04/07/2018 06:14 Литература Истории
В 2017 году город Энгельс будет отмечать 270-летний юбилей, в честь которого мы любую статью по истории слободы начинаем с того момента, когда «по Указу велено с Эльтонского озера ставить в казну соли бузуну в города Саратов и Дмитриевск, что на Камышинке, сумму не малую». Благодаря императрице Елизавете Петровне и правительствующему Сенату, которые установили 21 февраля 1747 года государственную монополию на соль, в конце августа на луговой стороне Волги напротив Саратова был заложен подполковником Н.Ф. Чемодуровым хорошо укреплённый от набегов кочевников форт с «магазейнами» (складами) внутри. К западу от форта выходцы из земель Малороссии (Полтавской, Харьковской, Черниговской) построили украинскую слободу с ярко выраженным национальным колоритом. Правительство даровало им свободу от повинностей и по 30 десятин земли на каждую душу. Русских дворов было мало в украинской слободе. Они стали селиться, в основном, в период царствования Екатерины II и образовали свою слободку. Солевоз-ный промысел давал неплохой доход, и жители жили не бедно.
Многие учёные, путешественники оставили нам воспоминания, передали впечатления об увиденном в поселении. Так академик Иоган-Пётр Фальк, шведский врач, доктор медицины, естествоиспытатель, доктор ботаники при Санкт-Петербургской академии наук, сообщал, что в слободе на момент его пребывания в 1769 году было 2445 семей малороссиян, некоторые из них держали от 200 до 300 волов д ля возки соли и были зажиточны. Дома по украинскому образцу состоят из мазанок, снаружи и внутри выбеленных, внутри бедных, но чистых. Трубы и кровли дощатые, из коих первые смазаны глиной, а последние покрыты дёрном. Купеческие лавки тоже выстроены. Почти при каждом доме есть огород, но без плодоносных дерев. Хочется обратить внимание ещё на одно его высказывание: жители «могли бы добывать хлеб, но они по причине редко случающихся дождей сеют хлеба мало и его покупают».
В том же году в слободе побывал русский путешественник И.И. Лепёхин. Он красочно описал солевозный путь: «Как только поднялись мы на степь, то по всем сторонам были видны беспрерывные обозы, взад и вперёд идущие, и вся почти степь покрыта была пасущимися волами».
В 1772 году Пётр-Симон Паллас, известный естествоиспытатель и исследователь России, сообщал, что в слободе было уже «более 400 домов, некоторые весьма хорошо построены. На базаре выстроено чрезвычайное множество лавок, в коих продаются всякого рода простые товары».
Многие учёные, путешественники оставили нам воспоминания, передали впечатления об увиденном в поселении. Так академик Иоган-Пётр Фальк, шведский врач, доктор медицины, естествоиспытатель, доктор ботаники при Санкт-Петербургской академии наук, сообщал, что в слободе на момент его пребывания в 1769 году было 2445 семей малороссиян, некоторые из них держали от 200 до 300 волов д ля возки соли и были зажиточны. Дома по украинскому образцу состоят из мазанок, снаружи и внутри выбеленных, внутри бедных, но чистых. Трубы и кровли дощатые, из коих первые смазаны глиной, а последние покрыты дёрном. Купеческие лавки тоже выстроены. Почти при каждом доме есть огород, но без плодоносных дерев. Хочется обратить внимание ещё на одно его высказывание: жители «могли бы добывать хлеб, но они по причине редко случающихся дождей сеют хлеба мало и его покупают».
В том же году в слободе побывал русский путешественник И.И. Лепёхин. Он красочно описал солевозный путь: «Как только поднялись мы на степь, то по всем сторонам были видны беспрерывные обозы, взад и вперёд идущие, и вся почти степь покрыта была пасущимися волами».
В 1772 году Пётр-Симон Паллас, известный естествоиспытатель и исследователь России, сообщал, что в слободе было уже «более 400 домов, некоторые весьма хорошо построены. На базаре выстроено чрезвычайное множество лавок, в коих продаются всякого рода простые товары».
К 1761 году, по мнению историка А.Ф. Леопольдова, слобода имела плановой душевой земли 46139 десятин, в том числе пахотной 34320 при населении в 2745 окладных душ, к 1784 году — до пяти тысяч. Число возчиков соли к 1758 году возросло до 2073, при которых было 3840 воловых пар. Таким образом, слобода быстро росла и развивалась, жители строили новые амбары для складирования соли, а затем перевозили её в Саратов, откуда она поступала во многие губернии страны. Хорошие заработки и свободные земли привлекли в тридцатые годы в слободу переселенцев из центральных губерний России.
До 1836 года слобода была пригородной города Саратова, входила в Саратовский уезд. Сообщалась с центром посредством «постоянного перевоза на пароходе с баржами, на пароходах РУЖД зимой «на омнибусах: санях Саратовской конно-же-лезной дороги». С 1 января 1836 года она была отнесена ко вновь созданному Ново-узенскому уезду, который вошёл с 1 января 1851 года в новую Самарскую губернию. К этому времени постепенно солевозный промысел угас, не выдержав конкуренции с более дешёвым путём: Эльтон — Дмитриевск (ныне Камышин). И жители слободы, ещё к 1927—1928 году, получившие статус Государственных крестьян, стали вместе с немецкими колонистами развивать хлебопашество и скотоводство. Опыт строительства амбаров у покровчан был. Тонны отборного зерна, знаменитого сорта из твёрдых сортов пшеницы «белотурки» накапливались за зиму в 87 амбарах. Летом хлеб грузили на баржи и отправляли на Саратовскую, Нижегородскую ярмарки, вверх по Волге — в губернии страны, за границу.
До 1836 года слобода была пригородной города Саратова, входила в Саратовский уезд. Сообщалась с центром посредством «постоянного перевоза на пароходе с баржами, на пароходах РУЖД зимой «на омнибусах: санях Саратовской конно-же-лезной дороги». С 1 января 1836 года она была отнесена ко вновь созданному Ново-узенскому уезду, который вошёл с 1 января 1851 года в новую Самарскую губернию. К этому времени постепенно солевозный промысел угас, не выдержав конкуренции с более дешёвым путём: Эльтон — Дмитриевск (ныне Камышин). И жители слободы, ещё к 1927—1928 году, получившие статус Государственных крестьян, стали вместе с немецкими колонистами развивать хлебопашество и скотоводство. Опыт строительства амбаров у покровчан был. Тонны отборного зерна, знаменитого сорта из твёрдых сортов пшеницы «белотурки» накапливались за зиму в 87 амбарах. Летом хлеб грузили на баржи и отправляли на Саратовскую, Нижегородскую ярмарки, вверх по Волге — в губернии страны, за границу.
Для вывоза зерна, скота, мяса необходим бьи железнодорожный транспорт, который бы дал толчок бурному развитию слободы. Вопрос о строительстве поднимался в стране и в Саратовской губернии ещё в середине XIX века.
5 ноября 1887 года инициаторы прокладки Покровско-Уральской железнодорожной линии господа Недошивин и Зейферт обратились в правительство России с просьбой дать разрешение на учреждение «Общества по сооружению железнодорожной линии от Покровской слободы до Новоузенска и Уральска и провести изыскательские работы». В это же время Общество Рязанско-Козловской железной дороги, имеющее большой опыт строительства и эксплуатации железных дорог, вело переговоры о строительстве узкоколейной ветки от слободы Покровской до Уральска — около 400 вёрст, и от неё — ветки на Николаевск и Александров Гай — около 250 вёрст. Они и получили право на реализацию проекта. Председателем «Общества Рязано-Уральской железной дороги» стал его основатель Павел Григорьевич фон Дервиз. На северной окраине слободы было выделено обширное место под станцию и под ъездные пути.
5 ноября 1887 года инициаторы прокладки Покровско-Уральской железнодорожной линии господа Недошивин и Зейферт обратились в правительство России с просьбой дать разрешение на учреждение «Общества по сооружению железнодорожной линии от Покровской слободы до Новоузенска и Уральска и провести изыскательские работы». В это же время Общество Рязанско-Козловской железной дороги, имеющее большой опыт строительства и эксплуатации железных дорог, вело переговоры о строительстве узкоколейной ветки от слободы Покровской до Уральска — около 400 вёрст, и от неё — ветки на Николаевск и Александров Гай — около 250 вёрст. Они и получили право на реализацию проекта. Председателем «Общества Рязано-Уральской железной дороги» стал его основатель Павел Григорьевич фон Дервиз. На северной окраине слободы было выделено обширное место под станцию и под ъездные пути.
Работы начались в 1892 году после того как в марте Департамент железных дорог Министерства путей сообщения утвердил профиль полотна от слободы Покровской до Уральска и сообщил об этом в правление РУЖД. В это время на станции слободы шло строительство паровозного депо на шесть локомотивов и помещений для ремонта вагонов на основании «Схемы расположения паровозных вагонных мастерских», утверждённой 29 октября 1893 года. К осени 1894 года объекты были построены и введены в эксплуатацию 27 сентября, после чего руководство дороги официально сообщило Департаменту железных дорог, что линию можно передавать в эксплуатацию.
В Перечне документальных материалов по истории покровских мастерских РУЖД составленном Центральным государственным историческим архивом в 1967 году, в аннотации к отчёту по эксплуатации линии на 1895 год указано: «Линия Покровская слобода — Уральск открыта 25 октября 1894 года. В Списке населённых мест Самарской губернии на 1900 год на ней расположены такие станции как Покровск, Сазанка, Анисовка, Безымянка, разъезд Титаренко. Всего на линии в 395 вёрст, 170,64 сажени было 17 станций, станция Покровск отнесена ко второму разряду. Документально установлено, что здание железнодорожного вокзала «Покровск» было построено в 1893 году, железнодорожных касс — в 1889-м, депо и водонапорной башни — в 1900-м, телефонно-телеграфной станции — в 1890 году. Товарная контора — уже позднее, в 1920-ом, железнодорожная больница — в 1930 году. По-кровское депо с мастерскими приступили к работе в сентябре 1895 года. В комплекс мастерских входили: механическая и слесарная, меднолитейная и инструментальная, деревообделочная, жестяницкая, столярная, обойницкая, сборницкая товарных вагонов, малярная и сборное отделение для классных вагонов. Здесь же кузница и котловая, а также сборное отделение для паровозов.
Значение всего введённого комплекса — железной дороги, депо, мастерских и, безусловно, станции «Покровск», трудно переоценить не только для нашего региона, но и в масштабах всей страны.
Немалую роль сыграла Покровско-Уральская дорога и её ответвления на юг в период проведения столыпинской реформы и выселения поволжских немцев в 1941 году. Отсюда направлялись составы с переселенцами в районы Сибири, Казахстана и на Урал. Станция была важным перевалочным пунктом в годы 1-ой Мировой войны. Особую роль она сыграла в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, принимая эвакуированные предприятия, население, снабжая, в первую очередь, Сталинградский фронт, принимая тысячи раненых в эвакогоспиталях, отправляя в глубокий тыл тех, кто не мог быть возвращён на поля сражений.
Многих великих людей помнит наша станция. ПА Столыпин останавливался здесь при объезде Поволжского региона в 1910 году, где члены биржевого комитета во главе с P.P. Боос вручили ему очередное ходатайство о скорейшем решении вопроса об обращении слободы в город Покровск. В годы Гражданской войны, когда в Покровск был эвакуирован штаб 4-ой армии Восточного фронта, здесь побывали В.В.Куйбышев, Л.Д. Троцкий, М.В. Фрунзе, В.И. Чапаев. На площади перед вокзалом выступал и общался с покровчанами, железнодорожниками и их детьми всесоюзный староста М.И. Калинин.
3 апреля 1927 года в здании железнодорожного клуба выступал народный комиссар А.В. Луначарский. В связи со строительством Энгельсского мясокомбината всесоюзного значения здесь неоднократно бывал ЛИ. Микоян.
6 января 1965 года знаменательно тем, что перед трудящимися города выступил первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Вместе с супругой Валентиной Ивановной они на пригородном поезде отбыли в Саратов.
В Перечне документальных материалов по истории покровских мастерских РУЖД составленном Центральным государственным историческим архивом в 1967 году, в аннотации к отчёту по эксплуатации линии на 1895 год указано: «Линия Покровская слобода — Уральск открыта 25 октября 1894 года. В Списке населённых мест Самарской губернии на 1900 год на ней расположены такие станции как Покровск, Сазанка, Анисовка, Безымянка, разъезд Титаренко. Всего на линии в 395 вёрст, 170,64 сажени было 17 станций, станция Покровск отнесена ко второму разряду. Документально установлено, что здание железнодорожного вокзала «Покровск» было построено в 1893 году, железнодорожных касс — в 1889-м, депо и водонапорной башни — в 1900-м, телефонно-телеграфной станции — в 1890 году. Товарная контора — уже позднее, в 1920-ом, железнодорожная больница — в 1930 году. По-кровское депо с мастерскими приступили к работе в сентябре 1895 года. В комплекс мастерских входили: механическая и слесарная, меднолитейная и инструментальная, деревообделочная, жестяницкая, столярная, обойницкая, сборницкая товарных вагонов, малярная и сборное отделение для классных вагонов. Здесь же кузница и котловая, а также сборное отделение для паровозов.
Значение всего введённого комплекса — железной дороги, депо, мастерских и, безусловно, станции «Покровск», трудно переоценить не только для нашего региона, но и в масштабах всей страны.
Немалую роль сыграла Покровско-Уральская дорога и её ответвления на юг в период проведения столыпинской реформы и выселения поволжских немцев в 1941 году. Отсюда направлялись составы с переселенцами в районы Сибири, Казахстана и на Урал. Станция была важным перевалочным пунктом в годы 1-ой Мировой войны. Особую роль она сыграла в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, принимая эвакуированные предприятия, население, снабжая, в первую очередь, Сталинградский фронт, принимая тысячи раненых в эвакогоспиталях, отправляя в глубокий тыл тех, кто не мог быть возвращён на поля сражений.
Многих великих людей помнит наша станция. ПА Столыпин останавливался здесь при объезде Поволжского региона в 1910 году, где члены биржевого комитета во главе с P.P. Боос вручили ему очередное ходатайство о скорейшем решении вопроса об обращении слободы в город Покровск. В годы Гражданской войны, когда в Покровск был эвакуирован штаб 4-ой армии Восточного фронта, здесь побывали В.В.Куйбышев, Л.Д. Троцкий, М.В. Фрунзе, В.И. Чапаев. На площади перед вокзалом выступал и общался с покровчанами, железнодорожниками и их детьми всесоюзный староста М.И. Калинин.
3 апреля 1927 года в здании железнодорожного клуба выступал народный комиссар А.В. Луначарский. В связи со строительством Энгельсского мясокомбината всесоюзного значения здесь неоднократно бывал ЛИ. Микоян.
6 января 1965 года знаменательно тем, что перед трудящимися города выступил первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Вместе с супругой Валентиной Ивановной они на пригородном поезде отбыли в Саратов.
Многих достойных людей воспитала железная дорога. В.И. Панфилов стал легендарным комдивом, П.В.Волох, известным военачальником, КГ. Гофман, председателем Верховного Совета Республики немцев Поволжья...
Ныне Ансамбль зданий, сооружений и объектов науки и техники железнодорожного вокзала станции «Покровск» признан памятником истории и культуры регионального значения, который вместе с подвижным составом войдёт в туристический маршрут Саратовской области и послужит великому делу воспитания молодого поколения на традициях российских и покровских железнодорожников.
Из книги "Под покровом Богородицы" часть 5 автор Е. Ерина в соавторстве с Ковляром В.И.
Ныне Ансамбль зданий, сооружений и объектов науки и техники железнодорожного вокзала станции «Покровск» признан памятником истории и культуры регионального значения, который вместе с подвижным составом войдёт в туристический маршрут Саратовской области и послужит великому делу воспитания молодого поколения на традициях российских и покровских железнодорожников.
Из книги "Под покровом Богородицы" часть 5 автор Е. Ерина в соавторстве с Ковляром В.И.
Рубрики: Литература Истории
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Железнодорожная станция «Покровск» и её роль в становлении региона