года коллекция музея расширилась: поступили 100 экспонатов растений, грибов, вредителей садов и многое другое.

Рядом со школой располагалось здание Покровского волостного правления с высокой деревянной каланчой для обозрения города на случай пожара, а за ним — местной вольной пожарной дружины. На плане г. Покровска 1928 года показано, что в бывшем школьном здании в то время размещалась типография.

В 30-х годах в угловом здании находилась неполно-средняя школа № 9, которую возглавляла М.Г. Королёва, в дальнейшем — заведующая ГОРОНО. В 1940 году в школе, возглавляемой уже Тюбиной, числилось 278 учеников и 13 учителей. Преподаватели и учащиеся военного времени вспоминали, что в те годы здесь располагалось ФЗО № 5 — школа фабрично-заводского обучения. В последующие 15 лет в этом здании находилось общежитие 9-го ремесленного училища.

В1960- х годах, по воспоминаниям преподавателей Энгельсской школы киномехаников Н.В. Литвиновой, Л.М. Артемьевой (Сюрдюченко), Т.Г. Гущиной и В.В. Терещенко, в этом здании находился один из филиалов школы киномехаников, позже переименованный в училище. Здесь преподавали гуманитарные предметы — обществоведение и основы эстетики, располагались спортивный и актовый залы, дружина ДНД, библиотека, военный кабинет.

Сюда в начале 1970-х годов с Красноармейской улицы переехал краеведческий музей. В здании, где теперь располагается ЗАГС, музею стало тесно для правильного и полного размещения экспонатов. Такое решение было принято при директоре Евдокии Алексеевне Боженко, посвятившей музею много лет.

На новом месте была создана и новая экспозиция. Здесь появились динамические витрины, проекционный зал, кинозал и диорама Базарной площади Покровской слободы. Отдельные фрагменты экспозиции в музее были механизированы, а для каждого экспоната создана своя партитура света.

При входе в здание находился отдел родной природы, где был представлен животный мир Заволжья. В выставочном зале экспонировались коллекция картин художника Якова Вебера и скульптуры малых форм Валентина Белоуса. Здесь была создана стена с чеканкой и со световыми витринами для фарфора, привезённого из Саратовского музея имени Радищева. В этом зале проходили художественные выставки саратовских и энгельсских художников.

В лекционном зале размещались диорама Базарной площади под названием «Старый Покровск» и материалы, посвящённые Ф.Энгельсу, К.Марксу и В.Ленину. В окнах находились витражи, рассказывающие о четырёх вехах истории нашей страны. Затем располагался зал, где экспонировались предметы крестьянского быта и археологические находки. В этом же зале находились орудия труда и оружие каменного, бронзового и железного веков, предметы культуры и быта сарматов и половцев, кочевавших когда-то в Поволжье. Интерес посетителей вызывали доспехи половецкого воина, обнаруженные при раскопках кургана близ села Квасниковка. Также были представлены одежда, деревянный плуг, соломорезка, ручная мельница и ещё немало предметов первых поселян Поволжья. Особое внимание привлекала пушка XVIII века. Здесь же был отдел нумизматики.

Следующий зал отражал послереволюционный период (с октября 1917-го по июнь 1941 года). Здесь же находился и уголок Льва Кассиля. Потом посетители попадали в зал, материалы которого рассказывали о Великой Отечественной войне и первых послевоенных пятилетках.

В зале современности были представлены экспонаты продукции заводов имени Урицкого, свечного, топливных фильтров, комбината химических волокон, завода транспортного машиностроения, предприятий лёгкой промышленности и многих других. Продукция единственного в те годы в стране троллейбусного завода показывалась в виде движущейся модели троллейбуса. В других витринах вращались автомобильные запальные свечи, шпули... В этом же зале находился уголок, посвящённый космической теме, где центральные стенды занимали экспонаты с места приземления первого космонавта Земли. Экспозиция, посвящённая Ю.А. Гагарину, имела несколько уровней освещения.

Обновлённые экспозиции музея принимали уже при директоре Сергее Васильевиче Борисове. После реконструкции Энгельсский музей краеведения был удостоен I места среди региональных музеев РСФСР, а авторы проекта художники А.Ф. Суриков, К.А. Матвеева, В.М. Колесов и исполнители экспозиций Е.Валь-ков, Е.Журавлёв, Т.И. Трофимов, П.Е. Степаненко и инженер В.П. Польский получили награды. Посещаемость музея тогда возросла до 15000 человек в год.

В начале 80-х годов временно, пока шло строительство нового здания, музей разместился в бывшем школьном здании, расположенном на углу улиц Красноармейской и Телеграфной. Здесь было тесновато и поэтому музейщики с нетерпением ждали окончания строительства и переезда.

В те годы сотрудниками музея, которых было всего пять человек во главе с директором Таисией Михайловной Сергеевой, проводилась большая работа по созданию новой экспозиции. Для этого разрабатывались тематико-экспозиционные планы, описывались археологические, палеонтологические и этнографические экспонаты, собранные предшественниками. Велась работа по сбору новых материалов. В то время ЭКМ впервые в области начал проводить занятия с дошкольниками, чем немало удивил даже саратовских коллег. К сотрудникам музея стали обращаться с просьбами поделиться опытом.

С переездом в новое, более вместительное помещение жизнь музея резко изменилась в лучшую сторону, тем более что он совпал с. новой политикой в стране. В музее стали происходить кардинальные изменения. Открывались новые исторические факты, до этого умалчивающиеся. Модель музея, с точки зрения сотрудников, предстала перед горожанами совершенно в другом свете. Из центра идеологической работы он превратился в культурно-образовательное учреждение, к роли просветительства добавилась роль активного созидателя традиций и культуры. Музей преобразовался в центр, где ставились проблемы, волнующие массы, а прошлые события привязывались к реальности.

До 1990-х годов ярко и подробно описывались лишь революционные события и Великая Отечественная война, другие факты из местной истории замалчивались. Затем внимание музейщиков было направлено на устранение белых пятен в истории региона, год из года расширяя его географию.

Подготовка к 250-летнему юбилею города оживила интерес жителей к его истории. Сотрудники музея под руководством директора Светланы Ивановны Спиридоновой провели акцию «Музей и даритель». Горожане, объединённые единым мотивом, откликнулись на призыв музейщиков, и к ним потекла река различных предметов, имеющих историческую ценность, и документов, рассказывающих об удивительных судьбах наших земляков, что подчеркивало высокий нравственный смысл акции.

Одним из приоритетных направлений работы ЭКМ, преемника Центрального музея АССР НП, получившего доступ к материалам, в том числе и в собственных фондах, стало изучение историко-культурного наследия поволжских немцев. В 1996-1998 годы вместе с Международным союзом российских немцев, Ассоциацией учёных исследователей поволжских немцев, Саратовским государственным университетом, Саратовским областным музеем краеведения были проведены ис-торико-этнографические экспедиции в Энгельсский, Ровенский и Красноармейский районы (кантоны бывшей республики немцев Поволжья), результатом которых стало пополнение этнографической коллекции музея и экспонирование её на стационарной выставке.

При содействии Генерального консульства в Саратове состоялась научная конференция «История и культура немцев Поволжья», по материалам.которой были изданы Сообщения ЭКМ. Тогда же открылась выставка «Певец Волги», посвящённая творчеству заслуженного художника АССР НП Я.Я. Вебера. В 1997 году при поддержке Института «Открытое общество» (Фонда Сороса) и АОЗТ «За пальные свечи» была проведена Международная научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения одного из основателей Центрального музея АССР НП, выдающегося археолога П. Д. Pay. А также состоялось открытие краеведческой выставки «Рыцарь истории» и выставки графики московского художника Роунальда Берга, ученика Якова Вебера.

Юбилей города был отмечен открытием выставки «Корни мои в Покровске» народного художника России, академика живописи А.А. Мыльникова и выставки-ярмарки «На пути к рынку». Впервые в залах музея прошла выставка под названием «Мы дети твои» художников, чья судьба неразрывно связана с Покровском-Энгель-сом. Большим успехом пользуется ежегодная городская выставка декоративно-прикладного искусства «Добрых рук мастерство».

Затем в музее начинает проводиться работа по социокультурным проектам. В 1998 году в Тольятти состоялся «Музейный пикник», опыт которого переняли энгельсские музейщики, и 1999 год был ознаменован осуществлением грандиозного культурного проекта и в их родном городе.

Этот жанр пришёлся по душе многим жителям. Он получил образное для этого региона название «Варка арбузного мёда» и вовлёк в действо огромное количество горожан, побудил их к инициативе. Пикник выступил объединяющей силой музейных работников, его гостями были ещё четыре города Поволжья. Второй «Музейный пикник» прошёл уже под эгидой экологии, не только экологии природы, но и экологии души, культуры.

На рубеже XX — XXI веков музей проводил в год около 40 художественных и краеведческих выставок. Он ориентировался на самые последние достижения экспозиционной мысли и профессионализм музейных сотрудников. Некоторые выставки, планируемые на время, превращались в постоянные, например, «Стрелковое оружие» или фрагмент экспозиции «Покровская слобода».

Музей пользовался поддержкой института имени Гёте, совместными усилиями была создана выставка по историческому исследованию культуры немцев Поволжья. Работа шла и с потомками известных земляков: художников А.И. Кравченко и А.А. Мыльникова, учёных Г.Г. Дингеса и П.Д. Pay, купца-предпринимателя С.П. Петрова.

С начала 1990-х годов появляются новые формы работы. Большинство экскурсий в музее стали проводить в форме театрализованных представлений с участием в них персонажей прошедшей эпохи, популярных народных героев; начали вводить игровые и интерактивные формы (выстраивание диалога с посетителями). Большим успехом пользовались музыкальные вечера, посвящённые романсу, вальсу; проект «Музей плюс театр», церковные песнопения. Музей осваивал новые сферы деятель ности, одна из них — современные медиатехнологии (передача информации при помощи технических совершенствований, например, видеоарт, медиаискусство). Энгельсе -кие музейщики сотрудничали со многими музеями, для участия в различных проектах выезжали в другие города Поволжья.

В Санкт-Петербурге, в Русском музее, родилась идея создания детских артгерапевтических мастерских (арттерапия — врачевание искусством). Эту идею поддержали в Энгельсском музее, так здесь появилось «Толерантное творчество» — проект, созданный музейщиками совместно с психологами. На ярмарке социальных и культурных проектов в Саратове он выиграл грант. Проект «Половецкий стан» познакомил посетителей с наследием кочевых культур и возможностью развития культурного туризма этого региона.

В декабре 2000 года директором музея была назначена Ольга Викторовна Карпова. Этот период отмечен проектом «Великая степь. Древние технологии». В связи с этим проектом изучались различные древние способы производства изделий с последующей их передачей народным умельцам. Состоялся новый партнёрский крупный проект «Волжский сплав» с участием в нём волжских городов от Ярославля до Астрахани. В 2003 году ЭКМ принимал участие в музейном конкурсе нетрадиционных экспозиций с выставочным проектом «Молодёжные хроники города ангелов» и выиграл грант Фонда Сороса. В 2007 году состоялся партнёрский проект «Саратовское озеро. Сакральная география». Итогом этого проекта явился выпуск мифопоэти-ческого атласа Саратовского озера.

В настоящее время сотрудники музея под руководством Дмитрия Геннадьевича Решетова, сохраняя традиции предшественников, расширяют культурную деятельность, ведут большую работу с населением и по созданию экспозиций, новых выставок, проводят экскурсии,лекции,занятия.

Из книги С. Хоружая "Уголки родного города".
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Музей местной истории (ул. Горького, 4)
Саратов Сегодня - новости и журнал
волга
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 28/10/2020 02:07