Паровоз на запасном пути - Волга Фото

Волга Фото

Паровоз на запасном пути

Паровоз на запасном пути - Волга Фото
КАК МАШИНИСТ ПАРОВОЗА СТАЛ ГЛАВОЙ РЕСПУБЛИКИ НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ

25 октября 1894 года была открыта железнодорожная линия «Покровская слобода – Уральск». Ещё ранее, в 1893 году, - построено здание вокзала. Линию обслуживали депо и железнодорожные мастерские, рабочие которых сыграли большую роль в развитии слободы, по переводу её в разряд городов и в становлении города Покровска (с октября 1931 года – Энгельса) и региона.
Одним из таких рабочих был Конрад Генрихович Гофман.

Родился он в слободе Покровской 3 января 1894 года в семье рабочего железнодорожного транспорта Генриха Генриховича Гофмана и его жены Екатерины Яковлевны – оба происходили из крестьянского сословия. Позднее отец переквалифицировался и работал печником в депо и мастерских. Семья была бедная, недвижимого имущества не имела. Образование сыну дать не удалось, поэтому Конрад Гофман всю жизнь занимался самообразованием.
В 1907 году мальчик вынужден был служить подпаском у пастуха Бондаренко. В 1909 году он поступил в депо учеником обтирщика (чистильщика) паровозов. Любознательный юноша уже в следующем году решил освоить слесарное дело. Поработав слесарем в депо Покровска и Аткарска, он пошёл в ученики и стал обучаться на помощника машиниста.
Но подошло время служить в армии. Шла первая мировая война....
Но подошло время служить в армии. Шла первая мировая война. Конрад, как и все российские немцы, был направлен на Турецкий фронт. Воевал рядовой Гофман с 1915 года по март 1918 года.
Возвратившись в Покровск, он продолжил обучение в депо на помощника машиниста, а затем стал машинистом паровоза Покровского депо. В партию большевиков он вступил в Ленинский призыв в 1924 году. Трудолюбивый, дисциплинированный человек, он вскоре стал первоклассным машинистом, постоянно перенимал опыт лучших «паровозников» страны. Гофман был одним из первых последователей Петра Кривоноса, который впервые в стране вдвое повысил скорость грузового поезда за счёт форсирования котла паровоза.

В одном из документов, хранящихся в его личном деле, связанных с обменом партбилета 22 марта 1936 года, Гофман назван стахановцем-кривоносовцем. За высокую культуру ведения на паровозе тяжеловесных поездов с высокой технической скоростью К. Г. Гофман неоднократно был отмечен благодарностями и премиями руководства Рязано-Уральской железной дороги.
В 1935 году на своём паровозе (№ 715) он со своей бригадой перевёз...
В 1935 году на своём паровозе (№ 715) он со своей бригадой перевёз тысячу тонн груза вместо положенных 700. Груз предназначался для продолжения строительства моста под Уральском. На станцию «Ершов» старший машинист Гофман привёл свой состав на 30 минут раньше положенного времени, но из-за плохой погоды за ним не прибыл другой состав, которому надлежало доставить его на стройку, где срывались сроки строительства. Не задумываясь, Гофман продолжил путь до Уральска, ведя свой состав со скоростью 32 км в час вместо 22 км по норме. Через сутки он уже был в Уральске. 14 января 1935 года Наркомат путей сообщения СССР вручил ему нагрудный Знак «Ударник Сталинского призыва», а 8 августа 1936 года он получил Знак «Почётный железнодорожник» за «передовую стахановско-кривоносовскую работу».

Став мастером, а затем начальником паровозного депо станции «Покровск», Гофман организовал работу так, что депо стало сразу же перевыполнять план на 130 %. Он постоянно учился сам, проводил техническую учёбу в коллективе, свой опыт передавал работникам депо.
Сам Нарком Л. Я. Каганович предложил изучить опыт его работы...
Сам Нарком Л. Я. Каганович предложил изучить опыт его работы и принять меры к распространению его метода. Бюро ГК ВКП(б) и политотделу Рязано-Уральской ж/д было предложено в 20-дневный срок издать брошюру на русском и немецком языках с изложением метода его работы, для чего была создана специальная редакторская группа во главе с техническим редактором инженером Кузнецовым, политическим и литературным редактором Клыгуровым И. Я., начальником политотдела и редактором издания на немецком языке А. Лоос. Предложено было также выпустить полосу «Призыв ударника» в газете, а при Бюро Горкома ВКП(б) провести производственное совещание паровозных бригад Покровского депо с изучением методов его работы. И главное - было решено для повышения общей и политической грамотности выделить преподавателя с оплатой за счёт средств Наркомпроса для индивидуального обучения Конрада Генриховича. Поскольку сам Гофман стремился к познанию всего нового, он быстро овладел немецким языком, который знал с детства, но многое забыл, так как дома говорили на русском языке (жена Гофмана была русская – Зимникова Антонина Ильинична; в семье росло двое детей – Александр и Виктор).

Помогало развитию Гофмана и его участие в общественной жизни. В 1931 году он был избран секретарём цеховой ячейки депо ВКП(б), в июне 1934 года стал членом парткома и президиума Энгельсского городского Совета, кандидатом в члены Президиума ЦИК АССР НП, в 1935 году – уже членом Президиума ЦИК. Членом же своего профсоюза работников железнодорожного транспорта он стал ещё в 1918 году.
И его личное дело, хранящееся в документах Верховного Совета АССР НП, показывает нам, что к 1937 году это был уже вполне грамотный человек, который заполнял документы правильно, хорошим почерком.
Таким образом, возможно сделать вывод, что К. Г. Гофман, несмотря на отсутствие образования, был весьма интересной и неординарной личностью, достойной того, чтобы сама история выдвинула его из рабочих на самый верх – в Правительство Республики немцев Поволжья.
Конечно, мы не будем сбрасывать со счетов политическую...
Конечно, мы не будем сбрасывать со счетов политическую ситуацию в стране, сталинские репрессии 1937 года, постоянный поиск «врагов народа» и, в частности, среди руководства Немреспублики. Всё это, несомненно, способствовало выдвижению Гофмана, не имеющего специального образования. Но стахановец-машинист, руководитель депо был достаточно подготовлен к 1937 году, чтобы трудящиеся города Энгельса выдвинули его кандидатом в депутаты Совета Национальностей Верховного Совета СССР и он стал депутатом Верховного Совета СССР первого созыва 12 декабря 1937 года от Энгельсского городского избирательного округа, а 9 июля 1938 года был избран депутатом Верховного Совета АССР НП первого созыва.

Председателем Президиума Верховного Совета АССР НП Гофман был назначен 9 июля 1938 года. Работал, как и в депо, много и ответственно. Постоянно общался с людьми в столице, в кантонных центрах, в сёлах. Немецкое население Поволжья никогда не забудет его отношения к фашизму, к несчастной судьбе своих соплеменников.

Выселение в Тюхтетский район Красноярского края явилось для него тяжёлым испытанием, но не сломало его. Вынес К. Г. Гофман и тяготы трудармии с 1942-го по январь 1944-го. Далее он не изменял своей профессии. Работал машинистом на станции «Решеты» Красноярского края. После войны переехал в г. Андижан (Узбекистан) и до 82 лет работал на железной дороге. Ушёл из жизни К. Г. Гофман в 1977 году.

"Новая газета" автор Елизавета ЕРИНА, заслуженный работник культуры Р.Ф., председатель Энгельсского отделения ВООПИиК, советник директора ОГУ ГИАНП.
Здоровье в Саратове и Энгельсе
волга
Саратов Сегодня - новости и журнал
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 23/07/2019 12:46