09/01/2025 08:31 Волга

Волжская расшива — однопалубное судно, обычно плоскодонное (хотя для плавания по Каспию использовали расшивы с большим округлением дна), ходившее под парусом или с помощью бечевы и бурлацкой силы.
Строившиеся в Костромской, Нижегородской и Казанской губерниях расшивы до появления во второй половине XIX века парового судоходства были самым распространенным речным транспортом. Обычно они служили около 7–10 лет или специально строились на один рейс, в один конец.
Расшивы в XIX веке ходили как по течению, так и против — суда поднимали бурлаки. Сама расшива управлялась лоцманом и водоливом. Бурлацкая артель включала 10 – 40 человек в зависимости от размеров судна и груза, руководил бурлаками водолив. На Волге были всего 3 или 4 такие расшивы – гиганта, для подъема которых вверх по течению использовали конные приводы.
Если попутного ветра не было, расшиву тащили бурлаки со скоростью 10-12 вёрст (до 12,7 км) в сутки, а при движении по течению и попутном ветре они преодолевали иногда за это же время до 200 вёрст (213 км). По словам Михаила Тихонова, расшива за 60 дней проходила путь от Астрахани до Нижнего Новгорода, за 40-45 дней — из Самары и Саратова до Нижнего на бурлацкой тяге.
«Осенью расшивы использовались меньше. Дожди портили бечевник — сухопутную дорогу вдоль берега водного пути, предназначенную для буксирования бурлаками или лошадьми судов на канате. И вести по нему тяжелые суда было очень трудно. Поэтому осенью свежий хлеб перевозили вверх по течению на более мелких кладнушках, которые успевали сделать один рейс до места назначения груза. К 1870-м годам расшивы исчезли. Им на смену пришли Баржи и пароходы.
Строившиеся в Костромской, Нижегородской и Казанской губерниях расшивы до появления во второй половине XIX века парового судоходства были самым распространенным речным транспортом. Обычно они служили около 7–10 лет или специально строились на один рейс, в один конец.
Расшивы в XIX веке ходили как по течению, так и против — суда поднимали бурлаки. Сама расшива управлялась лоцманом и водоливом. Бурлацкая артель включала 10 – 40 человек в зависимости от размеров судна и груза, руководил бурлаками водолив. На Волге были всего 3 или 4 такие расшивы – гиганта, для подъема которых вверх по течению использовали конные приводы.
Если попутного ветра не было, расшиву тащили бурлаки со скоростью 10-12 вёрст (до 12,7 км) в сутки, а при движении по течению и попутном ветре они преодолевали иногда за это же время до 200 вёрст (213 км). По словам Михаила Тихонова, расшива за 60 дней проходила путь от Астрахани до Нижнего Новгорода, за 40-45 дней — из Самары и Саратова до Нижнего на бурлацкой тяге.
«Осенью расшивы использовались меньше. Дожди портили бечевник — сухопутную дорогу вдоль берега водного пути, предназначенную для буксирования бурлаками или лошадьми судов на канате. И вести по нему тяжелые суда было очень трудно. Поэтому осенью свежий хлеб перевозили вверх по течению на более мелких кладнушках, которые успевали сделать один рейс до места назначения груза. К 1870-м годам расшивы исчезли. Им на смену пришли Баржи и пароходы.



Рубрики: Волга
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Какое судно тянут «Бурлаки на Волге»