Железнодорожная станция «Покровск» и её роль в становлении региона - Волга Фото

Волга Фото

Железнодорожная станция «Покровск» и её роль в становлении региона

Железнодорожная станция  «Покровск» и её роль в становлении региона - Волга Фото
В 2017 году город Энгельс будет отмечать 270-летний юбилей, в честь которого мы любую статью по истории слободы начинаем с того момента, когда «по Указу велено с Эльтонского озера ставить в казну соли бузуну в города Саратов и Дмитриевск, что на Камышинке, сумму не малую». Благодаря императрице Елизавете Петровне и правительствующему Сенату, которые установили 21 февраля 1747 года государственную монополию на соль, в конце августа на луговой стороне Волги напротив Саратова был заложен подполковником Н.Ф. Чемодуровым хорошо укреплённый от набегов кочевников форт с «магазейнами» (складами) внутри. К западу от форта выходцы из земель Малороссии (Полтавской, Харьковской, Черниговской) построили украинскую слободу с ярко выраженным национальным колоритом. Правительство даровало им свободу от повинностей и по 30 десятин земли на каждую душу. Русских дворов было мало в украинской слободе. Они стали селиться, в основном, в период царствования Екатерины II и образовали свою слободку. Солевоз-ный промысел давал неплохой доход, и жители жили не бедно.

Многие учёные, путешественники оставили нам воспоминания, передали впечатления об увиденном в поселении. Так академик Иоган-Пётр Фальк, шведский врач, доктор медицины, естествоиспытатель, доктор ботаники при Санкт-Петербургской академии наук, сообщал, что в слободе на момент его пребывания в 1769 году было 2445 семей малороссиян, некоторые из них держали от 200 до 300 волов д ля возки соли и были зажиточны. Дома по украинскому образцу состоят из мазанок, снаружи и внутри выбеленных, внутри бедных, но чистых. Трубы и кровли дощатые, из коих первые смазаны глиной, а последние покрыты дёрном. Купеческие лавки тоже выстроены. Почти при каждом доме есть огород, но без плодоносных дерев. Хочется обратить внимание ещё на одно его высказывание: жители «могли бы добывать хлеб, но они по причине редко случающихся дождей сеют хлеба мало и его покупают».

В том же году в слободе побывал русский путешественник И.И. Лепёхин. Он красочно описал солевозный путь: «Как только поднялись мы на степь, то по всем сторонам были видны беспрерывные обозы, взад и вперёд идущие, и вся почти степь покрыта была пасущимися волами».

В 1772 году Пётр-Симон Паллас, известный естествоиспытатель и исследователь России, сообщал, что в слободе было уже «более 400 домов, некоторые весьма хорошо построены. На базаре выстроено чрезвычайное множество лавок, в коих продаются всякого рода простые товары».
К 1761 году, по мнению историка А.Ф. Леопольдова, слобода имела...
К 1761 году, по мнению историка А.Ф. Леопольдова, слобода имела плановой душевой земли 46139 десятин, в том числе пахотной 34320 при населении в 2745 окладных душ, к 1784 году — до пяти тысяч. Число возчиков соли к 1758 году возросло до 2073, при которых было 3840 воловых пар. Таким образом, слобода быстро росла и развивалась, жители строили новые амбары для складирования соли, а затем перевозили её в Саратов, откуда она поступала во многие губернии страны. Хорошие заработки и свободные земли привлекли в тридцатые годы в слободу переселенцев из центральных губерний России.

До 1836 года слобода была пригородной города Саратова, входила в Саратовский уезд. Сообщалась с центром посредством «постоянного перевоза на пароходе с баржами, на пароходах РУЖД зимой «на омнибусах: санях Саратовской конно-же-лезной дороги». С 1 января 1836 года она была отнесена ко вновь созданному Ново-узенскому уезду, который вошёл с 1 января 1851 года в новую Самарскую губернию. К этому времени постепенно солевозный промысел угас, не выдержав конкуренции с более дешёвым путём: Эльтон — Дмитриевск (ныне Камышин). И жители слободы, ещё к 1927—1928 году, получившие статус Государственных крестьян, стали вместе с немецкими колонистами развивать хлебопашество и скотоводство. Опыт строительства амбаров у покровчан был. Тонны отборного зерна, знаменитого сорта из твёрдых сортов пшеницы «белотурки» накапливались за зиму в 87 амбарах. Летом хлеб грузили на баржи и отправляли на Саратовскую, Нижегородскую ярмарки, вверх по Волге — в губернии страны, за границу.
Для вывоза зерна, скота, мяса необходим бьи железнодорожный...
Для вывоза зерна, скота, мяса необходим бьи железнодорожный транспорт, который бы дал толчок бурному развитию слободы. Вопрос о строительстве поднимался в стране и в Саратовской губернии ещё в середине XIX века.

5 ноября 1887 года инициаторы прокладки Покровско-Уральской железнодорожной линии господа Недошивин и Зейферт обратились в правительство России с просьбой дать разрешение на учреждение «Общества по сооружению железнодорожной линии от Покровской слободы до Новоузенска и Уральска и провести изыскательские работы». В это же время Общество Рязанско-Козловской железной дороги, имеющее большой опыт строительства и эксплуатации железных дорог, вело переговоры о строительстве узкоколейной ветки от слободы Покровской до Уральска — около 400 вёрст, и от неё — ветки на Николаевск и Александров Гай — около 250 вёрст. Они и получили право на реализацию проекта. Председателем «Общества Рязано-Уральской железной дороги» стал его основатель Павел Григорьевич фон Дервиз. На северной окраине слободы было выделено обширное место под станцию и под ъездные пути.
Работы начались в 1892 году после того как в марте Департамент...
Работы начались в 1892 году после того как в марте Департамент железных дорог Министерства путей сообщения утвердил профиль полотна от слободы Покровской до Уральска и сообщил об этом в правление РУЖД. В это время на станции слободы шло строительство паровозного депо на шесть локомотивов и помещений для ремонта вагонов на основании «Схемы расположения паровозных вагонных мастерских», утверждённой 29 октября 1893 года. К осени 1894 года объекты были построены и введены в эксплуатацию 27 сентября, после чего руководство дороги официально сообщило Департаменту железных дорог, что линию можно передавать в эксплуатацию.

В Перечне документальных материалов по истории покровских мастерских РУЖД составленном Центральным государственным историческим архивом в 1967 году, в аннотации к отчёту по эксплуатации линии на 1895 год указано: «Линия Покровская слобода — Уральск открыта 25 октября 1894 года. В Списке населённых мест Самарской губернии на 1900 год на ней расположены такие станции как Покровск, Сазанка, Анисовка, Безымянка, разъезд Титаренко. Всего на линии в 395 вёрст, 170,64 сажени было 17 станций, станция Покровск отнесена ко второму разряду. Документально установлено, что здание железнодорожного вокзала «Покровск» было построено в 1893 году, железнодорожных касс — в 1889-м, депо и водонапорной башни — в 1900-м, телефонно-телеграфной станции — в 1890 году. Товарная контора — уже позднее, в 1920-ом, железнодорожная больница — в 1930 году. По-кровское депо с мастерскими приступили к работе в сентябре 1895 года. В комплекс мастерских входили: механическая и слесарная, меднолитейная и инструментальная, деревообделочная, жестяницкая, столярная, обойницкая, сборницкая товарных вагонов, малярная и сборное отделение для классных вагонов. Здесь же кузница и котловая, а также сборное отделение для паровозов.

Значение всего введённого комплекса — железной дороги, депо, мастерских и, безусловно, станции «Покровск», трудно переоценить не только для нашего региона, но и в масштабах всей страны.

Немалую роль сыграла Покровско-Уральская дорога и её ответвления на юг в период проведения столыпинской реформы и выселения поволжских немцев в 1941 году. Отсюда направлялись составы с переселенцами в районы Сибири, Казахстана и на Урал. Станция была важным перевалочным пунктом в годы 1-ой Мировой войны. Особую роль она сыграла в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, принимая эвакуированные предприятия, население, снабжая, в первую очередь, Сталинградский фронт, принимая тысячи раненых в эвакогоспиталях, отправляя в глубокий тыл тех, кто не мог быть возвращён на поля сражений.

Многих великих людей помнит наша станция. ПА Столыпин останавливался здесь при объезде Поволжского региона в 1910 году, где члены биржевого комитета во главе с P.P. Боос вручили ему очередное ходатайство о скорейшем решении вопроса об обращении слободы в город Покровск. В годы Гражданской войны, когда в Покровск был эвакуирован штаб 4-ой армии Восточного фронта, здесь побывали В.В.Куйбышев, Л.Д. Троцкий, М.В. Фрунзе, В.И. Чапаев. На площади перед вокзалом выступал и общался с покровчанами, железнодорожниками и их детьми всесоюзный староста М.И. Калинин.

3 апреля 1927 года в здании железнодорожного клуба выступал народный комиссар А.В. Луначарский. В связи со строительством Энгельсского мясокомбината всесоюзного значения здесь неоднократно бывал ЛИ. Микоян.

6 января 1965 года знаменательно тем, что перед трудящимися города выступил первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Вместе с супругой Валентиной Ивановной они на пригородном поезде отбыли в Саратов.
Многих достойных людей воспитала железная дорога. В.И. Панфилов...
Многих достойных людей воспитала железная дорога. В.И. Панфилов стал легендарным комдивом, П.В.Волох, известным военачальником, КГ. Гофман, председателем Верховного Совета Республики немцев Поволжья...

Ныне Ансамбль зданий, сооружений и объектов науки и техники железнодорожного вокзала станции «Покровск» признан памятником истории и культуры регионального значения, который вместе с подвижным составом войдёт в туристический маршрут Саратовской области и послужит великому делу воспитания молодого поколения на традициях российских и покровских железнодорожников.

Из книги "Под покровом Богородицы" часть 5 автор Е. Ерина в соавторстве с Ковляром В.И.
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Железнодорожная станция «Покровск» и её роль в становлении региона
Здоровье в Саратове и Энгельсе
волга
Саратов Сегодня - новости и журнал
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 24/04/2024 20:07