К 85-летию средней школы № 2 города Энгельса - Волга Фото

Волга Фото

К 85-летию средней школы № 2 города Энгельса

К 85-летию средней школы № 2  города Энгельса - Волга Фото
После событий 1917 года, начавшегося противостояния белых и красных, голода 1921 года школьная жизнь к 1921 году в Покровске буквально замерла. Надо было спасать население и в первую очередь детей от голодной смерти. В зданиях ранее занятых под школы расположились военные организации, пункты для организации питания детей; школьников переселяли из здания в здание.

За эти годы в какой-то мере были утрачены все достижения дореволюционной школы, программы старой школы не могли быть использованы новой властью из-за их религиозной направленности, а новые школьные программы Наркомпросом еще не были созданы. Учителям в таких условиях было трудно работать.

В 1922 году Покровск стал столицей Области немцев Поволжья. Областной отдел народного образования поставил основной своей задачей возрождение школьного образования.

В 1923-1924 учебном году в Области и городе Покровске создается в первую очередь целый ряд школ I ступени с 4х летним сроком обучения и среди них школа № 2, которой было предоставлено «старое наемное» здание, «непригодное для сколько-нибудь правильных занятий», как сказано в документе. Адрес этого ветхого здания не был указан, но явно, что находился этот домик в центре Покровска, скорее всего, недалеко от Крестовоздвиженской церкви. Школьный врач составил акт о том, что в одноэтажном домике проваливался потолок. В одной комнате площадью в 43 кв.м. занимались в две смены 108 учащихся, из них 61 мальчик и 47 девочек. Между сменами было всего 30 минут, а поскольку ребята второй смены приходили пораньше, то они мешали работе учителя с первой сменой. Средняя нагрузка на учителя составляла 54 ученика. Национальный состав учащихся к этому времени отражал, в целом общий показатель населения, проживавшего в г. Покровске: 79 украинцев и 28 русских и только один ребенок другой национальности (не указан какой - Е.Е.). По возрасту, дети распределились следующим образом: 8 лет-1, 9-22, 10-31, 11-25 и 12-29 ребят. При этом переростков, как, к примеру, в других школах, от 13 до 16 лет в школе № 2 не было. По социальному, как и по национальному составу, дети отражали общее положение населения в городе: 49 ребят были из крестьянских семей, 15 – из рабочих, 28 – из служащих, 1 – из семьи торговцев, остальные дети сироты, родители которых погибли в ходе гражданской воны, либо остались инвалидами. Так что в школе учились, в основном, дети материально необеспеченных родителей. В год создания школы в мае 1923 года, была создана Областная пионерская организация. И хотя пионерские отряды в эти годы формировались по месту жительства, в статотчете за 1923-24 учебный год было указано, что в школе 14 ребят являются пионерами.

В докладе о состоянии школ города Покровска, составленном инспектором канткома Рабоче-крестьянской инспекции А.Маттерн отмечалось, что учащимся было тяжело обучаться в этом здании. Мало того, что воздуха на каждого учащегося было недостаточно (1,2 кбм), но более всего донимал ребят холод. Дети сидели в своих зимних одеждах, т.к. руководство образования не выделяло средств на покупку дров. Здание не отвечало никаким санитарным нормам. Не было даже куба для кипячения воды, дети пили сырую холодную воду, что вызывало частые болезни. В отчете школы за первый год обучения отмечалось как положительное, что школа имела плевательницу, но мы сегодня даже представить себе не можем, как она могла улучшить санитарное состояние школы...

Мебель в школе была настолько старая, что об нее ученики рвали последнюю свою одежду, к тому же и сидели они по три человека за одной партой. Учитель же не имела даже стула, сидела на табуретке.
Смета школы состояла, в основном, из одной статьи дохода – платы за обучение от родителей, но средства эти были настолько малы, что не покрывали хозяйственных учебных и канцелярских нужд школы. В среднем, на одного ученика приходилось в год около 2 рублей платы за учение. Плата собиралась по прогрессивной системе в зависимости от дохода родителей. Определена была плата обязательным постановлением Областного Исполнительного Комитета от 27 сентября 1923 года. Родители, которые получали 12 руб. в месяц освобождались от платы за обучение. Таким образом, почти половина учащихся (47%) обучалась бесплатно, потому школа бедствовала, не имея средств ни на отопление, ни на мебель.

Не лучше было и положение учителей. Заведующая школой Е.Дроздова жила в этом же ветхом домике. Получала зарплату 15 рублей в месяц. Мы не знаем, какая у нее была семья, но инспектор А.Маттерн подсчитал, что если бы семья её состояла из 5 человек, то денег хватило бы членам семьи, в основном, на черный хлеб.

В таких условиях работала наша школа в год своего создания. Но людям свойственно надеяться на лучшее. Ждали обещанных Наркомпросом новых программ, создания школ со специальными уклонами: сельскохозяйственным (крестьянским) и индустриальным (рабочим), но более всего школа № 2 ждала решения вопроса о предоставлении ей нового школьного здания.

Мы ещё не рассказали о том, что занятия в 1923 году начались только в октябре, были перебои в занятиях и в течение года, но связаны они были с внешними причинами: отсутствием дорог и в связи с этим непролазной грязью в городе весной и осенью. Поскольку специальной обуви у ребят не было, вынужденные каникулы доходили до 2х недель. Оканчивались занятия 1 июля, но в июне занятия проходили, в основном, на природе, ребят учителя водили на экскурсии на предприятия, в организации, в саратовские музеи. Свой республиканский музей на ул. Линейной (ныне Пушкина), д. 18 был открыт для посещения только в ноябре 1926 года.

Отсутствие единых разработанных программ, единых (как и сейчас!) учебников, запрещение учебников дореволюционной школы из-за их религиозной направленности мешали учителям вести занятия, но они искали свой путь обучения, экспериментировали, много уделяли внимания наблюдению за явлениями природы, за трудовыми процессами тружеников в поле, в саду, на заводе, в домашнем хозяйстве, вели дневники наблюдения, проводили уроки родиноведения. Основные предметы изучали планомерно, ежедневно: родной язык, математика, естествознание и обществоведение. Зав. школой Е.Дроздова писала в отчете: «из искусств: пение и рисование изучались, но не как отдельные предметы, а при прохождении всех основных предметов». Это было связано, в основном, с отсутствием учителей рисования и пения.

20 февраля 1924 года в городе состоялась собрание заведующих школами, где обсуждался вопрос о введении самоуправления в «советской школе». Было отмечено, что это нововведение революционное, т. к. развивает самостоятельность у детей, развивает у них «социальные навыки, которые так нужны для творческого строительства пролетарского государства». В результате в каждом классе были избраны групкомы из председателя, заместителя и секретаря, а в школе – школкомы.

В следующем 1924-25 учебном году школа работала по триместровой (по временам года) системе. Но при этом каждая школа имела ещё и годовые и календарные планы.
Главная проблема все ещё требовала разрешения – в этом классе работать стало совершенно невозможно.

Бытует мнение, что школа определенное время работала в районе станции Покровск, но это не нашло своего подтверждения. И перепись школ на начало 1928-29 учебного года убедила нас в этом. Дело в том, что школы городские и железнодорожные имели свои номера. К примеру, городская школа № 1 - I ступени, по итогам указанной выше переписи, располагалась на Рабочей пл. (Рабочая ул.), железнодорожная школа № 1 находилась на ул. Степной, д. 44, угол Советской (б. Пискуновой), школа которая затем стала иметь № 25. Наша же школа I ступени к этому времени перебралась в здание «У Крестовоздвиженской церкви», а школа № 2 с четырехлетним сроком обучения железнодорожная располагалась, как и ранее, в районе станции Покровск, позднее она получила № 26.
Об этом мы пишем специально, чтобы снять все дебаты по этому вопросу.

В 1928-1929 учебном году школа № 2 продолжала оставаться школой I ступени с 4х летним курсом обучения, работала за счет городского бюджета, число учащихся выросло до 474, учителей – 14. Первое упоминание о нахождении школы на этом месте мы нашли в документах Совета Профессиональных Союзов Немреспублики, именно здесь было записано, что «школа № 2 первой ступени находится около Крестовоздвиженской церкви, новая».

В конце 20х годов XX века пионерское движение развивалось слабо, в отчетах отмечалось даже обратное движение. Этому способствовали участившиеся случаи преследования пионеров, как сказано в документе, «со стороны кулацких элементов». Так советская власть искала виновных в неумении создать детское движение как резерв комсомола. И в одном из отчетов Наркомпроса вина была возложена на комсомол, не обеспечивший вожатыми отряды пионеров, которые все еще формировались не в школах, по месту жительства.

Нам ещё предстоит установить, когда школа I ступени стала семилетней, действительно ли, как вспоминает директор СШ № 2 Н.И.Пашкина (1939 г.) она, занимала целый ряд домов по ул. Пионерской – д.д. 1, 5, 7, 9. Документально выяснено, что уже в 1935 году, т. е. до начала строительства школы в 1936 г., СШ № 2 располагалась в здании по Пионерской улице, д. 2, на 15 сентября 1937 года – по ул. Пионерской д. 4. Здание НСШ № 4 по ул. Пионерской д. 2 было построено в 1927 году как здание школы на 240 мест.

В программе строительства АССР НП на 1936 год мы нашли одну школу – десятилетку и это была будущая школа № 2.

Строительство новой школы началось в срок – в 1936 году, но задержка окончания строительства была связана с задержкой в ликвидации Крестовоздвиженской церкви. Здание церкви было взорвано в 1936 году, здание школы было введено в эксплуатацию 10 августа 1937 года, но недоделки ещё пришлось устранять. Поэтому учащиеся обучались в указанных выше зданиях по улице Пионерской.

Новое каменное трехэтажное здание СШ № 2 по паспорту было рассчитано на 880 мест с учетом двухсменных занятий. Здание имело водопровод и местную канализацию и располагалось по адресу ул. Свердлова (быв. - Крестовоздвиженская), д. 122. Поскольку здание было введено в год трагической памятной даты – 100-летия со дня гибели А.С.Пушкина, 7 февраля 1937 года Президиум Энгельсского Горсовета вынес постановление присвоить имя величайшего поэта «второй полной средней школе города». Газеты того времени рассказывали об этом событии, о проведении в школе вечера, посвященного А.С.Пушкину, об удачной постановке членами драматического кружка школы сцен из Бориса Годунова «Корчма на литовской границе» и из «Цыган». С этой же программой ребята успешно выступили перед рабочими лесозаводов. Прекрасный портрет поэта нарисовал учащийся школы Аниськин и его опубликовала республиканская газета «Большевик».

В 1939 году школа была перегружена из-за отсутствия средней школы в районе клеевого завода и лесозаводов. Чтобы исправить такое положение Президиум городского Совета 3 августа 1939 года принял решение неполно-среднюю школу № 8 преобразовать в среднюю. Но и это не улучшило положение СШ № 2. В том же 1939 году заканчивалось строительство типового 4х этажного здания средней школы № 28, которая после ввода в эксплуатацию получила номер закрытой НСШ № 11. До ввода в строй этой школы коллектив её учащихся также нашел приют в СШ № 2. Но и в 1940-1941 учебном году школа была переполнена - в ней обучалось 918 учащихся.
В таких условиях нелегко было работать коллективу школы и ее замечательному директору Н.И.Пашкиной. Помещение для столовой было занято под класс, выручал школьный буфет. Он работал постоянно, городская столовая № 3 делала все возможное, чтобы дети были обеспечены горячим питанием.

А далее началась самая трагическая страница в жизни нашей школы, города, страны... Нападение фашистской Германии приостановило на долгие годы созидательное движение вперед. Все лучшие здания школ города были отданы под эвакогоспитали. В связи с этим пришлось реорганизовать всю школьную городскую сеть. СШ № 2 не потеряла своего номера, она была сформирована из 11-ти классов своей школы, 14 классов СШ № 12 и 16-ти СШ № 24 (городской, в будущем СШ № 1). Новый набор составил 4 класса. Но здание школы по ул. Свердловой, 122 стало госпитальным. В нем расположился главный корпус эвакогоспиталя № 1694 и здесь же работал уполномоченный мобилизационно-эвакуационного пункта. Сначала школе было отдано здание по ул. Пионерской, 2, но с приближением линии фронта к Волге, к Сталинграду, и оно было отдано под эвакогоспиталь, а возвращено школе лишь в 1943-1944 учебном году, но и то не с начала учебного года, так как и на 5 октября 1943 года – адрес школы в статотчетах ещё значился - ул. Трудовая, д. 2. Где только не приходилось ютиться учащимся в первые трудные военные годы: на кирпичном поселке в здании школы № 22 – 14 классных комнат, в клубе «матрацной» мастерской – 1 комната... Классов в школе было 45, занятия проходили в три смены. В 1943 году директором школы была М.И.Степанова.

В 1944-1945 учебном году в стране, естественно, и в нашем городе было введено раздельное обучение мальчиков и девочек. Речь здесь должна бы идти о несвоевременности такого нововведения, но сегодня это не является темой нашего разговора. В результате СШ № 2 стала женской и обслуживала контингент учениц в районе средних школ № 1 и № 12. Директором средней женской школы № 2 стала Н.И.Пашкина, завучем – О.В.Помельцова. Школу готовили к новому учебному году не только своими силами. Горисполком поручил Костьзаводу (читай, Клеевой завод - Е.Е.) провести ремонт школы хозяйственным способом. И, несмотря, на военное лихолетье, к новому учебному году здания были подготовлены к приему учащихся. Окончилась война, школа продолжала работать, как средняя женская школа № 2, все ещё в здании по ул. Пионерской, д. 2. Но в 1949 году в этом здании был открыт детский дом № 2 (директор Н.И.Шишлов), после 1949 года адрес школы указан уже постоянный - ул. Свердлова, 122.

В отчете школы за 1949-50 учебный год мы нашли, что число учеников составило 765 человек. Все они, конечно, были атеистами, как могло быть и иначе в стране, строившей социализм и отрицавшей бога. Никто в тот момент и не задумывался, на каком богоугодном месте стоит школа, а уж помыслить о преподавании в школе в будущем православия не мог никто...

Школа в городе всегда была на хорошем счету по успеваемости. Вот и в тот год из 765 учащихся успевало 657, т.е. 86 %. Для послевоенных лет это был хороший результат.
На начало 1951 года в школе приступили к занятиям 891 человек, из них 885 учениц считали родным русский язык и только 6 человек родным языком назвали татарский. В этом отчете мы обнаружили еще один интересный факт: на 568 мест в школе оказалось только 284 парты, дефицит, связанный с последствиями войны.

Решением Энгельсского горисполкома от 24 июля 1954 года было официально отмечено раздельное обучение, правда, звучало оно весьма оригинально: «О совместном обучении школ города Энгельса». До 1 августа 1954 года решено было провести мероприятия по организации совместного обучения, но на практике эта работа не могла быть проведена в такой короткий срок. Потому в отчетах за 1953-56 учебные годы СШ № 2 значится все ещё женской. В здании по Свердлова, 122-17 классных комнат, школа переполнена – 1049 учащихся, 29 комплектов классов. Дети обучались в две смены, при этом во вторую смену занимались 357 учащихся 11-ти классов.
Но школа и ее учительский коллектив всегда работали самоотверженно независимо ни от контингента учащихся, ни от постоянных финансовых проблем. В школе всегда был живой уголок, комната юных натуралистов, отличался ухоженностью небольшой пришкольный участок. Не было особых проблем ни с успеваемостью, ни с отсевом учащихся, опыт многих учителей обобщался. К примеру, учителя русского языка Анисимовой. Из 150 учащихся по русскому языку не успевали только 3. В 8-10 классах в 1952-53 учебном году неуспевающих не было.

Многие педагоги за свой труд получали награды самого высокого ранга.
Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941-1945 г.г.» были награждены целый ряд педагогов средней школы № 2 города Энгельса и среди них Богдашева Тамара Сергеевна, Дементиевская Надежда Ивановна, Сустайкина Анна Владимировна, Степанова Мария Ивановна.
24 сентября 1948 года решением Энгельсского горсовета за безупречную работу и выслугу лет были представлены к награждению и получили от государства Ордена Трудового Красного знамени Анна Владимировна Сустайкина, учительница начальных классов, и Тихомирова Мария Александровна, учительница математики. Ордена «Знак Почета» была удостоена Мария Федоровна Коваль, преподаватель естествознания, медалью «За трудовую доблесть» была награждена Евтеева Феня Андреевна, учительница русского языка, медалями «За Трудовое отличие» - Богдашева Тамара Сергеевна, учительница русского языка, Корчагова Прасковья Федоровна, учительница начальных классов, Надежда Ивановна Дементиевская. Этой же награды удостоилась Ольга Васильевна Помельцова, завуч школы, учительница математики старших 7-10 классов. 22 мая 1958 года О.В.Помельцова стала заслуженным учителем школ РСФСР.

Дальнейшая история школы будет написана педагогическим коллективом школы совместно с архивом.

Директор Е.М.Ерина
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / К 85-летию средней школы № 2 города Энгельса
Саратов Сегодня - новости и журнал
Здоровье в Саратове и Энгельсе
волга
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 19/09/2020 09:07