Женские авиационные полки. - Волга Фото

Волга Фото

Женские авиационные полки.

Женские авиационные полки. - Волга Фото
История еще одного воинского подразделения тесно связана с городом Энгельсом. Это женская авиачасть № 122, начавшая формироваться в Москве в октябре 1941 года, когда столица переживала тревожные дни. Немецкие войска перешли в наступление на центральном направлении, и на подступах к Москве закипели жесточайшие бои.

Комплектованием авиачасти занималась известная летчица Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова. В спецнаборе девушек-добровольцев участвовали летчицы из гражданского воздушного флота и аэроклубов, студентки московских вузов, молодые работницы столичных фабрик и заводов.

Комиссия, руководимая майором Расковой, набрав большую часть необходимого состава, отправила будущих летчиц и штурманов на поезде в город Энгельс, недостающую часть контингента предполагалось добрать в Энгельсе и Саратове.

В обычное время поезд от Москвы до Саратова шел не более суток, в военный же год девушки добирались до Энгельса целую неделю.

«Серым октябрьским утром, уже по-зимнему холодным и снежным, подъезжали мы к Волге,— вспоминала одна из приехавших тогда в Энгельс.— Приказ № 1, объявленный сразу же, как только мы вышли из теплушек, гласил: «Сегодня всем посетить гарнизонную парикмахерскую и подстричься «под мальчика»...». Началась нелегкая курсантская жизнь. Десять уроков'в день и два часа строевой подготовки. А у штурманов еще час занятий «морзянкой». Мы поднимались раньше всех в гарнизоне и, стараясь не шаркать сапогами, до завтрака шли в учебный корпус, где тренировались на телеграфном ключе. Спать приходилось не больше пяти-шести часов в сутки. Но не беда! До сна ли, когда мы жили одной мечтой — побыстрее на фронт!»

Мария Михайловна Раскова готовила своих питомцев к суровой фронтовой жизни. Среди ночи она поднимала часть по тревоге, приучала одеваться за две-три минуты и вставать в строй, в крепчайший мороз на улице проводила учебные занятия.

Все девушки с нетерпением ждали тренировочных полетов. Начались они 25 января 1942 года. Огромный ТБ-3 поднялся с заснеженного энгельсского аэродрома с первой штурманской группой. Некоторые из будущих летчиц и штурманов впервые оказались на самолете. Два часа полета в салоне самолета показали, что далеко не все девушки благополучно переносят воздушные перелеты.

Вскоре женскую авиачасть в Энгельсе поделили на три полка. Два из них по разным причинам «разбавили» мужчинами, а третий — полк скоростных бомбардировщиков, которым командовала М. М. Раскова,— остался женским.

На энгельсский аэродром прибыли тихоходные ПО-2. На них девушки совершали тренировочные полеты днем и ночью, отдельными экипажами, звеньями, летали на полигон для бомбометания. Девушки — летчицы и штурманы, готовясь к отправке на фронт, знали, что там гибнут люди, понимали — смерть может настигнуть и их самих... Готовились, знали, понимали... Однако, когда случилась первая трагедия в полку, она оказалась неожиданной, нелепой, невыносимо горькой.

Три экипажа ПО-2 недалеко от Энгельса попали в такой сильный снегопад, что земля и небо смешались в одно серое непроглядное месиво. На ПО-2 не было почти никаких приборов для слепого полета, и летчицы потеряли пространственный ориентир, перестали понимать, куда летит самолет.

Произошла катастрофа. Два экипажа погибли: Лиля Тормосина, Надя Комогорцева, Аня Монахова и Марина Виноградова. Третий самолет тоже врезался в землю, но Ира Себрова и Руфа Гашева остались живы.

Много лет спустя бывшие летчицы энгельсского женского полка приехали в Энгельс и побывали на городском кладбище. Они долго стояли с опущенными заплаканными лицами у высокого серебристого памятника, с мраморной доски которого смотрели на них улыбающиеся Лиля, Надя, Аня и Марина.

23 мая 1942 года едва затеплил рассвет над энгельсским аэродромом, на поле у самолетов выстроился весь личный состав женского авиационного полка. Зачитали приказ о вылете на фронт. Начальник Энгельсского гарнизона полковник Багаев сказал короткую напутственную речь:
— Сегодня впервые с нашего аэродрома уходит на фронт женский полк. Вы летите не на грозных машинах, а на учебных самолетах. Да и сами вы на вид не слишком грозные. Но я уверен,; что и на легкокрылых машинах вы сможете наносить тяжелые удары по врагу. Уверен, что ваш полк будет одним из лучших' на фронте. Пусть летит с вами мое отцовское пожелание: удачи вам и боевой славы!
— По самолетам! — раздалась команда, и через несколько минут полк взял курс к линии фронта...

Женский авиаполк сражался с первого до последнего боевого вылета, на удивление, смело, дерзко, изобретательно. Не случайно многие девушки полка были награждены Золотыми Звездами Героя (некоторые посмертно). Вот имена тех Героев Советского Союза, которых взрастило и воспитало энгельсское небо: летчицы — Жигу-ленко Евгения, Макарова Татьяна, Аронова Раиса, Меклин Наталья, Носаль Евдокия, Никулина Дина, Парфенова Зоя, Распопова Нина, Санфирова Ольга, Себрова Ирина, Ульяненко Нина, штурманы — с дополнительными обязанностями стрелка-бомбардира — Велик Вера, Гашева Руфина, Докутович Галина, Гельман Полина, Доспанова Екатерина, Каширина Ирина и другие. '

Я понимаю — сухо и несправедливо протокольное перечисление фамилий героев, поэтому расскажу о некоторых из них подробнее.

...Во время учебы в Энгельсе Галина Докутович была старшиной штурманской группы. Однажды между ночными вылетами Галя легла отдохнуть в траве недалеко от своего самолета. Проезжавшая машина-бензозаправщик, не заметив спящую, наехала на нее. Диагноз — перелом позвоночника. Через семь месяцев лечения девушка, превозмогая боль в спине, вернулась в свой полк и начала летать. (Это уже подвиг!) На фронте ее маленький ПО-2 часто досаждал фашистским расположениям неожиданными ночными визитами с точным бомбометанием, и гитлеровцы решили разделаться с ненавистным ПО-2. В ночь с 31 июля на 1 августа 1943 года, когда Докутович вновь оказалась над позициями врага, ее самолет поймали и ослепили прожектора, а подоспевшие истребители в упор расстреляли машину Галины.

Звание Героя Советского Союза Галине Докутович было присвоено посмертно.

Еще один трагический эпизод из фронтовой жизни бывших энгельсских курсанток. ПО-2, ведомый Ольгой Санфировой и штурманом Руфиной Гашевой, той самой, что едва не погибла под Энгельсом в снежную ночь сорок первого, возвращался ночью на свою базу. Они только что удачно отбомбили станцию Носельск к северу от Варшавы, настроение было приподнятое. Неожиданно самолет попал в перекрестные лучи прожекторов, и тут же на него обрушился плотный зенитный огонь. С трудом Ольга вывела ПО-2 из слепящего света и облегченно вздохнула. До линии фронта оставалось всего несколько километров. Тут Руфи на увидела, как по правому крылу ползет струйка огня. Санфирова попыталась сбить огонь потоком воздуха, но он цепко охватил крыло, все более разгораясь. Спасти машину уже не было надежды. Девушки думали лишь об одном: дотянуть до линии фронта.

Руфина стояла на горящем правом крыле, Ольга на левом, готовились к прыжку с парашютом. Потянувшись друг к другу, они пожали протянутые руки и прыгнули в ночную пустоту.

Наши бойцы на передовой видели пылающий факел самолета, летевшего к ним с вражеской стороны. Они также заметили, что от самолета, врезавшегося через несколько секунд в землю, отделились два светлых пятна: парашюты.

Руфина Гашева поняла, что приземлилась на нейтральной полосе. Освободившись от парашюта, она поползла в сторону своих подразделений. Под руки попался плоский металлический предмет. Осторожно ощупав его, поняла — мина. Через несколько метров вторая. Еще... Еще... Пережив одно потрясение, в горящем самолете, она вдруг столкнулась с новым. Одно неверное движение и... смерть совсем рядом.
Впереди во тьме послышались шаги. Руфина достала пистолет, подумала: «Если услышу немецкую речь — буду стрелять».

— Ищите здесь, они где-то рядом,— раздался негромкий голос.

Солдаты,помогли Руфине подняться, повели к своим.

— Где Оля? Где моя летчица? — спросила Гашева у одного из бойцов.
— Подорвалась на мине.

Герой Советского Союза Ольга Санфирова — последняя жертва женского авиационного, бывшего энгельсского, полка.

Из книги "Покровск" 1997 год. Автор текста Генадий Мишин.


«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Женские авиационные полки.
Саратов Сегодня - новости и журнал
Здоровье в Саратове и Энгельсе
волга
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 25/04/2024 01:45