Свято-Тро­ицкий храм: кусочек неба на грешной земле - Волга Фото

Волга Фото

Свято-Тро­ицкий храм: кусочек неба на грешной земле

19/03/2012 07:05 Литература
Свято-Тро­ицкий храм: кусочек неба на грешной земле

Свято-Троицкий храм выкрашен в голубой цвет. Это цвет неба, \"где Боженька живет\", это цвет Хрис­товых одеяний (на картинах и иконах). И еще это цвет надежды.

Еще лет десять назад надежда на возрождение храма, в котором тогда располагалась центральная библиотека, теплилась слабее церковной свечки. Однако 11 декабря 1990 года отец Александр, постав­ленный настоятелем храма, получил ключи от зда­ния церкви, а уже 16 декабря в нем прошла первая служба. Через два года начались строительные ра­боты и 25 апреля 1995 года на заново отстроенную 44-метровую колокольню был водружен 9-тонный ку­пол, а 21 мая 1996 года над центром города впервые за многие десятилетия поплыл колокольный звон с двух колоколов Свято-Троицкой колокольни.
Свято-Тро­ицкий храм: кусочек неба на грешной земле

Такова краткая хронология чуда возрождения хра­ма, которое, как и всякое чудо, произошло не благо­даря, а вопреки. Вопреки всем бедам и тяготам на­шего времени. И конечно, это настоящий трудовой подвиг настоятеля отца Александра, освоившего тонкости всех строительных специальностей—про­стого мастера, прораба, начальника стройки. Сейчас он с благодарностью называет имена тех, кто помо­гал и помогает ему в этом деле—бывшего мэра Алек­сандра Маликова, нынешнего мэра Ивана Свистунова, Александра Сеноженского, Александра Стрелюхина и многих других.

Свято-Троицкий храм—единственный, первый и последний храм, восстановленный из бывших в на­шем городе до большевистского погрома. Его стро­ительство началось в 1818 году. Длилось семь лет. Храм построен во славу Святой Троицы. Святая Тро­ица—это единый Бог, сущий в трех Лицах—Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Тайна Святой Троицы— одна из важнейших в христианской догматике и, по учению отцов церкви, постигаться должна не столько умом, сколько сердечным устремлением.

Вообще, язык образов, а не отвлеченных логичес­ких схем—главный язык русского православия. Как рассказывает древнерусская летопись \"Повесть вре­менных лет\", именно красота православного констан­тинопольского (Византия) обряда побудила тысячу лет назад князя Владимира обратить Русь именно к этой вере. С князем Владимиром беседовали и му­сульмане, и католики, и хазарские иудаисты.\'И визан­тийские философы. Но только услышать мало. И де­сять \"мужей добрых и смысленных\" посланы князем, чтобы своими глазами посмотреть на зримую реаль­ность каждой \"веры\", предстающую в обряде. И не понравились посланцам ни мусульманские обряды (\"несть веселья в них\"), ни католические (\"красоты не видехом никоеяже\"). Но в Константинополе патриарх показал им наконец,\"красоту церковную\", и они рас­сказывают своему князю: \"...не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и та­кой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человаками пребывает, и богослужение Их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забыть красоты той\". И этот аргумент— аргумент красоты—оказался решающим в выборе религии. Где красота—там Бог, красота—критерий исти­ны и подлинности.

Этот критерий красоты лег в основу и русского цер­ковного зодчества. Им объясняется парадокс, ставящий в недоумение людей, далеких от православия, или за­езжих иностранцев: среди ужасающей скудости,, убо­гости и бедности русской жизни высятся поражающие своим пышным великолепием и богатством православ­ные храмы.

Это способ верования, по которому Богу отдается самое лучшее и зачастую и самое последнее. Поэтому уже обросли мрамором ступени храма. Поэтому и ви­дятся отцу Александру расписанные голубым цветом купола, украшенные золотыми звездами, как небесный свод. А в еще более дальней перспективе—не покры­тые красной медью, темные, как сейчас, купола, а позо­лоченные. Но самая первая задача—внутренние отделочные работы, роспись стен и сводов и восстановле­ние сохранившихся настенных фресок. Это то, к чему уже приступили и что будет делаться в ближайшие ме­сяцы.В восстановлении Свято-Троицкого храма видится не только акт восстановления справедливости по отно­шению к церкви и чувствам верующих, но и более глу­бокий символ—символ доброй надежды на возрожде­ние народного духа в его самых лучших проявлениях.

Правило вполне определенно: или Богу свечка, или черту кочер­га. Третьего не дано. Вспоминается рассказ одной ве­рующей старушки, как она видела в изуродованном зда­нии храма его \"библиотечного\" периода огромного беса в его полном артикулярном параде, то есть с рогами, с рожей обезьяны и с козлиным носом. А по книжным полкам прыгали более мелкие бесенята.

Так это было или не так, легенда это или нет мож­но спорить. Но святые отцы говорили то же самое: если из дома выгоняется Бог, в нем поселяется дьявол. И уж совершенно достоверно, что не в такие давние време­на на месте разоренного алтаря вместо Христова лика был помещен портрет другого бога, земного идола— Сталина и расставлены свои, иные \"святые\" книги— труды отцов-вероучителей от марксизма-ленинизма. Какой поражающий, совпадающий до деталей парал­лелизм перевернутых ценностей! В полном соответст­вии с давним пророческим словом: не поклонишься ис­тинному Богу, тогда поклонишься идолу, а идол потре­бует своих жертв...

ВМЕСТО ЭПИЛОГА. По своему размеру Свято-Тро­ицкий храм рассчитан на пять тысяч человек. Сейчас, по словам отца Александра, в праздники в нем присутст­вует около 500 человек. Че­тыре с половиной тысячи мест еще остаются свобод­ными...

Новая газета 23 января 1997 год. Автор Олег Сафонов.
Рубрики: Литература
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Свято-Тро­ицкий храм: кусочек неба на грешной земле
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Саратов Сегодня - новости и журнал
волга
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 24/10/2017 12:46