01/12/2023 06:48 Литература Истории

Перед вами типичный образец статьи эпохи раннего социализма (о немецком государственном театре в Покровске), в которой словесная трескотня – конечно же, политически выверенная, – буквально затмевает зёрна конкретного смысла. Впрочем, кое-какие факты сегодняшнему читателю могут показаться интересными.
Вместе с ростом и успехами социализма растёт и пролетарская культура, «национальная по форме и социалистическая по содержанию» (Сталин). Одним из показателей этого роста у нас в АССР НП является создание немецкого государственного театра.
Сейчас театр вступил во второй год своего существования. Первый год работы немецкой труппы был годом исканий, нащупывания правильных путей своего дальнейшего развития, путей социалистического роста, путей превращения в подлинно пролетарский театр.
Сейчас театр начал сезон. Намечены вехи. Подобран репертуар. Сплоченые силы, организован коллектив артистов, значительно лучший, чем в прошлом году. Таким образом, возможность для работы, для воспитания зрителя - в основном рабочих заводов и трудящихся города Энгельс - налицо, их нужно только умело использовать.
Одновременно с основной национальной немецкой труппой в текущем зимнем сезоне будет работать и русский коллектив. Перед ним стоят те же самые задачи – поднятия культурного уровня широких трудящихся масс на ещё более высокую ступень, работы над художественным воспитанием трудящихся Немреспублики, над тем, чтобы «сценическая правда пролетарско го театра в полной мере отражала правду классовой борьбы пролетариата и строительства социализма».
(А. Бубнов.) (Андрей Бубнов, - нарком просвещения РСФСР. - "НГ-Энгельс".)
На разрешение этой задачи и должны быть направлены все силы, все стремления как немецкого, так и русского коллективов. Надо, чтобы в течение зимнего сезона 1932 – 33 года Немгостеатр стал театром периода строительства социализма, т. е. театром, который «дол жен убеждать» и вдохновлять, клеймить и осмеивать, заряжать бодрым смехом победы и удесятерять силы миллионов искрящимся весельем.
«При этом театр должен уметь не зарываться в мелочах, хотя бы боевой жизни нашего дня, не быть копировальщиком и регистратором фактов текущей злобы дня, не отрываясь ни на секунду от этих «мелочей», живя жизнью сегодняшнего момента, сливаясь с его боевым потоком, поднимаясь на высоту больших художественных обобщений, углубляющих пони мание жизни и её задач, облегчающих её познание и тем самым помогающих овладению и руководству строительством социализма» (А. Бубнов).
Первую роль в решении этой задачи бесспорно должен сыграть репертуар театра. Он определяет границу возможностей роста на тот или иной период, он в известной степени определяет направление театра, вернее, говорит о том, насколько правилен путь, избранный коллективом для разрешения главнейшей задачи «отображать правду классовой борьбы пролетариата и строительства социализма».
Просмотрим репертуар Госнемтеатра. Здесь наряду с известными дра матическими произведениями вроде: «Темп и натиск» Касьянова и Тригера, «Страх» - Афиногенова, «Цвета защиты» - Зорича, «Егор Булычёв и др.» - Максима Горького, мы имеем «Меж дуборье» – Кудрина, «Князь Мстислав Удалой» - Прута, «5 сантиметров» - Швейцера, «Доктор Егор Кузнецов» - Шкварнина, «Сталь» - Шимневича.
В репертуар вошли и классики: «12-я ночь» Шекспира, «Доходное место» Островского, «Горе от ума» Грибоедова, «Слуга двух господ» Гольдони, «Ревизор» Гоголя. Кроме того, в репертуар включена новая премированная пьеса молодых драматургов Тур «Земля и небо».
Репертуар не плох. Но он обязывает. Желание дать зрителю не только новые, злободневные пьесы, не только познакомить его с лучшими драматическими вещами, но и показать классиков, показать строительство социализма, классовую борьбу пролетариата, – видно из подбора пьес.
Театр хочет разрешить поставленную перед ним задачу и подо шёл к её разрешению как будто неплохо. Сезон начался.
Мы видели уже на сцене Немгостеатра «Междуборье» - Кудрина, «Страх» - Афиногенова. И вот тут нужно остановиться на исполнителях. Надо сказать об артистах, от которых зависит очень и очень многое.
Если, давая оценку «Междуборью» на сцене Немгостеатра, если говорить об исполнении этого спектакля, можно ска зать «неплохо», то качество игры коллектива в «Страхе» не может получить иной оценки как «плохо».
Плохо продуманы роли, плохо осознаны, плохо поданы. Было бы неправильно делать из этого скороспелый, а значит, и неправильный вывод (как это пытаются сделать некоторые) о том, что коллектив «слаб, никуда не годен, его надо разогнать». Нет!
Плохая постановка «Страха» - это толь ко сигнал. Сигнал – напоминание о том, что актёр нашего пролетарского театра, Немгостеатра в данном случае, должен идти в уровень с ростом театра, с ростом зрителя.
А это возможно только при условии, если актёр «сможет стоять в центре великих проблем нашей эпохи, постоянно учиться на великих образцах актёрского искусства периода подъёма прошлых эпох и напряжённой работой и неиссякаемым трудолюбием создавать на сцене театра художественные образы, проникнутые идеями и эмоциями эпохи пролетарской революции.
И тогда он будет не только идти в уровень с ростом социалистического театра, но и быть решающим фактором в его оформлении, развитии и победах». Отсюда практический вывод: не застывать, не останавливаться на достигнутом, а работая – учиться, учась работать, идти вперёд, овладевать техникой театрального мастерства, изучать игру вели ких артистов, использовать всё лучшее, все достижения прошлых эпох для поднятия пролетарского искусства на ещё более высшую ступень.
Ленин говорил: «Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запа сов знаний, которое человечество выра ботало под гнётом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества».
Это замечание может быть отнесено и к такой обла сти культуры, как искусство театра. Театр является одной из важнейших составных частей не только фронтов искусства, но и культурной революции. Театр у нас, в СССР, активно участвует в строительстве социализма.
Немгостеатр всей практикой своей работы дол жен доказать, что и он является актив ным участником соцстройки, подлинно пролетарским театром эпохи строительства социализма.
Л. «Трудовая правда» № 262 от 18 ноября 1932 года
Вместе с ростом и успехами социализма растёт и пролетарская культура, «национальная по форме и социалистическая по содержанию» (Сталин). Одним из показателей этого роста у нас в АССР НП является создание немецкого государственного театра.
Сейчас театр вступил во второй год своего существования. Первый год работы немецкой труппы был годом исканий, нащупывания правильных путей своего дальнейшего развития, путей социалистического роста, путей превращения в подлинно пролетарский театр.
Сейчас театр начал сезон. Намечены вехи. Подобран репертуар. Сплоченые силы, организован коллектив артистов, значительно лучший, чем в прошлом году. Таким образом, возможность для работы, для воспитания зрителя - в основном рабочих заводов и трудящихся города Энгельс - налицо, их нужно только умело использовать.
Одновременно с основной национальной немецкой труппой в текущем зимнем сезоне будет работать и русский коллектив. Перед ним стоят те же самые задачи – поднятия культурного уровня широких трудящихся масс на ещё более высокую ступень, работы над художественным воспитанием трудящихся Немреспублики, над тем, чтобы «сценическая правда пролетарско го театра в полной мере отражала правду классовой борьбы пролетариата и строительства социализма».
(А. Бубнов.) (Андрей Бубнов, - нарком просвещения РСФСР. - "НГ-Энгельс".)
На разрешение этой задачи и должны быть направлены все силы, все стремления как немецкого, так и русского коллективов. Надо, чтобы в течение зимнего сезона 1932 – 33 года Немгостеатр стал театром периода строительства социализма, т. е. театром, который «дол жен убеждать» и вдохновлять, клеймить и осмеивать, заряжать бодрым смехом победы и удесятерять силы миллионов искрящимся весельем.
«При этом театр должен уметь не зарываться в мелочах, хотя бы боевой жизни нашего дня, не быть копировальщиком и регистратором фактов текущей злобы дня, не отрываясь ни на секунду от этих «мелочей», живя жизнью сегодняшнего момента, сливаясь с его боевым потоком, поднимаясь на высоту больших художественных обобщений, углубляющих пони мание жизни и её задач, облегчающих её познание и тем самым помогающих овладению и руководству строительством социализма» (А. Бубнов).
Первую роль в решении этой задачи бесспорно должен сыграть репертуар театра. Он определяет границу возможностей роста на тот или иной период, он в известной степени определяет направление театра, вернее, говорит о том, насколько правилен путь, избранный коллективом для разрешения главнейшей задачи «отображать правду классовой борьбы пролетариата и строительства социализма».
Просмотрим репертуар Госнемтеатра. Здесь наряду с известными дра матическими произведениями вроде: «Темп и натиск» Касьянова и Тригера, «Страх» - Афиногенова, «Цвета защиты» - Зорича, «Егор Булычёв и др.» - Максима Горького, мы имеем «Меж дуборье» – Кудрина, «Князь Мстислав Удалой» - Прута, «5 сантиметров» - Швейцера, «Доктор Егор Кузнецов» - Шкварнина, «Сталь» - Шимневича.
В репертуар вошли и классики: «12-я ночь» Шекспира, «Доходное место» Островского, «Горе от ума» Грибоедова, «Слуга двух господ» Гольдони, «Ревизор» Гоголя. Кроме того, в репертуар включена новая премированная пьеса молодых драматургов Тур «Земля и небо».
Репертуар не плох. Но он обязывает. Желание дать зрителю не только новые, злободневные пьесы, не только познакомить его с лучшими драматическими вещами, но и показать классиков, показать строительство социализма, классовую борьбу пролетариата, – видно из подбора пьес.
Театр хочет разрешить поставленную перед ним задачу и подо шёл к её разрешению как будто неплохо. Сезон начался.
Мы видели уже на сцене Немгостеатра «Междуборье» - Кудрина, «Страх» - Афиногенова. И вот тут нужно остановиться на исполнителях. Надо сказать об артистах, от которых зависит очень и очень многое.
Если, давая оценку «Междуборью» на сцене Немгостеатра, если говорить об исполнении этого спектакля, можно ска зать «неплохо», то качество игры коллектива в «Страхе» не может получить иной оценки как «плохо».
Плохо продуманы роли, плохо осознаны, плохо поданы. Было бы неправильно делать из этого скороспелый, а значит, и неправильный вывод (как это пытаются сделать некоторые) о том, что коллектив «слаб, никуда не годен, его надо разогнать». Нет!
Плохая постановка «Страха» - это толь ко сигнал. Сигнал – напоминание о том, что актёр нашего пролетарского театра, Немгостеатра в данном случае, должен идти в уровень с ростом театра, с ростом зрителя.
А это возможно только при условии, если актёр «сможет стоять в центре великих проблем нашей эпохи, постоянно учиться на великих образцах актёрского искусства периода подъёма прошлых эпох и напряжённой работой и неиссякаемым трудолюбием создавать на сцене театра художественные образы, проникнутые идеями и эмоциями эпохи пролетарской революции.
И тогда он будет не только идти в уровень с ростом социалистического театра, но и быть решающим фактором в его оформлении, развитии и победах». Отсюда практический вывод: не застывать, не останавливаться на достигнутом, а работая – учиться, учась работать, идти вперёд, овладевать техникой театрального мастерства, изучать игру вели ких артистов, использовать всё лучшее, все достижения прошлых эпох для поднятия пролетарского искусства на ещё более высшую ступень.
Ленин говорил: «Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запа сов знаний, которое человечество выра ботало под гнётом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества».
Это замечание может быть отнесено и к такой обла сти культуры, как искусство театра. Театр является одной из важнейших составных частей не только фронтов искусства, но и культурной революции. Театр у нас, в СССР, активно участвует в строительстве социализма.
Немгостеатр всей практикой своей работы дол жен доказать, что и он является актив ным участником соцстройки, подлинно пролетарским театром эпохи строительства социализма.
Л. «Трудовая правда» № 262 от 18 ноября 1932 года

Совхозноколхозныеые театры
В этом году в Немреспублике будут работать два совхозно-колхозных театра: немецкий и русский. Русский театр будет иметь свою базу в Красном Куте, откуда будут выезды на гастроли в другие кантоны – в колхозы и совхозы.
Немецкий совхозно-колхозный театр будет иметь свою базу в гор. Марксштадте (или Бальцере) (Бальцер - ныне г. Красноврмейск. - "НГ- Энгельс").
«Трудовая правда» № 36 от 12 февраля 1935 года.
Ведущий рубрики Александр Бурмистров "Новая газета - Энгельс" № 47 (124) 28 ноября 2023 г.
В этом году в Немреспублике будут работать два совхозно-колхозных театра: немецкий и русский. Русский театр будет иметь свою базу в Красном Куте, откуда будут выезды на гастроли в другие кантоны – в колхозы и совхозы.
Немецкий совхозно-колхозный театр будет иметь свою базу в гор. Марксштадте (или Бальцере) (Бальцер - ныне г. Красноврмейск. - "НГ- Энгельс").
«Трудовая правда» № 36 от 12 февраля 1935 года.
Ведущий рубрики Александр Бурмистров "Новая газета - Энгельс" № 47 (124) 28 ноября 2023 г.
Рубрики: Литература Истории
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Убеждать и вдохновлять