Космическое заволжье - Волга Фото

Волга Фото

Космическое заволжье

10/04/2011 07:46 Литература
Космическое заволжье

Наше Заволжье 12 апреля 1961 года получило «статус» космического. Место приземления первого космонавта мира знают все: недалеко от деревни Смеловка Терновского (ныне Энгельсского) района Саратовской области, в 27 километрах южнее города Энгельса. Географические координаты: 51° 16\' северной широты и 45° 59\' восточной долготы. Так оно обозначено во всех космических каталогах мира.
За год до полета в космос.

После успешного запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года стало ясно, что на очереди — полет человека в космос. Но когда? На этот вопрос не могли ответить даже ученые, непосредственно занимавшиеся космическими проб¬лемами. Никто из них не мог сказать, как поведет себя человек в условиях невесомости, выдержит ли он физические нагрузки, преодолевая земное притяжение, сможет ли нормально мыслить и действовать на всех этапах полета. О коварности невесомости предупреждал еще К. Э. Циолковский, хотя и верил, что человек покорит космическое пространство. Некоторые ученые считали: в условиях невесомости человеческий организм будет неспособен функционировать нормально.

Людей науки и специалистов в области космоса не так беспокоили технические возможности полета человека в космос, как его физические и моральные качества, способные выдержать этот полет. Поэтому к первому запуску ракеты с человеком на борту шли очень осторожно как советские, так и американские специалисты. В США примерно на год раньше, чем в СССР, начали подготовку астронавтов для первого космического полета. В печати появились сообщения, что полет первого астронавта намечен на 28 апреля 1961 года. Советские ученые внимательно следили за работой американцев и тоже очень спешили.

В конце 1959 года началось формирование первого отряда со¬ветских космонавтов. Из трех тысяч летчиков-истребителей было отобрано двадцать кандидатов. На первых порах они теоретически вживались в новую роль: слушали лекции, изучали астрономию.
Вскоре начались специальные занятия.

Начали с парашютной подготовки.

Почему с нее? Ведь летчики имели навыки парашютных прыжков. Специалисты считали эту часть программы очень важной. Во-первых, приземление первого космонавта предполагалось не в кабине корабля, как это делается в настоящее время, а на парашюте.

На высоте 7 тысяч метров космонавт катапультируется из кабины и автономно приземляется. На завершающем этапе космического полета никто не хотел рисковать жизнью космонавта — техника посадки в кабине корабля не была надежно отработана, поэтому важна была парашютная подготовка. Во-вторых, парашютный спорт вырабатывает смелость, хладнокровие, выдержку-то есть те качества, без которых невозможно совершить космический полет.
Руководителем парашютной подготовки назначили заслужен¬ного мастера спорта СССР, неоднократного рекордсмена мира, испытателя первых катапульт полковника Н. К. Никитина.

Он должен был научить космонавтов различным способам отделения от парашюта, определять расстояние до земли, приводнению, прыжкам в обычной парашютной форме и в скафандре, управлять телом в период свободного падения до раскрытия парашюта.

Для выполнения этой программы космонавтам необходимо было за месяц-полтора сделать до сорока и более парашютных прыжков. Нельзя сказать, что космонавты обрадовались, узнав об этом. Известное дело: летчики не любят прыгать с парашютом.

— Будут прыжки с задержкой раскрытия парашюта от десяти до пятидесяти секунд,- пообещал Никитин.
— Это же мастерская норма! — воскликнул кто-то из космонавтов.
— Да. Иначе вы не научитесь скользить в воздухе, делать ви¬ражи, управлять парашютом, приземляться на выгодном участке земли, уметь держаться на воде.

13 апреля группа подготовки вылетела из Москвы на военный аэродром, расположенный на окраине города Энгельса. Ровно через год, 12 апреля 1961 года, здесь приземлится первый космонавт мира. Случайность или точный расчет специалистов? На этот вопрос ответить не просто. Дело в том, что радиус приземления первого космонавта допускался специалистами от 400 до 600 километров. Куда он точно приземлится, никто не знал. Некоторые высказывают мысль, что руководство уже заранее определило Гагарина на первый полет и решило провести парашютную подготовку в знакомых ему местах. Действительно, Юрий Алексеевич, будучи курсантом Саратовского аэроклуба, часто летал здесь.

В Энгельсе командир войсковой части представил молодым офицерам инструктора наземной парашютной подготовки капитана М. И. Максимова — начальника парашютно-десантной службы части.

Вначале Михаил Ильич скептически отнесся к молодым летчикам. Он считал, что только прыжок с парашютом дает настоящее ощущение полета. Михаил Ильич не знал тогда, на какой полет готовятся эти молодые люди: их представили как будущих инструкторов парашютно-десантной подготовки.
На следующий день по прибытии в часть началось первое занятие. Максимов рассказывал о нем:

— В первый день занятий я объяснил им устройство и укладку парашюта. Парашют был новой конструкции, и они еще не знали его устройства. Минут через двадцать ко мне подходит старший лейтенант Гагарин и просит самостоятельно уложить парашют на завтрашний прыжок. Следом за ним подходит еще один — стар¬ший лейтенант Леонов: «Разрешите и мне самостоятельно уложить парашют?» Тогда я рассердился: только что объяснил, а они уже все поняли! Позвал укладчика и сказал ему, чтобы он «погонял» этих двух храбрецов, а если не справятся, то завтра отстранить их от прыжков. Через несколько минут укладчик приходит и докладывает, что парашюты офицеры уложили правильно.
После этого случая Максимов изменил отношение к молодым лейтенантам.

Много внимания уделялось наземной подготовке. В нее входила отработка техники приземления, полевой укладки парашюта и его надевание на человека. Прыгали на подвесной системе тренажера Борщевского.

У Михаила Ильича был фотоаппарат. Иногда он снимал своих подопечных. Благодаря ему для истории завоевания космического пространства сохранилось пятнадцать фотоснимков парашютной подготовки первого отряда космонавтов. На многих из них мы ви¬дим Ю. А. Гагарина. Он внимателен и сосредоточен. Запечатлены моменты его прыжка с тренажера: «Приготовиться!», «Пошел!», приземление.

В обширной коллекции Максимова была фотография с дарственной надписью Юрия Гагарина: «Максу» — «Ноги». Михаил Иль¬ич так расшифровал этот автограф:
— Макс — это краткий вариант моей фамилии. Не Максимов, а «Макс», так дружески они называли меня. А «Ноги» — это ко¬манда, которую знают все парашютисты. Когда молодой, неопыт¬ный парашютист идет на приземление и неправильно держит ноги, то ему кричишь: «Ноги! Ноги!» Вот они и запомнили эту команду. Бывали и чрезвычайные обстоятельства. Во время прыжков с парашютом у А. А. Леонова произошел случай, который мог привести к гибели. Алексей Архипович слишком сильно дернул за вытяжное кольцо, его перевернуло на спину, и он повис вниз головой. Леонов понял, что стропы парашюта зацепились за бронеспинку. Он летел к верной гибели, поскольку отцепить за спиной стропы было почти невозможно. Алексей Архипович нечеловеческим уси¬лием разогнул бронеспинку, парашют раскрылся, и он успел благополучно приземлиться.

С каждым днем прыжки усложнялись. Полковник Никитин вывозил будущих космонавтов на Черное море, сбрасывал в пустыне, учил выживать в неблагоприятных условиях и «выходить» из аварийных ситуаций. Иногда вставали в три часа ночи, чтобы «ухватить» хорошую погоду, потом прыгали днем и ночью в любую погоду.

Несмотря на жесткую программу подготовки, выпадало и свободное время. Летчики часто бывали в городе Энгельсе, гуляли по его улицам, купались в Волге, ходили на танцы в парк, в ки¬нотеатр. Некоторые счастливчики, например Юра Гагарин, бы¬вали на чаепитии у четы Максимовых.

А. А. Леонов в свободное от занятий время готовил и выпускал «Боевые листки», которые поднимали настроение ребят перед прыжками. Некоторые из них сейчас экспонируются в космических музеях страны. И почти во всех «листках» отмечалась хорошая подготовка старшего лейтенанта Гагарина.
За месяц будущие космонавты сделали по сорок и более прыжков с парашютом. 19 мая 1960 года они сдали зачетные прыжки, и полковник Никитин объявил, что вся программа успешно выполнена, всем офицерам присваивается звание инструктора парашют¬но-десантной подготовки.
Будущие космонавты сфотографировались на память вместе со своими наставниками, а вечером того же дня вышел очередной и последний «Боевой листок» с рисунком Алексея Леонова: перед Никитиным стоят на коленях офицеры и просят у него разрешения хотя бы еще на один прыжок. И подпись: «Невиданное в авиации».

За короткое время члены группы подготовки прошли на Энгельсской земле хорошую школу смелости. Об этом периоде они всегда с теплотой вспоминали и вспоминают и благодарят тех, кто принял непосредственное участие в их парашютной подготовке, в том числе и капитана М. И. Максимова. А значки инструктора парашютно-десантной подготовки они и теперь носят с гордостью рядом со многими наградами, которые получили за свои космические полеты.
15 мая 1960 года в космос полетел корабль «Восток», рассчи¬танный для полета с человеком на борту. Приближался день, когда в полет отправится аппарат, управляемый человеком.

20 мая будущие космонавты покинули энгельсскую землю и возвратились в Центр подготовки для дальнейшего выполнения программы по штурму космоса.

В заданном районе.

Прошел еще год напряженной работы. В казахской степи было запущено семь космических кораблей «Восток» с манекеном и животными на борту. Испытывали корабли на прочность, надежность и точность посадки. Не все корабли вернулись на землю… Третий и два последних полета прошли успешно. 10 апреля 1961 года, на заседании Государственной комиссии было принято решение: первым в космический полет послать старшего лейтенанта Гагарина Юрия Алексеевича, запасными были утверждены офицеры Г. С. Титов и Г. Г. Нелюбов.

В отечественной и мировой печати до сих пор муссируется вопрос: был ли Юрий Гагарин первым человеком в космосе. Неко¬торые авторы приводят даже конкретные фамилии «первых».

Мне довелось ознакомиться с подлинными документами. Вот «Акт о результатах экзаменов, проведенных со слушателями-космонавтами Центра подготовки космонавтов ВВС», составленный членами специальной комиссии, которая 17—18 января 1961 года провела работу по отбору первых шести человек для непосредственной подготовки их к первому полету в космос и установила такую очередность: Ю. А. Гагарин, Г. С. Титов, Г. Г: Нелюбов, А. Г. Николаев, В. Ф. Быковский, П. Р. Попович. 25 января 1961 года, то есть за два с половиной месяца до старта первого человека в космос, маршал авиации К. А. Вершинин утвердил этот акт.

Когда Юрий Алексеевич узнал о том, что он первым полетит в космос, то решил написать письмо-завещание жене и дочерям. Вчитайтесь в этот человеческий документ и подумайте: можно ли его придумать?

«Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка!
Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым… Через день я должен стартовать. Вы в это время уже будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой.

В технику я верю полностью, она подвести не должна… Ну, а если что случится, то прошу вас, и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуй¬ста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Ну, а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать.

…Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги им в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им и не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-крепко вас обнимаю и целую.

С приветом ваш папа и Юра. 10.04.61 г. Гагарин».

Рано утром 12 апреля он занял свое место в кабине корабля «Восток» за два часа до старта. Прямо перед его глазами на при¬борной доске замер маленький глобус с двумя отметками: место старта и место посадки. Как утверждает Марк Галлай — инструктор-методист по пилотированию космических кораблей с человеком на борту, он — глобус — должен был совершить один оборот и остановиться в районе зеленого Поволжья. А недалеко от космического корабля по всей окружности стартовой площадки цвели красные и желтые тюльпаны, запомнившиеся Юрию Алексеевичу. Об этом он не раз говорил после полета в космос.

Была среда — обычный день. Никто не предполагал, что он ста¬нет легендарным. Вся страна была разбита на четыре зоны, где созданы специальные парашютные поисковые группы, в которые входили парашютисты и врачи, готовые оказать необходимую медицинскую помощь космонавту. Кроме этого, министр обороны СССР маршал Р. Я. Малиновский дал указания командующим военных округов приготовиться для встречи космонавта, если он будет приземляться на территории их округов.

В 6 часов утра 12 апреля 1961 года все поисковые группы, посты и отряды были приведены в готовность № 1.

В 9 часов 07 минут в далеком Байконуре стартует первый космонавт мира Юрий Алексеевич Гагарин. Радуется, ликует вся Земля. «Человек в космосе!» Звучит на разных языках мира имя первооткрывателя космоса.

…На полевом стане колхоза «Ленинский путь» Энгельсского района Саратовской области шла пересменка: из ночной смены возвращались механизаторы, проводившие весеннюю пахоту и посев яровой пшеницы, другие готовились к работе. Кто-то включил радиоприемник. И вдруг — сообщение ТАСС о первом полете человека в космос!

Механизаторы возбужденно стали обсуждать это событие. Они, разумеется, и подумать не могли, что через несколько минут будут разговаривать с человеком, только что побывавшим в загадочном космосе.

…Примерно в десять часов Гагарин услышал голос командного пункта:
— Юра, включаем тормозной двигатель.
Гагарин взглянул на глобус и оторопел: перед ним была Африка.
— Не дай бог приземлиться в Африке,- подумал Юрий Алексеевич.

Он, конечно, знал, что тормозной путь кабины корабля составляет 8 тысяч километров. Но уж так организована психика человека, что сначала возникают эмоции, потом начинает действовать разум…

Кабина стремительно врезалась в плотные слои атмосферы. Ее закружило, обшивка стала гореть, по стеклу иллюминатора струился раскаленный металл. Связь с Землей в этот момент оборвалась.

На высоте 7 тысяч метров, согласно программе полета, Юрий Алексеевич катапультировался из кабины корабля и на парашюте стал опускаться на землю. Многие люди до сих пор путают место приземления космонавта и кабины. В официальной печати сообщалось, что Ю. А. Гагарин приземлился в кабине корабля «Восток». Это неправда. Юрий Алексеевич автономно приземлился на парашюте. При отстреле из кабины он потерял рацию и надувную рези¬новую лодку, тем самым лишившись возможности сообщить поисковым группам, где находится.

С большой высоты Гагарин увидел извилистую Волгу, узнал ее, обрадовался, но с помощью строп парашюта стал скользить по воздуху, уходить от реки, от вероятного приводнения… «Случилось, как в хорошем романе: мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете»,- писал потом первый космонавт мира. Напомним, что год назад он проходил здесь парашютную подготовку и, конечно, хорошо знал эту местность, очертания городов Саратова и Энгельса.

…Недалеко от полевого стана стоял один-единственный домик — сторожка лесничего Абрама Абрамовича Тахтарова. Его жена Анна Акимовна с шестилетней внучкой Ритой сажала на ого¬роде картошку. Они не знали, что в космосе летает человек. Рита доставала из ведра картошку, подавала бабушке, а та опускала ее в лунку. Рядом с ними резвился пятнистый теленок. В какой-то момент Рита глянула на небо и тут же испуганно дернула бабушку за подол:
— Смотри, чего-то летит.

Анна Акимовна подняла голову вверх и… о аллах! Прямо на них опускалось какое-то красно-оранжевое чудо на парашюте. Бабушка испуганно схватила внучку и побежала к дому. Но больные ноги не слушались ее. Рита вырвалась вперед и что-то кричала бабушке. Неожиданно Анна Акимовна услышала за спиной голос:

— Мамаша, куда вы бежите?! Не бойтесь, я — свой!
Анна Акимовна оглянулась и увидела человека в странной одежде, который, улыбаясь, шел прямо к ней. Она остановилась. Будь что будет, сказала себе и стала настороженно следить за пришельцем с неба.

— Не бойтесь! — повторил он.- Я — космонавт. Только что с корабля.

—«С какого парохода?! Тут пароходы не ходят…» — подумала Тахтарова, подозрительно глядя на незнакомца.
—Есть ли у вас какой-нибудь транспорт? Мне надо срочно сообщить, где я нахожусь.

— Ну… если лошадь умеешь запрягать, то пошли,- сказала Анна Акимовна, продолжая плохо думать о незнакомце.

— Лошадь тоже транспорт. Пошли.
Во дворе Тахтаровых стояли лошадь и телега. Нежданный гость тяжело ступал по сырой земле. Вдруг он остановился и обернулся в сторону бугра, откуда бежали люди…

Таким я запомнил рассказ Анны Акимовны Тахтаровой, слышанный дважды.

На полевом стане механизаторы продолжали разговор на космическую тему. Нашлись свои «профессора» в этом деле и стали объяснять, что это за техника, которая сумела вывести человека в космос. Кто-то сказал, что было бы интересно послушать самого Гагарина: «что и как», можно ли жить в космосе.

Вскоре передали сообщение ТАСС: Гагарин пролетел над Африкой, чувствует себя хорошо. Не успели механизаторы прокомментировать это сообщение, как услышали сильный взрыв. Что случилось?! На грозу не похоже — кругом ясное небо. Все выскочили из полевой будки, глядят во все стороны — ничего не видно. Тут тракторист Яков Михайлович Лысенко показал рукой на небо: — Хлопцы, лытыть шось такэ?!

Механизаторы увидели в небе два ярких парашюта. На одном висел какой-то предмет в виде котла или шара. Он приземлялся недалеко от их села Узморье. На другом парашюте они определили человека в странной одежде, похожего на водолаза. Он опускался почти на их полевой стан, но потом вдруг заскользил в сторону неглубокой балки. Механизаторы знали это место. Там в балке была весенняя вода, можно утонуть. Кто-то залез на крышу вагончика — посмотреть, как этот человек приземлится. Но с вагончика балка не просматривалась. Я. М. Лысенко заметил колхозную машину — семеновоз,- водителем которой был молодой паренек Павел Мищенко. Механизаторы к нему — поехали, мол, туда, по¬смотрим, кто такой, разберемся. Все они помнили громкое дело с американским шпионом-летчиком Пауэрсом. Может быть, очередной шпион?!

— Некогда мне,- ответил Мищенко: видно, испугался.- Не такое время, чтобы по полям разъезжать. Сеять надо.Сказал серьезно и поехал с зерном к сеялкам.

Что делать? Любопытство взяло верх. Набралось шесть смельчаков: учетчик И. К. Руденко, заправщик А. Е. Веревка, комбайнер В. Н. Федоров, трактористы В. И. Казаченко, Н. М. Лысенко и. М. Ахтырченко. На всякий случай вооружились кто чем: монтировкой, гаечным ключом.

Механизаторы бежали по вспаханному полю. У края балки оглянулись. Недалеко от них, метрах в пятидесяти, идет этот парашютист с Тахтаровой, о чем-то оживленно разговаривают. Немного успокоились: раз женщина не боится его, то мужики тем более не сробеют. Пошли смелее. Юрий Алексеевич заметил их и пошел навстречу.

— Здравствуйте, ребята! — бодро сказал Гагарин, подавая руку Руденко.- Я — космонавт Гагарин. Может, слышали?- Слышали,- подозрительно глядя на незнакомца и не пода¬вая руки, ответил Руденко.- Только вот какое дело — сейчас по радио объявили: он еще над Африкой летит. Гагарин улыбнулся: — Техника какая! Я уже здесь. Только что оттуда,- кивнул он на небо.- Будем знакомы. Гагарин Юрий Алексеевич,- и стал всем пожимать руки.

— Вот это да! — Что вы, отец, так волнуетесь?! — пожимая руку Василию Ивановичу Казаченко, спросил Юрий Алексеевич.
— Да как же не волноваться? Пятнадцать минут назад мы слушали сообщение о вас, когда над Африкой летели, и вдруг мы с вами уже разговариваем!
— При такой технике, батя, все может быть… А вы как сюда попали?
— Да вот сеем…
— Ах, сеете. Это хорошо… Помогите мне выбраться из скафандра. Жарко. Механизаторы дружно взялись за дело.
— Местность у вас хорошая,- говорил Гагарин, снимая ска¬фандр.- Да, а позвонить от вас можно?
— Нет. Надо в село ехать.

Минуту спустя Юрий Алексеевич увидел военную машину с солдатами. Она юлила по оврагу, разметая грязь. Поравнявшись с космонавтом, машина остановилась. Из кабины выскочил майор. Это был офицер местного подразделения войсковой части Ахмед Николаевич Гассиев. Он, как и другие офицеры части, был предупрежден о возможной посадке космонавта на их территории и получил задание внимательно следить за небом. Ему повезло. Ефрейтор А. Сопельцев, следивший за небом, сообщил:

— Вижу в воздухе летательный объект.
— Быстро в машину! — скомандовал майор солдатам своего подразделения. Водитель Анатолий Замараев был готов к отъезду. Гассиев на всякий случай взял с собой вооруженного солдата, и они помчались к месту посадки парашютиста. Майор сразу догадался, что перед ним первый космонавт.
— А, Юрий Алексеевич, здравствуйте, здравствуйте! — Гассиев обнял космонавта.- Ну, как самочувствие?
— Нормально. Травм и ушибов не имею,- ответил Гагарин, довольный встречей с военным.- Товарищ майор, как мне быстро связаться с Москвой? Очень срочно.
— Из нашей части. Здесь недалеко. Поехали?
— Поехали.

Скафандр уже сняли. Гагарин остался в голубом комбинезоне, без головного убора.
«Простыть может…» Гассиев снял с головы фуражку и передал ее Гагарину. Майор оставил на месте приземления кос¬монавта сержанта Ершова, охранять имущество Гага-рина, а сам вместе с Юрием Алексеевичем поспешил в свою часть.

Механизаторы еще долго не расходились, продолжая обсуждать это необычное событие. Через некоторое время появил¬ся низко летящий вертолет.
— Надо парашют расстелить, чтобы летчик нас заметил,- предложил старшина Ершов.

С вертолета заметили расстеленный по земле ярко-оранжевый парашют, и через несколько минут машина приземлилась.
— Где космонавт Гагарин? — прокричал летчик С. М. Хитрин, не покидая кабины.

— Уехал в воинскую часть, сержант махнул рукой, и вертолет поле¬тел в указанном направлении.
Здесь надо сделать небольшое отступление. В обширной литературе по космонавтике и периодической печати о приземлении первого космонавта мира, увы, немало вымысла. Например, спортивный комиссар И. Г. Борисенко писал, что он с поисковой груп¬пой через пять минут был на месте приземления Ю. А. Гагарина, зарегистрировал его личность и три мировых рекорда, которые установил Юрий Алексеевич в этом полете… Другие члены поисковой группы утверждали, что они сопровождали спуск Гагарина на парашюте до самой земли.

…Гагарин попросил командира войсковой части доставить его к месту приземления спускового аппарата. Ему дали вездеход. На полпути к месту назначения вездеход Гагарина обнаружил летчик вертолета С. М. Хитрин. Юрия Алексеевича взяли на борт. Майор Гассиев отдал скафандр Гагарина, и вертолетчики по просьбе космонавта полетели к кабине корабля «Восток». Юрий Алексеевич, вероятно, хотел что-то взять из кабины, но было уже поздно. Там «хозяйничали» специалисты, строго поглядывая на огромную толпу любопытных. Они прилетели с большим опозданием: в аппарате уже побывали посторонние люди и забрали все, что можно было взять, даже ободрали обгоревшую обшивку кабины.

Многим жителям села Узморье посчастливилось увидеть первы¬ми Юрия Алексеевича Гагарина и кабину космического корабля «Восток». Они услышали взрыв в небе, потом увидели две маленькие точки, спускавшиеся на парашютах. О полете Гагарина узморцы, конечно, знали из радиосообщений, но так же, как и механизаторы, не могли предположить, что это он спускается на их территорию. И только когда в сельсовете раздался звонок и спросили: не замечено у них что-нибудь, спускающееся с неба, они ответили, что видели два объекта, которые опустились за горой.

Первым у кабины корабля «Восток» оказался механик колхоза имени Тараса Шевченко Анатолий Семенович Мешанин. Он ехал на мотоцикле с поля домой и увидел на земле огромный металлический шар. Остановился и осторожно подошел к нему. Слышит, что-то внутри гудит и часы тикают. Люк кабины был открыт. Загля¬нул туда: горит свет, какие-то таблички, много кнопок, рукоятки и небольшой глобус. Любопытство перебороло страх. Оглянувшись вокруг и убедившись, что никого нет. Анатолий Семенович залез внутрь кабины и стал опробовать все кнопки управления. Вдруг слышит — машина подъехала. Мишанин быстро вылез из кабины. Рядом с шаром стоял председатель Терновского райисполкома Петр Иванович Серегин.

— Мишанин,- ты здесь?
— Здесь.
— Давно?
— Да нет, только что подъехал.
— Ну вот что, Мишанин. Это важный объект. Ты охраняй его, а я сообщу о нем куда следует.

Серегин уехал, а Мишанин вновь залез в кабину, открыл белый шкафчик и увидел много тюбиков, похожих на зубную пасту. Взял несколько штук, прочитал на них: «Пюре мясное», «Шоколадный соус», «Малиновый соус», хлеб, похожий на шоколадные конфеты. Попробовал — понравилось. Положил их в карман. Тут стали подбегать односельчане. Мишанин и их угостил космической пищей.

Вновь подъехал председатель райисполкома.

— Ну как дела, Мишанин?
— Все в порядке,- отвечает Анатолий Семенович.- Тут, Петр Иванович, еды на целый месяц. Все очень вкусное, съедобное. Хотите попробовать?
Серегин отказался. Стал уговаривать любопытных не обдирать фольгу и внутреннюю обшивку кабины. Но люди не слушали его. Каждый старался заглянуть внутрь, но Мишанин строго охранял объект.

Вскоре прилетел вертолет с военными. Какой-то майор, увидел Мишанина, вылезавшего из кабины, налетел на него:

— Какого черта лазаешь где тебе не положено? А если бы взорвался?
— Не взорвался бы,- виновато оправдывался механик.- На фронте пять лет убивали — не убили, а здесь как-нибудь… Между прочим, я там все кнопки правильно поставил.

Майор чертыхнулся и начал с солдатами ставить ограждение вокруг кабины. Мишанин отошел в сторону и стал рассказывать людям, что там внутри контейнера. Кто-то в шутку назвал его «космонавтом № 2». С тех пор односельчане его так и зовут.

Прилетели специалисты, сняли показания приборов, отключили все источники питания, зафиксировали положения рукояток, тумб¬леров и стали готовить кабину к эвакуации.

А народ все прибывал. С разных сторон подъезжали на автомашинах, мотоциклах, велосипедах. Люди обращались к работавшим специалистам с различными, подчас нелепыми вопросами. Те объясняли, что могли.

Вертолет с Юрием Алексеевичем Гагариным опустился на энгельсский военный аэродром. Здесь его ждала огромная масса людей. Космонавт попал в объятия летчиков, техников, рабочих. Кто-то поднес ему цветы. Раздались крики: «Ура», «Слава первому космонавту мира!». Гагарин пожимал протянутые руки, улыбался. К подобному вниманию он еще не привык.

Гагарина сажают в «Победу» и увозят в военный городок. Там, в одном из кабинетов, он устало опускается в кресло. Теперь можно немного и отдохнуть. Местный военврач Катаев интересуется самочувствием космонавта. По просьбе Юрия Алексеевича буфетчица офицерской столовой приносит ему яблоки и яблочный сок. Гагарин узнает ее: в прошлом году во время парашютной подготовки они часто виделись. Оба рады неожиданной встрече, вспомнили прежних знакомых.

В кабинет входит заместитель Главнокомандующего ВВС страны Ф. А. Агальцов. Ему поручено встретить космонавта и привезти его в Куйбышев для медицинского освидетельствования и предвари¬тельного отчета членам Государственной комиссии. С Агальцовым прибыли спортивный комиссар И. Г. Борисенко, врач В. Г. Волович, конструктор скафандров О. М. Бахрамов и кинооператоры А. Веселов и М. Рафиков.

Журналисты засыпали Гагарина вопросами: как себя чувствует, как выглядит Земля из космоса, какое небо в космосе? Преодолевая усталость, Юрий Алексеевич отвечал журналистам. Вошел генерал Агальцов: — Надо лететь.

На энгельсском аэродроме много людей, они приветствуют Юрия Гагарина, дарят цветы.

Покидая энгельсскую землю, Гагарин отправил телеграмму Саратовскому аэроклубу с благодарностью за «первые летные крылья».
На другой день после полета Гагарина на место приземления кабины корабля «Восток» прибыли Генеральный конструктор С. П. Королев, академик М. В. Келдыш, члены Государственной комиссии. Они нашли кабину корабля в хорошем состоянии, полю-бовались местностью, Волгой.

На месте приземления, как пишет в книге «Первые ступени» А. Иванов, состоялся такой разговор:
«- Тут, Сергей Павлович,- говорит один из дежурных специалистов,- пришлось провести по части сувениров большую воспитательную работу. Куски обгоревшей фольги и поролоновую обшивку даже внутри кабины ощипали. Ну, что здесь можно поделать?!

— Говоришь, воспитательную работу провели?! Кабину чуть на сувениры не разобрали! Это безобразие. Это черт знает что такое!
Но глаза смеются, да и сам смеется, легко и счастливо!
— Ну ладно, механику сувенира вы не дали, ну, а мне, товари¬щам вот, может быть, что-нибудь дадите, а?
Кто-то говорит:

— Сергей Павлович! Вам дарим весь спусковой аппарат на добрую память!
— Нет, дорогие товарищи,- глаза стали серьезными.- Это теперь достояние истории!»
Кабину решили отправить в монтажно-испытательный комплекс, где ее собирали. С помощью вертолета кабину подняли и привезли в Энгельс. Здесь ее погрузили в металлический контейнер и на грузовике доставили по назначению.

Гагаринское поле

Место, где приземлился первый космонавт мира, люди назвали Гагаринским полем. Оно стало четвертым историческим полем в России после Куликовского, Бородинского и Солдатского (у Вол¬гограда) . С первых дней существования Гагаринское поле привлекло внимание не только жителей Энгельса, Саратовской области, но и всей России. Нередкими гостями здесь бывают и за¬рубежные делегации.

12 апреля 1961 года майор Гассиев с солдатами установил на месте приземления Гагарина небольшой столб с дощечкой и надписью: «Не трогать. 12.04.61. 10 ч. 55 м. Моск. врем.». Через год здесь соорудили небольшой постамент. Около него учащиеся местных школ проводили торжественные собрания, пионерские сборы, механизаторы возлагали первые снопы пшениц с Гагаринского поля. 5 января 1965 года Саратовскому индустриальному техникуму, в котором четыре года учился литейному делу Юрий Гагарин, исполнилось двадцать лет. На празднование пригласили своего знамени¬того воспитанника. Юрий Алексеевич дал предварительное согла¬сие, но когда подошло время, выяснилось, что ему, как президенту Общества советско-кубинской дружбы, надо быть 1 января в Га¬ване, на праздновании годовщины кубинской революции.

Но как хотелось Юрию Алексеевичу побывать в Саратове, в родном техникуме, встретиться с друзьями юности, преподавателями!
На заседании правления Общества советско-кубинской дружбы было решено послать на Кубу вместо Гагарина космонавта В. Комарова. Руководитель отряда космонавтов генерал Н. П. Каманин согласился с этим решением и разрешил Гагарину съездить в Саратов на три-четыре дня.

4 января 1965 года Ю. А. Гагарин с супругой прибыл в Саратов. На следующий день он принял участие в юбилейных торжествах техникума, а 6 января поехал на место своего приземления. Авто¬дорожный мост Саратов — Энгельс еще строился, и Юрий Алексеевич пригородным поездом переправился на левый берег Волги. На железнодорожной станции Покровск приехавших встретили руководители города Энгельса, журналисты.

На месте приземления Ю. А. Гагарина уже ожидало много людей. Среди них были и те, кто четыре года назад встречал его после полета: А. А. Тахтарова, И. К. Руденко… Юрий Алексеевич волновался (это заметно даже по кинокадрам и фотографиям). На одном из снимков он показывает рукой, где приземлился.
Здороваясь с теми, кто его встречал в тот памятный день, космонавт узнавал их.

— Я хорошо помню,- сказал Юрий Алексеевич И. К. Руденко,- как вы с товарищем помогали мне снимать скафандр.
Все они вспоминали радостные минуты той встречи 12 апреля 1961 года на энгельсской земле. Юрий Алексеевич и его супруга Валентина Ивановна подарили А. А. Тахтаровой оренбургский пуховый платок на память о встрече, а Рите, внучке Анны Акимовны, портфель.

С места приземления поехали в Узморье. Там их ожидали не только узморцы, но и крестьяне близлежащих сел. Встреча состоялась в местном клубе. Двери не закрывали, несмотря на зим¬нюю стужу. Все хотели увидеть Гагарина. Председатель колхоза имени Тараса Шевченко (ныне совхоз имени Гагарина) Л. Т. Итяксов рассказал Юрию Алексеевичу о буднях коллектива, об отдыхе колхозников. Потом Лаврентий Тимофеевич сообщил Гагарину о решении общего собрания колхозников избрать Гагарина Юрия Алексеевича почетным членом колхоза имени Шевченко и вручил ему трудовую книжку за № 805. Теперь она экспонируется в музее Звездного городка, а дубликат — в архиве совхоза имени Ю. А. Гагарина.

Теплыми словами ответил колхозникам Юрий Алексеевич. Он рассказал о жизни и труде советских космонавтов, о своей работе за годы, прошедшие после первого полета в космос. Поблагодарил собравшихся за добрые слова и доверие.
Встреча закончилась небольшим банкетом. За хлебосольным столом Гагарин много шутил, смеялся, подливал соседям шампанское и аппетитно ел картошку «в мундире».

Вернувшись в Энгельс, Ю. А. Гагарин побывал на заводе ис¬кусственного и синтетического волокна, встретился с офицерами Энгельсского гарнизона. Везде он был дорогим гостем.

В этот день, 6 января 1965 года, состоялась дружеская встреча Юрия Алексеевича Гагарина с Михаилом Ильичом Максимовым на его квартире в Энгельсе. Там они и сфотографировались. Проходя в Энгельсе парашютную подготовку, Гагарин не раз бывал в семье Максимовых. И после полета в космос не забывал их: присылал письма, открытки, телеграммы. В одном из писем космонавт высказывал обиду Михаилу Ильичу за то, что тот, будучи в Москве, не зашел к нему в гости. «Так старые друзья не делают»,- писал Юрий Алексеевич. В июне 1961 года Гагарин прислал Михаилу Ильичу фотографию энгельсского периода с надписью «Максу» — «Ноги», а позже — книгу «Дорога в космос» с дарственной надписью. Уезжая, Юрий Алексеевич поблагодарил за радушный прием и обещал еще не раз встретиться с гостеприимными жителями энгельсской земли. Но ему больше не удалось побывать здесь. Готовясь к новому космическому полету, Ю. А. Гагарин стал актив¬но летать на самолетах. 27 марта 1968 года во время тренировочного полета самолет Гагарина по неизвестной до сих пор причине разбился.

17 сентября 1968 года на месте приземления первого космонавта побывал член Государственной комиссии летчик-космонавт, Герой Советского Союза Герман Степанович Титов. Он вместе с руководством области и города Энгельса осмотрел Гагаринское поле, где уже был установлен обелиск по проекту энгельсского архитектора А. Е. Антоненко. Обелиск установили несколь¬ко выше места, где ступила нога первого покорителя космоса. Он создавался на средства, заработанные трудящимися Энгельса и Энгельсского района на субботниках и воскресниках. Изготовили обелиск рабочие Энгельсского троллейбусного завода имени Урицкого, а установили специалисты треста «Энгельс -химстрой».

В честь десятилетия полета Ю. А. Гагарина 12 апреля 1971 года в основание обелиска замуровали капсулу с текстом обращения участников митинга на Гагаринском поле к молодежи 2001 года

Несколько раньше, готовясь к этому юбилею, руководство города Энгельса поручило архитектурному отделу горисполкома подготовить проект реконструкции и благоустройства места приземления первого космонавта Земли. Проектанты обратились к местному скульптору К. А. Матвеевой с просьбой выполнить эскиз бюста Гагарина перед обелиском. Клара Алексеевна приняла предложение, но высказала мнение, что космо
Рубрики: Литература
волга
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Саратов Сегодня - новости и журнал
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 19/11/2017 02:31